Сказочная педагогика
О роли сказок в воспитании детей
Статья о роли сказок в воспитании детей. Данный материал будет полезен учителям, воспитателям, родителямНа протяжении тысячелетий многие и многие книги появлялись и исчезали: одни – оставались хотя бы строкою в памяти, другие – навсегда растворялись в небытии. Но наряду с самыми великими откровениями человеческого ума бережно хранились сказки. Как на драгоценный стержень, нанизывались на них мудрость, и со временем они становились не только поучением, но и своего рода завещанием.
Основоположник жанра литературной сказки Х.-К.Андерсен утверждал, что сказки – «блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей», а К. И. Чуковский говорил: «Сказка – самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб». Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Она питает ум, учит мыслить, развивает воображение и облагораживает чувства. В хорошей сказке всегда заложена значительная идея. В ней побеждает правда, добро торжествует над злом. Прекрасные и мудрые сказки утверждают в нашем сознании гуманные общечеловеческие ценности.
В сказках дети находят героев, на которых им хочется быть похожими. Сказка вселяет надежду. Сказка заставляет фантазировать и мечтать. Чем дольше ребенок верит в волшебника, в Деда Мороза, в то, что злодеев. похожих на Бабу Ягу или Змея Горыныча можно победить, тем ярче, радостнее и оптимистичнее будет его жизнь.
Дети, как и взрослые, сталкиваются с различными проблемами. Но «взрослые» решения проблем им не всегда подходят. Куда же девать чувства, которые переполняют ребенка. Будь это радость или печаль, раздражение или гнев?
В этом случае на помощь спешит сказка.
Темы в сказках поднимаются разные – чувство неполноценности, страха и тревоги, агрессия, лидерство – подчинение, жадность, трудности в общении. Именно с этими проблемами малыши сталкиваются и в реальной жизни. Если ребенок не может отождествить себя с каким – либо героем сказки, то очень скоро он потеряет интерес к повествованию.
Такие сказки, как «Колобок» и «Теремок», слишком просты, чтобы решить какую-то эмоциональную проблему. Их психологический смысл и польза для ребенка – подготовка памяти и внимания к восприятию более сложных произведений. Но такие сказки могут оказаться полезными и для старших детей (4-6 лет), которые гиперактивны и невнимательны. После чтения таких сказок игры и поведение ребенка станут более упорядоченными.
Более сложные сказки про Буратино, Чиполлино, Карлсона, а также русские народные сказки с Бабой Ягой и Змеем Горынычем недостаточно просто прочесть ребенку, их нужно обязательно проигрывать. При этом ребенок должен попробовать себя в разных ролях. Побыть и Иванушкой, и Бабой Ягой, и Буратино, и Карабасом Барабасом. Мысленно становясь на место Бабы Яги, он станет меньше её бояться. Отождествляя себя с Буратино, малыш чувствует себя смелым и способным дать отпор даже очень страшному Карабасу.
Если ребенок боится темноты – подойдет сказка про Питера Пэна. Ребенок увидит, что ночь – это не таинственное время суток, когда ты закрываешь глаза, и неизвестно, что вокруг происходит, а красивое, романтичное время, которое существует по своим законам: светлячки горят, луна светит, значит не так уж и темно, и сказочные мальчики играют с детьми в игры и никого не боятся.
Писатели – сказочники дают детям счастливую возможность прикоснуться к загадочному и прекрасному, что есть в жизни. Помогают не пугаться злого, враждебного; а, напротив, зажигают желанием восстать против зла, побороть несправедливость. Испанский сказочник Антонио Роблес говорил: «Сказка – это мостик, по которому ребятам легче перейти из детства во «взрослую жизнь» … Если с малых лет ты научился быть веселым и добрым, из тебя обязательно вырастет хороший человек». Сказки очень мягко и ненавязчиво подводят ребенка к сознательному выбору ценностных ориентаций, демонстрируя различные жизненные приоритеты героев и показывая, как складывается их судьба в связи с этим. Без всякого сомнения, сказки помогают ребёнку правильно сформировать свое мировоззрение. Недаром дети любят сказку:
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
В. БерестовЧто в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Сказки приглашают детей в светлый мир радости и добра, воспитывают у них чувство оптимизма и справедливости.
По тематике сказки подразделяют на повествования о животных, волшебные и социально – бытовые. Они ведут свое начало из глубокой древности, когда люди не умели писать. Поэтому им присуща устная форма выражения. Они были очень разнообразны по содержанию – о невиданных животных, о чудесных приключениях героев, о ленивых и глупых людях. Но связывает их одно – в основе лежит вымысел.
Самые древние сказки – волшебные, где действия происходят в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, где герои летают, шагают в сапогах – скороходах. скрываются под шапкой – невидимкой.
Первым в Европе за обработку народных сказок взялся писатель Шарль Перро (Франция). В его первый сборник «Сказки моей матери гусыни» вошли восемь сказок. В них Перро рассказывает о тяжелом положении народа («Мальчик-с-пальчик»), о честности, терпении, усердии («Золушка»).
В Германии братья Якоб и Вильгельм Гримм издали сборник «Детские семейные сказки» (всего 200). Действующими лицами в них были короли, рыбаки, принцы, крестьяне. Высмеивались человеческие пороки: лень, жадность, скупость, глупость («Умная Эльза», «Семеро храбрецов», «Смышленный Ганс»).
Дети мира очень любят фантастические, забавные и мудрые сказки датского писателя Х.- К. Андерсена. Сказочник мечтал о счастье для всех людей с добрым сердцем и умелыми руками. Его любимыми героями были звонкоголосый соловей, всеми обижаемый гадкий утёнок, стойкий оловянный солдатик.
Русские народные сказки тоже пришли к нам из глубокой древности. В Древней Руси они назывались «сказки небылые». В них отражались мечты человека о победе над природой, наблюдения его за жизнью животных, представления об окружающем мире, страшном и непонятном, полном неведомых опасностей и чудес.
Сюжетами народных сказок пользовались многие русские писатели и поэты: В. А. Жуковский – «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», П.П.Ершов «Конек-горбунок». Семь сказок для детей написал А. С.Пушкин («Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о рыбаке и рыбке» и т. д. )
Высмеивая лень, тупость, стремление к наживе, Александр Сергеевич с большой теплотой рисует образы простых людей. Так, в сказке «О попе и работнике его Балде» он рассказывает о том, что Балда – настоящий труженик – «работает за семерых», проворен в делах – «с утра у него всё пляшет», умён – сумел перехитрить попа. Лучшие черты русского народа - трудолюбие, сметливость, честность, настойчивость – воплощены в его образе.
Сказки слушают, читают и любят все дети мира. История их слагается из конкретных сказочных историй различных народов – русского, немецкого, китайского и т. д., но каждая из них отражает соответствующий быт, обычаи, подчеркивая национальное своеобразие.
Каждая сказка имеет свой срок существования. Она живет до тех пор, пока любима и передается из поколения в поколение. Произведения Андерсена, братьев Гримм, Пушкина, Ершова и других известных сказочников пережили века, так как они проповедуют высокие нравственные черты, понятные детям.
Первым воспитателем малышей, привившим им любовь к сказкам, является семья. Мамы и папы, бабушки и дедушки первыми знакомят детей со сказками. В этот момент очень важно прижаться к близкому человеку, слышать его голос, проживать вместе разнообразные эмоции.
Когда мама рядом не страшны никакие кощеи бессмертные и карабасы барабасы. К тому же сказка на ночь, рассказанная мамой или папой – это чуть ли не самая важная часть ежевечернего ритуала укладывания, момент наивысшего доверия и близости между ребёнком и его родителями.
Почему дети так любят сказки? Они переносят в иной мир, полный чудес, и ребята начинают жить мыслями и поступками полюбившегося им персонажа, радуясь его победам, желая помочь ему в трудную минуту. Знакомясь с содержанием сказки, малыши начинают понимать, где добро, а где зло. Сказки помогают формированию ребенка как личности, его становлению.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране наблюдается процесс угасания сказочного творчества. Меньше стало мультфильмов на сюжеты русских народных сказок. Сейчас на наших экранах засилие американских мультфильмов, боевиков, проповедующих насилие, жестокость, грубость, стремление к наживе. Это фильмы яркие, красочные, но развлекательные.
С этим надо бороться. Ведь сказка - это неиссякаемый источник мудрости для воспитания ребенка, для формирования психики, нравственных черт характера. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, а это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям, радоваться счастью другого, переживать чужую судьбу, как свою. Сказка должна занять достойное место в душах ребят.
Рекомендуем посмотреть:
Сказкотерапия для детей с ОВЗ Творческая проект на тему: Сказки для начальной школы Сказочная имидж-терапия О роли сказок в воспитаний детей
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (5)
|
|
||
|
|
|
||
|
|