Фольклор для детей раннего возраста. Картотека
Фольклор для детей дошкольного возраста 2-3-4 лет
Несмотря на всю пестроту и многообразие, жанры фольклора для самых маленьких могут быть объединены в несколько групп, и первая из них — так называемая пестовальная, или материнская, поэзия. Она предназначена самым маленьким и входит в жизнь ребенка буквально с первых дней. Это колыбельные, пестушки, потешки.
Колыбельные песни
С нами солнышко простилось,
Ночь на землю опустилась,
Ходит-бродит тишина,
Всех баюкает она:
«Баю-баю-баю-бай,
Спи, мой милый, засыпай!»
* * *
Баю-баю-баюшки,
Глазки спят у заюшки,
Глазки спят у кошечки
И у мышки-крошечки.
Добрый сон всех укачает,
Наша детка засыпает.
Баю-баюшки-баю,
Дочке песенку пою.
Как по лесенке с утра
Солнышко шагало,
День прошел, и за горой
Солнышко пропало,
Ночь взошла на лесенку,
Будет петь нам песенку.
Баю-баю-баю-бай,
Спи, дочурка, засыпай!
* * *
Ай, люшеньки, люшеньки,
Спать пора Андрюшеньке!
Ждет Андрюшеньку кроватка,
Чтобы спал сыночек сладко!
Баю-баю-баю-бай,
Спи спокойно, засыпай!
* * *
Баю-баюшки-баю,
Баю крошечку мою,
Баю ручки, баю ножки —
Отдохнут пускай немножко!
Натрудились, утомились,
А теперь легли в кровать.
Надо, надо засыпать!
* * *
Ай, люли, люли, люли!
Прилетели журавли
Из далеких дивных стран
Через море-океан!
Крылышками помахали,
Сказку детке рассказали,
Собрались в обратный путь,
А тебе пора уснуть!
* * *
Люли-люли-люли!
Прилетели гули,
На кроватку сели,
Детке песню спели,
Крылышками помахали,
Сказку рассказали.
Деточку качали,
«Спи, спи» ворковали!
* * *
Тише-тише-тишина!
Смотрит месяц из окна,
Звездочки мерцают,
Деточку качают:
«Баю-баю-баю-бай...
Наша детка, засыпай!»
* * *
Баю-баю-баю-бай,
Спи, мой милый, засыпай!
Я окошечко закрыла,
В гости сон я пригласила.
Сон пришел к нам и сидит,
А сыночек крепко спит!
* * *
Спи, мой маленький звоночек!
Пчелка спит, и спит цветочек,
Белка спит, и спят ежата,
Спят послушные ребята!
Всем, всем, всем спокойной ночи!
Спи, мой маленький звоночек!
Пестушки
Пестушки (от «пестовать» — нянчить, растить, воспитывать) — это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для пестушек одинаково важны и содержание, и ритм. Они способствуют эмоциональному и физическому развитию ребенка, помогают ему двигаться и создают особое настроение.
Цыпа-цыпа-цыпочка,
Встанем мы на цыпочки!
Ручки вверх потянем,
Бо-олыпе, вы-ыше станем!
Тянем, тянем ушки
Прямо до макушки —
По-тя-гуш-ки, по-тя-гуш-ки
* * *
Ква-ква-ква-квакушки,
В камышах лягушки!
Мы открыли глазки,
Мы потерли ушки —
По-тя-гуш-ки...
По-тя-гуш-ки...
По-тя-гуш-ки...
* * *
Котя моет глазки,
Котя моет ушки,
Котя выгнул спинку,
Котя — по-тя-гушки
* * *
Глазки смотрят,
Носик дышит,
Ушки милые
Всё слышат,
Ротик улыбается,
Ручки просыпаются.
И готовы ножки
Топать по дорожке!
С добрым у гром!!!
* * *
Чок-чок, на бочок,
Глазки, ротик — на крючок,
Коленочки к стеночке,
Мальчики и девочки,
Спать...
Спать...
Спать...
* * *
Спать, спать, почивать
Позовем к себе в кровать
Маленькую свинку —
На чистую простынку,
Квакалку-лягушку —
На чистую подушку,
А под одеялко
Кого позвать не жалко?
Кого позовем?
* * *
Ой, лады-лады-лады!
Принес заинька воды,
Дай нам, серенький, водицы,
Нашей деточке умыться!
Вот как умываемся!
Вот как улыбаемся!
* * *
Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
В гости к деточке идет,
Молочка с собой несет!
Скажет: «Пей веселей,
Подрастай поскорей!»
А мы пьем, пьем!
Да еще нальем!
* * *
Кушай, кушай, котик!
Открывай свой ротик:
Кашку и оладушки,
Да сыграй нам «Ладушки»
Ладушки, ладушки,
Вкусные оладушки!
* * *
Ходит котик с веничком,
Подметает семечки,
Подметает крошки
Да кладет в лукошко!
Угостит он птичек —
Голубей, синичек!
А ты крошки собери,
Тоже птичек покорми!
Потешки
Потешки — короткие игровые присловья, часть первых детских игр, в процессе которых ребенок осваивает простейшие движения и жесты. Слово в потешке ведет за собой жест, организует всю игру. Кроме того, потешки выводят ребенка за рамки его маленького привычного мира, воспитывают его в шутливой форме. Слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции.
Под грибочком
(пальчик поднимаем вверх и прикрываем ладошкой)
Домик,
(соединяем две ладошки, представляя крышу)
А живет там Гномик.
В доме пол
(топаем ножкой)
И потолок,
(ручки поднимаем вверх)
И печурка,
(ручки смыкаем в колесо)
И лубок!
(ручки опускаем вниз, ладони сжимаем, как будто держим лукошко)
Хлоп раз,
(хлопок)
Еще раз,
(хлопок)
Приглашаем в гости вас!
(ручками разводим и кланяемся)
Козел рогат,
(показываем пальчиками рожки)
Борода до пят,
(от подбородка ведем вниз сомкнутой ладонью, показывая длину бороды)
Топ-топ — идет,
(топаем)
Бородой трясет!
(трясем подбородком)
Кто соску не сосет?
(причмокиваем)
Кто всю ночь ревет?
(корчим рожицу)
За-бо-да-ет! За-бе-рет!
(«бодаем» пальчиками)
Жили-были мальчики,
Маленькие пальчики.
(раскрываем ладошку, пальчики растопырены)
Самый старший — БОЛЬШОЙ —
Косил сено за рекой,
(сгибаем-разгибаем большой пальчик)
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога
Провожал его в дорогу,
(сгибаем-разгибаем указательный пальчик)
СРЕДНИЙ — сено ворошил,
(сгибаем-разгибаем средний пальчик)
БЕЗЫМЯННЫЙ — отвозил,
(сгибаем-разгибаем безымянный пальчик)
А МИЗИНЧИК-малышок
(сгибаем-разгибаем мизинчик)
В печке каши грел горшок,
Стол к обеду накрывал,
Да с работы братцев ждал!
В огороде жучок
Грыз гороховый стручок:
(перебираем двумя пальчиками по столу)
Хрум, хрум! Ням, ням!
Сгрыз и тут, сгрыз и там!
(разводим ручками)
Рассыпались горошки,
Покатились по дорожке,
(стучим кончиками пальчиков по столу)
Пополз жучок
На другой стручок!
(перебираем двумя пальчиками по столу, изображая дальнейшее движение жучка)
* * *
Ой, лады, лады-ла-ла!
Гостей свинка позвала:
(растопыренные пальчики рук кладем на стол)
Козу рогатую,
(поднимаем-опускаем большие пальчики)
Корову бодатую,
(поднимаем-опускаем указательные пальчики)
Овечку-соседку,
(поднимаем-опускаем средние пальчики)
Курочку-наседку,
(поднимаем-опускаем безымянные пальчики)
А уточку — забыла!
(стучим мизинчиками)
В гости не пригласила!
(соединяем ладошки, пальцы прижимаем друг к другу)
Чисто в баньке мылась свинка!
(постукиваем друг о друга большими пальчиками)
Стала розовою спинка,
(постукиваем указательными пальчиками)
Стал блестящим пятачок,
(постукиваем средними пальчиками)
Хвостик — маленький крючок!
(постукиваем безымянными пальчиками)
Цок-цок, чистые копытца!
(постукиваем мизинчиками)
Приглашает в баньку мыться!
(хлопаем в ладоши)
Лебедушка бела,
В гости прилетела!
(машем ручками, как крыльями)
Крылышком махнула,
На головку села!
(ручки опускаем на головку)
Прибаутки
В первые годы жизни ребенок знакомится с одним из самых интересных жанров детского фольклора — прибаутками. Прибаутки в чем-то сродни потешкам, но в отличие от них имеют уже не прикладное, а самостоятельное значение. Прибаутки не связаны с конкретными действиями или играми, они предназначены прежде всего для развлечения малыша, а их народное название — «забавушки». Прибаутка, по определению В. И. Даля, — «короткий смешной рассказец, анекдот», это небольшая стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом. Как правило, в центре внимания находится одно событие, либо события быстро сменяются, что позволяет удерживать внимание маленького слушателя. Этой же цели служит и ритмическая организация прибаутки: парные рифмы, смысловые и звуковые повторы, отчетливый ритм, звукоподражания. Эти небольшие рифмованные истории еще больше расширяют представления ребенка об окружающем мире, будят его фантазию и воображение.
Петя-Петя-Петушок,
Петя — красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке — сережки!
* * *
Ай, лады-лады-лады,
Начерпал медведь воды
Целое корытце,
Захотел помыться!
Надо, надо чистым быть,
Чистым по лесу ходить!
* * *
Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Девочкам и мальчикам —
Всем нальет в стаканчики:
«Пейте, пейте, пейте,
И еще налейте!»
* * *
Сорока-белобока
Жила одиноко,
Скакала, скакала,
Гостей поджидала,
Кашку сварила,
Гостей угостила!
* * *
Доры, доры, у Федоры
Птички красили заборы
Перышками, хвостиками,
И просились в гости:
«Чив-чив, квости,
Пусти, Федора, в гости!»
* * *
Ква-ква-ква-квакушка,
Пирожки пекла лягушка
Со сладкою начинкой,
Угощала свинку,
А заиньке в пирожок
Положила творожок!
* * *
Куд-куда, куд-куда,
Кричат курочки: «Беда!
Петушок упал,
Ножку-крылышко сломал!
Помогите, помогите,
Больно Пете, полечите!»
* * *
Хлоп-хлоп, тра-та-та,
Кошка выгнала кота,
Ножкою топнула,
Дверь за ним захлопнула!
Небылицы - перевертыши
Особой разновидностью прибауток принято считать небылицы-перевертыши — песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены. В центре небылицы — заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления. «Всякая небылица в три года пригодится», — гласит народная поговорка. Зачем же она может пригодиться, в чем ценность этого жанра? На этот вопрос подробно отвечает К. Чуковский: «В подобных стихах неправильная координация вещей только способствует утверждению правильном, и путем такой фантастики мы утверждаем детей в их реалистическом представлении о мире». Именно Чуковский ввел термин «перевертыш» и досконально исследовал это жанр. Он утверждает, что небылицы призваны не только развлекать, забавлять малышей, они созданы, «чтобы стимулировать умственные силы ребенка», а также «воспитать в ребенке юмор». «Любимая интеллектуальная работа трехлетних и четырехлетних детей — изобличать небылицы, делать им очную ставку с реальными фактами», — справедливо замечает Чуковский. Приемы народной небылицы перешли и в авторскую детскую литературу: в изобилии мы встретим перевертыши в сказках К. Чуковского, в стихах С. Маршака, в «Коньке-горбунке» П. П. Ершова, из перевертыша вырастает вся детская парадоксально-игровая поэзия XX века.
Злая кошка громко лает,
Дом хозяйский охраняет:
Стой, тебя она не пустит!
Не послушаешь — укусит!
* * *
Снег идет! Жара такая!
Птицы с юга прилетают!
Все вокруг белым-бело -
Лето красное пришло!
* * *
Лошадь ехала с рогами,
Плыл козел по мостовой,
Семимильными шагами
Червячок шел с бородой!
* * *
Две заботливые ламы —
Лама-папа, лама-мама, —
Бросив деток поутру,
К мышке спрятались в нору!
* * *
Африканский крокодил
В море Белое уплыл,
Стал он жить на дне морском,
Там себе построил дом!
* * *
Что за гуси пробежали,
Уши и хвосты поджали?
Кто же гонится за ними?
Может, кони на машине?
Нет! Бегут они от страха,
Что догонит черепаха!
* * *
Тимошка на ложке
Ехал по дорожке,
Встретил Егора,
Подвез до забора!
Спасибо Тимошке,
Хорош мотор у ложки!
* * *
К нам опять весна пришла
С санками, коньками!
Ель из леса принесла,
Свечи с огоньками!
* * *
Рассказать вам интерес?
Слон на дерево залез,
Свил гнездо из веточек,
Баюкает деточек!
* * *
Посмотрите, посмотрите!
Едет Ваня на корыте!
А за ним ребятки
На дырявой кадке!
А за ними ёж с котом
Погоняют всех кнутом!
* * *
Ёжик крыльями махал
И как бабочка порхал.
Заяц, сидя на заборе,
Громко-громко хохотал!
Похожие статьи:
Игровой фольклор для детей дошкольного возраста. Примеры
Сценарий фольклорного праздника в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!