Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект НОД для старшей группы. Фольклор в развитии речи детей

Фольклор в развитии речи детей. Старшая группа. Тема: "В гости к бабушке Маланья"
Описание материала: предлагаю вам конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы фольклор в развитии детей "В гости к бабушке Маланье". Данный материал будет полезен для начинающих воспитателей, педагогов дошкольных учреждений, для студентов. Конспект направлен на развитие познавательных, речевых, коммуникативных способностей у детей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно эстетическое".
Программные задачи:
- продолжать развивать интерес к устному народному творчеству;
- закреплять потребности и совершенствовании способности к обмену информации;
- развивать произвольность в подборе интонационных средств выразительности с учетом содержания высказывания и условий речевой ситуации;
- формировать правильное понимание смысла слов и выражений, употребляемых в фольклоре;
- формировать представления о языковых средствах помогающих создать обобщенные образы фольклорных произведений;
- повышать инициативность и самостоятельность в общении с устным народным творчеством. Способность различать отдельные жанры, видеть своеобразие их строения, особенности языка;
- учить адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений в коммуникативных ситуациях, в самостоятельных высказываниях;
- развивать умение детей дополнять словесное творчество с изобразительными навыками;
-воспитывать любовь к фольклору.
Предшествующая работа:
- знакомство с понятием фольклор и его видами;
- знакомство с особенностями устного народного творчества;
- посещение этнографического музея города Чебоксары;
- посещение школьной библиотеки;
- разучивание слов игр, стихов, дразнилок, мирилок, считалок, закличек.
Словарная работа:
- осуществить словарную работу, расширяя и уточняя знания детей о фольклоре;
- обогащать речь с существительными, прилагательными, наречиями;
- помочь детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.
Материал: игрушка кошка, конверты с заданиями, клубочек, корзина, картинки с сюжетами сказок, карточки с пословицами, карточки с схематическими изображениями, сказочные персонажи в картинках, акварельные краски, кисточки, емкости для воды, бумага для коллективной работы.
Методические приемы: использование аудио записи, сюрпризный момент, чтение авторского стихотворения воспитателем, чтение стихотворения ребенком, использование устного народного творчества, использование схемы, вопросы, словесная игра, объяснение, обсуждение, совместное комментирование, советы, напоминание, показ, указание, проблемная ситуация, трансформация текстов, поощрение, анализ и оценка.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Дети заходят в зал. Звучит таинственная, загадочная музыка.
Ведущий: Мы шли с ребятами к бабушке Маланье. И вот оказались здесь. Куда же мы попали? Ребята как вы себя чувствуете здесь? (ответы детей).
И вдруг под тихую, таинственную музыку слышим чей – то голос.
Бабушка Маланья: Мурка, Мурка пошли. Я тебе дам молочка. Куда же ты залезла?
(Мурка залезает на крышу домика сидит, смотрит и мурлычет Мур – мяю, Мур – мяу).
Бабушка Маланья:
А, вот и я,
Не тень моя,
А сама Маланья я!
Вы ребята наверное меня не узнали? (ответы детей).
Я бабушка Маланья!
Бабушка Маланья: Куда же вы путь держите?
Ведущий: Мы идем в гости к бабушке Маланье.
Бабушка Маланья: Сердцем добрая я!
Душою искренняя!
Люблю я песни петь,
Стихи читать,
А так же сказки сочинять.
И вас хочу я научить
Творить, еще фольклор любить!
Бабушка Маланья: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите. Как я рада, что вы пришли ко мне в гости. Давненько ко мне никто не заглядывал.
Мурка: – мяу «Фольклор, фольклор что это такое?»
Бабушка Маланья: А вот в этом помогут нам дети. Правда ребята? (ответы детей). Но в начале мы должны пройти длинный путь с препятствиями, которые спрятаны в конвертах. Вначале нужно найти эти конверты. В этом нам поможет мой верный клубочек. (достает из корзины клубок). Ну что ребята вы готовы? (ответы детей). А ты Мурка, разве не с нами?
Мурка: –Мяу, я не пойду, буду с высока наблюдать за вами.
Бабушка Маланья: Ну что же Мурка, тогда наблюдай (бабушка кидает свой клубок вперед и все идут за клубочком и произносят)
Ты катись, катись клубок
Торопясь катись дружок!
Если надо заверни
Аль не хочешь, отдохни!
Ребята, клубочек остановился, посмотрим где – то здесь должен лежать конверт. А вот и конверт. (открывает и читает задание № 1)
1. Прочтите стихотворение о весне?(ответы детей)
(Дети по желанию читают свои любимые стихи, бабушка благодарит активных чтецов)
2. Кто пишет стихи?(ответы детей)
(Бабушка Маланья благодарит за правильный ответ и закрепляет слово-поэт)
3. Отгадайте загадки?
-Появился из-под снега, Тянется к кусочку неба. Самый первый, самый нежный, Маленький такой... (подснежник)
-Снег и лед на солнце тают, с юга птицы прилетают,И медведю не до сна. Значит, к нам пришла...
-Синяя сосулька плачет, Но от солнца нос не прячет. И весь день под птичью трель. Кап-кап-кап — звенит...(весна)
-В теплый день из-подо льда, Мчится талая вода. И шумит всех птиц звончей, Этот озорной...(капель) (ответы детей)
4. Подскажите словечко?
-Ранняя...(весна), ясное...(небо), солнечное...(утро), весенняя...(капель) (ответы детей)
Бабушка Маланья: Молодцы ребята! Вы справились с первым заданием. Мурка видишь, как хорошо справились дети. Мурка ты что молчишь? Ах, ты уже спишь? Скорее всего ей кто – то спела песенку, что бы она заснула. Правда ребята? Какую же песенку Мурке спели? (ответы детей). Бабушка Маланья: Правильно,колыбельную конечно. А теперь немного отдохнем, а потом опять пойдем.
Игра «Молчанка»
Раз, два, три!
Ничего не говори.
Рты закрыты на крючок,
Кто проговорится, тому щелчок! (повторяется 2 раза)
Бабушка Маланья: Давайте дальше пойдем за клубочком (Бабушка бросает клубок вперед)
Ты катись, катись клубок
Торопясь катись дружок!
Если надо заверни
Аль не хочешь, отдохни!
(клубок останавливается около второго конверта с заданиями).
1. Кто пишет сказки? (ответы детей)
Бабушка Маланья: Правильно, писатель.

2. Кто знает, как начинаются сказки?(ответы детей)
Бабушка Маланья: Правильно "Жили-были..."

3. Вспомните, о ком говорится в следующих строках? "Не ешь меня волк, а лучше послушай мою песенку!"(ответы детей)
Бабушка Маланья: Правильно, о колобке!

4. Какие пословицы знаете? (ответы детей) В тесноте да не в обиде. Смелым счастье помогает. Не всякому верь, закрывай крепче дверь. Без труда не вытащишь рыбку из пруда! Один в поле не воин.
5. Какие из этих пословиц можно подбирать к трем сказкам?(ответы детей) "Теремок", "Волк и 7 козлят", "Маша и медведь"
6. Угадай сказку по схемам? (В середине карточки нарисован дом, от дома стрелка показывает на девочку, от девочки на лес, от леса на домик медведя, от домика медведя к домику , где жила девочка). (ответы детей)
Бабушка Маланья: Правильно, это сказка "Маша и медведь". Молодцы ребята, вы справились со вторым заданием!
Посмотрите, а Мурка все спит, ну и соня наша Мурка. Ребята, а про таких как наша Мурка что можно придумать? (ответы детей). Правильно, дразнилки (читают дети дразнилки).
Вот идет черный кот. Притаился, мышек ждет. Мышка норку обойдет. И коту не подойдет!
Бабушка Маланья: Молодцы, и дразнилку вспомнили! А, мы давайте дальше пойдем за клубочком.
Ты катись, катись клубок
Торопясь катись дружок!
Если надо заверни
Аль не хочешь, отдохни!
(клубок останавливается около третьего конверта с заданиями).
Бабушка Маланья: А тут еще большая толстая книга! Это для вас сюрприз, внутри что – то есть. Но мы это узнаем, когда выполним третье задание.
1. Выберите каждый по одной картинке и приклейте на бумагу.( На столе размещены разные вырезанные картинки из разных сказок, дети выбирают понравившуюся картинку и приклеивают коллективно на бумагу)
2. Внимательно рассмотрите, что у вас теперь получилось?(ответы детей)
3. Пофантазируйте, что можно еще дополнить.(Дети добавляют свои замыслы к новой сказке, дополняют рисунками)
4. Придумайте каждый свою фантазию.
5. Составление новой сказки. (В конце дети рассказывают новую сказку)
Бабушка Маланья: Молодцы, вы справились и с третьим заданием! А вот теперь эта книга действительно ваша, но вы ее откроете в группе. Ой, ребята посмотрите на нашу Мурку, все спит и спит, надо ее разбудить. Если мы крикнем, она может испугаться и упасть с крыши, поэтому нам придется кликнуть дождя. Дождик пойдет и она проснется. Ребята, как мы будем кликать дождя? (ответы детей).
Бабушка Маланья: Правильно, с помощью заклички. (Чтение заклички детьми)
Дождик, дождик, Пуще лей !Чтобы было веселей! Дождик, дождик, лей,лей! На меня и на людей!
Бабушка Маланья: Вот и дождик пошел, Мурка проснулась.
Мурка: Ох, как долго я спала– мяу, Мур – мяу! И все интересное пропустила. Так хотела узнать о фольклоре.
Девочка: Мурка, ты не волнуйся, мы тебе сейчас все расскажем.
Бабушка Маланья: Что же это такое фольклор? (ответы детей) Правильно, фольклор это устное народное творчество.
А что же такое устное народное творчество? (ответы детей) Правильно, это словесное творчество народа, которое передается из поколения в поколения. Это все придумал народ.
Бабушка Маланья: К фольклору что относится? (ответы детей) Сказки, песенки, загадки, стихи, дразнилки, заклички, пословицы, мирилки, считалки.
Мурка: Так, так к фольклору относятся и сказки, и стихи, и дразнилки, и заклички, и еще что – то сказали. Интересно, даже сказка придуманная ими, тоже относится к фольклору. Совсем я запуталась! Эх, зря я спала.
Бабушка Маланья: Не переживай Мурка, давай сначала мы проводим гостей наших. Дам тебе я молочка, а потом я тебе все по порядку расскажу, что мы делали с детьми, чтобы узнать что такое фольклор. (Мурка и бабушка прощаются с детьми)

Рекомендуем посмотреть:

Картотека фольклора для детского сада Конспект НОД в старшей группе. Путешествие по сказкам Чуковского Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с ЗПР Фольклорные посиделки в детском саду. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий фольклорного праздника в детском саду

Фольклор народов мира для детей средней группы

Фольклор для детей 6-7 лет

Колыбельные песни для детей 3-4 лет. Тексты

Фольклор для детей раннего возраста. Картотека

Конспект НОД для первой младшей группы. Знакомство с рассказом Г. Балла Желтячок | Родительское собрание в форме деловой игры в детском саду в подготовительной группе
Опубликовано: 2093 дня назад (31 марта 2019)
Просмотров: 3031
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!