Организация летнего отдыха детей младшего школьного возраста
Прогулочная группа в летний период времени
Автор: Евтеева Светлана Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «Первомайская средняя школа» городского округа город Первомайск Нижегородской областиОписание материала: описание работы прогулочной группы
Цель: создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в каникулярный период.
Задачи:
1. Дать возможность самореализоваться каждому ребенку;
2. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу, обеспечивающую социально-психологическую комфортность каждого ребенка;
3. Вовлечь детей в различные сферы деятельности.
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это лето
На всё лето к нам пришло.
Уважаемые родители и ребята начальной школы,
с 03.06 по 07.06 в школе будет работать прогулочная группа «Солнечная»
Здесь вы откроете для себя много интересных игр, весело проведете время, совершите познавательные экскурсии, получите заряд положительных эмоций! Ждём вас каждый день с 10.00 до 13.00. По всем вопросам обращаться к руководителю группы
Евтеевой С.В. по телефону: 2-21-92.
С этого объявления начался набор в прогулочную группу «Солнечная», руководителем которой являлась я-Евтеева С.В.- летом 2012 года.
С наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей.
Особое место занимает организация летнего отдыха детей в прогулочных группах. Прогулочная группа – это временное детское объединение, создаваемые в каникулярный период для организации отдыха, занятости и оздоровления детей.
На сегодняшний день это наиболее дешевый и для многих единственный выход из положения. К тому же далеко не каждый ребенок захочет провести все лето вне дома – без папы и мамы. Посещая же прогулочную группу, он не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни в кругу семьи. Еще один немаловажный момент – это возможность общения ребенка не только с привычным кругом друзей, но и с детьми из других классов. Эти функции выполняет летняя прогулочная группа.
Прогулочная группа имеет цели и задачи.
Цель: создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в каникулярный период.
Задачи:
1. Дать возможность самореализоваться каждому ребенку;
2. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу, обеспечивающую социально-психологическую комфортность каждого ребенка;
3. Вовлечь детей в различные сферы деятельности.
Организация деятельности прогулочной группы следующая
3.1. Создание прогулочной группы оформляется приказом по школе;
3.2. Начальник прогулочной группы, воспитатели назначаются директором школы;
3.3. В своей деятельности прогулочная группа использует такие формы работы, как экскурсии, путешествие по родному краю, проведение познавательных мероприятий.
3.4. Время пребывания детей в прогулочной группе с 10.00 ч. до 13.00 ч.
(При организации деятельности прогулочной группы надо отметить, что
детям и родителям удобен режим дня прогулочной группы: позавтракав дома, к 9.00 дети приходят в группу и заняты до 13.00).
Участники.
Участниками прогулочной группы являются все желающие в возрасте от 7 до 15 лет. Основной состав группы – это учащиеся школы. Стоит добавить, что при комплектовании особое внимание уделялось детям из малообеспеченных семей, многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Основное направления деятельности прогулочной группы:
краеведческое – встречи с интересными людьми, путешествия по родному краю, экскурсии;
спортивно-оздоровительное;
игровое;
экологическое;
художественно-эстетическое.
Мы постарались так организовать работу прогулочной группы «Солнечная», чтобы каждый новый день для детей нёс свой интерес и свое содержание.
Наша задача состояла в том, чтобы работа ПГ «Солнечная» охватила все направления, которые вы видите. Вот что у нас получилось.
Спортивно-оздоровительное направление включает: прогулки на свежем воздухе, утренняя зарядка, спортивные мероприятия. Каждая встреча нового дня прогулочной группы начиналась с утренней зарядки. В течение дня обязательно проводилось небольшое спортивное мероприятие.
Осуществить краеведческое направление деятельности прогулочной группы помогли прогулки вне территории школы: посещение храма в честь иконы Казанской Божьей Матери. По храму была проведена ознакомительная экскурсия. Дети познакомились с устройством храма. После посещения храма дети были приглашены в здание Воскресной школы на базе храма в честь иконы Казанской Божьей Матери, где состоялось чаепитие. После чаепития дети просмотрели детский фильм «Щенок» (2009г.) режиссера Марии Евстафьевой, что способствовало художественно-эстетическому воспитанию детей.
Хочется немного остановиться на этом фильме. Рекомендую просмотр этого фильма. Он будет интересен не только учащимся любого школьного возраста, но и нам взрослым людям. Картина «Щенок» - замечательная, добрая и очень светлая история, наполненная глубоким нравственным смыслом. Фильм удостоен многих призов и наград.
Краткое содержание: История о настоящей дружбе, об умении прощать и жертвовать… Конец 70-х – начало 80-х. Школа, юные пионеры со своими представлениями о добре и дружбе. Именно в этой среде разворачивается драматическая история Валерки - непохожего на всех остальных детей 11-летнего аутичного мальчика. Он в силу своих отклонений является изгоем в среде жестокого детского общества. Алеша, как и все его товарищи при каждом удобном случае издевается и обижает Валерку. Но однажды происходит событие, которое заставляет Алешу совершенно иначе взглянуть на Валерку, а затем и на весь мир в целом…
Вот отзывы детей об этом фильме:
«Фильм "Щенок" - душевный, славный, добрый, пронзительный»
«Не очень люблю фильмы о животных, но так как это фильм о детях и животных, то посмотреть захотелось. Тем более, что идет он 45 минут. Фильм очень поучительный, советую посмотреть этот фильм»
«Бесподобный фильм! Смотрится на одном дыхании!»
Плюс ко всему Воскресная школа может предоставить для просмотра и другие познавательные, добрые фильмы.
Следующая экскурсия – Краеведческий музей.
МАУК «Краеведческий музей» городского округа город Первомайск Нижегородской области. В музее детям провели экскурсию по всем залам. В зале «Животный мир родного края» дети задержались дольше. Работник музея провела экологическую викторину «Птицы нашего края». Викторина была познавательной, интересной. Конкурсы сменяли подвижные игры «Угадай чей голосок», «Найди свою пару», «Птичка, отзовись». Дети остались довольны. Надо отметить, что Работники музея всегда рады помочь организовать досуг детей.
Традиционной стала Экскурсия в Пожарную часть ГУ МЧС России городского округа город Первомайск Нижегородской области с целью знакомства с профессией пожарный-спасатель.
Очень интересной и познавательной, по мнению детей, стала Экскурсия в пункт централизованной охраны городского округа г. Первомайск Нижегородской области с целью знакомства с профессией полицейский. Многие дети хорошо знают о работе полиции, но не знакомы с такой организацией как Вневедомственная Охрана. Чтобы познакомить детей со спецификой работы данной организации была организована данная экскурсия.
Экскурсию проводил начальник ВО Ботячков Алексей Николаевич. Он рассказал, что
Вневедомственная охрана (ОВО) — структурное подразделение МВД России, предоставляющее услуги по охране объектов всех форм собственности, а также квартир и других мест хранения личного имущества граждан, с сохранением должностных функций полиции. В своей деятельности вневедомственная охрана руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "О полиции", другими законами …
Детям показали комнату централизованной охраны объекта - пультовая вневедомственная охрана. Это одна из систем охранной сигнализации. Суть организации пультовой охраны сводится к автоматической передаче информации от технических средств охраны (объектовых устройств), установленных на территориально удаленных объектах, на пульт централизованного наблюдения (ПЦН), где в зависимости от ситуации происходит выдача заявки на реагирование либо мобильной группе, либо технической службе. Работник данной службы продемонстрировали детям современные технологии, применяемые в данной системе охранной сигнализации,
Дети узнали, что патрульная группа включает в себя до 3-х охранников (с учетом охранника-водителя), соответствующую спец экипировку (бронежилеты, шлемы, наручника, оружие, спецсредства и пр – всё это дети имели возможность примерить на себя.), оборудование (фонари, средства радиосвязи, приборы ночного видения и пр. Смысл работы данной службы - Ежедневное патрулирование по адресам объектов гарантирует, что даже в неблагоприятных условиях, группа в максимально короткие сроки прибудет на объект и сумеет сориентироваться таким образом, чтобы наиболее эффективным способом обеспечить сохранность имущества и безопасность людей и охраняемых объектов.
В конце экскурсии Ботячков А.Н. провёл беседу с детьми «Правила поведения с незнакомыми людьми». Итог беседы был обобщён следующими выводами:
– Что же делать, если с тобой заговорил незнакомый человек? (Извиниться и пройти мимо. Не вступать в разговор, что бы тебе ни сказали, – потому что никто не сможет заранее тебе объяснить все хитрости злодея.)
– А если от тебя не отходят? (Надо вырываться и кричать: «Я его не знаю!». Пусть это услышат другие взрослые. Они помогут и вызовут милицию.)
Детям экскурсия очень понравилась.
Художественно-эстетическое направление осуществлялось через посещение МАУК "Культурно-досуговый комплекс"городского округа г.Первомайск Нижегородской области (РДК) с целью просмотра кинофильма. Можно организовать выставки картин местных художников прямо в образовательной организации. Хорошо идёт на контакт работник художественной школы – Филатова А.М.
Экскурсия в районную детскую библиотеку способствовало воспитанию экологической культуры детей. В библиотеке состоялось мероприятие «День Природы». Эпиграфом к данному мероприятию были взяты слова замечательного французского писателя Антуан Сент-Экзюпери, которые звучат так: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, и пересесть из него просто некуда». Дети разделились на 2 команды «Экологи», «Знатоки природы». Детям были предложены 8 конкурсов на тему природы. Дети проявили эрудицию, смекалку, творчество. По итогам жюри победила дружба. Обе команды выступили достойно.
Экологическое направление хорошо осуществлять с помощью
Прогулок-наблюдений
Основное содержание такой прогулки, чаще всего, связано с целенаправленными наблюдениями младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного мира, жизнью домашних и диких животных, трудом и отдыхом людей. Местом ее проведения могут быть школьный сад, ближайший парк, зеленая зона недалеко от школы.
Темы прогулок-наблюдений:
• «Облака-белогривые лошадки».
• «Как появляется листочек».
• «Кто делает город красивым?».
• «Мир насекомых».
• «Птицы, что рядом с нами живут».
• «Удивительное - рядом» (о растениях).
• «Как прекрасен этот мир!»
• «Кто в парке живет, что в парке растет?»
«Определить виды деревьев и кустарников зеленой зоны нашего микрорайона. Начертить план, собрать гербарий, рассказать о любимом зеленом уголке».
Такие наблюдения позволяют детям лучше чувствовать природу, понимать закономерности ее изменений.
Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой.
Во время прогулки можно предложить детям делать зарисовки с натуры, представляя себя настоящими художниками, мастерят поделки из природного материала, составляют композиции из цветных камней, рисуют цветными мелками на асфальте., В конце прогулки для формирования регулятивных универсальных учебных действий объявляется конкурс на лучшее описание выполненной композиции, коллективно сочиняют сказки, конкурсы на лучшие рисунок, поделку..
Темы прогулок-фантазий:
• «Оригинальный венок».
• «Удивительное — рядом».
• «Сказки цветных камней».
• «Замки из песка».
• «Цветы на асфальте».
Игровое направление прогулочной группы. Здесь хорошо работают такие виды прогулок как:
Прогулка-игра
Дети гуляют на школьном дворе. Но для проведения игр нужна площадка. Можно использовать типовую спортивную площадку школы.
Прогулка-поиск
Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для гербария, коллекции и т. д. При этом, прежде чем дети пойдут искать, они должны разгадать загадку или найти в предложенном тексте название того, что должны искать. По окончании дети могут придумывать интересные истории о своих находках, названия для них, составлять гербарии в виде картины, панно, букетов.
Как вариант, можно руководителю группы заранее спрятать на территории, где будет проходить прогулка, какие-то предметы. Во время прогулки дети должны их найти, пользуясь маршрутным листом, на котором представлен план территории с отметкой, где находится предмет.
Пример прогулки-поиска «Операция "клад"», «12 записок». Эта игра может иметь множество вариантов и меняться в зависимости от реальных условий и творчества организатора. Очень нравиться детям в конце поиска найти клад, сюрприз.
Так как во время работы прогулочной группы очень часты прогулки за территорией школы, то будут уместны и полезны прогулки-практикумы. Прогулка - практикум закрепляет знания Правил дорожного движения, умение ориентироваться.
Темы прогулок-практикумов:
• «Красный, желтый, зеленый».
• «Правила поведения в природе».
• «Ты играешь во дворе».
• «Скажите, как пройти».
• «Правила поведения в транспорте».
• «Культура поведения на улице».
Такие прогулки используют для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения. Во время прогулки можно создать ситуацию, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организуется самоанализ детьми своих действий.
Вот такие мероприятия можно проводить с детьми, чтобы каждый новый день был для них необычным и интересным. Мы старались обеспечить детям хороший отдых, яркие впечатления и массу положительных эмоций!
В прогулочной группе была проведена входящая диагностика, для выявления уровня самооценки детей. По окончанию работы группы проведена итоговая диагностика.
Как показал опрос, детям очень нравится посещать прогулочную группу из-за возможности общаться со сверстниками.
Рекомендуем посмотреть:
Игра-путешествие по сказкам в летнем лагере. Сценарий Сценарий игровой программы на тему: ЗОЖ в начальной школе Сценарий мероприятия для летнего пришкольного лагеря. Знатоки цветов Познавательная игра для летнего пришкольного лагеряПохожие статьи:
Интеллектуальная игра в лагере. Сценарий
Конкурсы для мальчиков в летнем лагере
Театрализованная игровая программа в летнем лагере. Сценарий
Автор: Светлана Викторовна Евтеева
Опубликовано: 3448 дней назад (15 июля 2015)
Просмотров: 9175
Рубрика: Организация отдыха детей
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (6)
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|