Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Фольклор для детей раннего возраста. Картотека

Фольклор для детей дошкольного возраста 2-3-4 лет

Несмотря на всю пестроту и многообразие, жанры фольклора для самых маленьких могут быть объединены в несколько групп, и первая из них — так называемая пестовальная, или материнская, поэзия. Она предназначена самым маленьким и входит в жизнь ребенка буквально с первых дней. Это колыбельные, пестушки, потешки.

Колыбельные песни

С нами солнышко простилось,

Ночь на землю опустилась,

Ходит-бродит тишина,

Всех баюкает она:

«Баю-баю-баю-бай,

Спи, мой милый, засыпай!»

* * *

Баю-баю-баюшки,

Глазки спят у заюшки,

Глазки спят у кошечки

И у мышки-крошечки.

Добрый сон всех укачает,

Наша детка засыпает.

Баю-баюшки-баю,

Дочке песенку пою.

Как по лесенке с утра

Солнышко шагало,

День прошел, и за горой

Солнышко пропало,

Ночь взошла на лесенку,

Будет петь нам песенку.

Баю-баю-баю-бай,

Спи, дочурка, засыпай!

* * *

Ай, люшеньки, люшеньки,

Спать пора Андрюшеньке!

Ждет Андрюшеньку кроватка,

Чтобы спал сыночек сладко!

Баю-баю-баю-бай,

Спи спокойно, засыпай!

* * *

Баю-баюшки-баю,

Баю крошечку мою,

Баю ручки, баю ножки —

Отдохнут пускай немножко!

Натрудились, утомились,

А теперь легли в кровать.

Надо, надо засыпать!

* * *

Ай, люли, люли, люли!

Прилетели журавли

Из далеких дивных стран

Через море-океан!

Крылышками помахали,

Сказку детке рассказали,

Собрались в обратный путь,

А тебе пора уснуть!

* * *

Люли-люли-люли!

Прилетели гули,

На кроватку сели,

Детке песню спели,

Крылышками помахали,

Сказку рассказали.

Деточку качали,

«Спи, спи» ворковали!

* * *

Тише-тише-тишина!

Смотрит месяц из окна,

Звездочки мерцают,

Деточку качают:

«Баю-баю-баю-бай...

Наша детка, засыпай!»

* * *

Баю-баю-баю-бай,

Спи, мой милый, засыпай!

Я окошечко закрыла,

В гости сон я пригласила.

Сон пришел к нам и сидит,

А сыночек крепко спит!

* * *

Спи, мой маленький звоночек!

Пчелка спит, и спит цветочек,

Белка спит, и спят ежата,

Спят послушные ребята!

Всем, всем, всем спокойной ночи!

Спи, мой маленький звоночек!

Пестушки

Пестушки (от «пестовать» — нянчить, растить, воспитывать) — это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для пестушек одинаково важны и содержание, и ритм. Они способствуют эмоциональному и физическому развитию ребенка, помогают ему двигаться и создают особое настроение.

Цыпа-цыпа-цыпочка,

Встанем мы на цыпочки!

Ручки вверх потянем,

Бо-олыпе, вы-ыше станем!

Тянем, тянем ушки

Прямо до макушки —

По-тя-гуш-ки, по-тя-гуш-ки

* * *

Ква-ква-ква-квакушки,

В камышах лягушки!

Мы открыли глазки,

Мы потерли ушки —

По-тя-гуш-ки...

По-тя-гуш-ки...

По-тя-гуш-ки...

* * *

Котя моет глазки,

Котя моет ушки,

Котя выгнул спинку,

Котя — по-тя-гушки

* * *

Глазки смотрят,

Носик дышит,

Ушки милые

Всё слышат,

Ротик улыбается,

Ручки просыпаются.

И готовы ножки

Топать по дорожке!

С добрым у гром!!!

* * *

Чок-чок, на бочок,

Глазки, ротик — на крючок,

Коленочки к стеночке,

Мальчики и девочки,

Спать...

Спать...

Спать...

* * *

Спать, спать, почивать

Позовем к себе в кровать

Маленькую свинку —

На чистую простынку,

Квакалку-лягушку —

На чистую подушку,

А под одеялко

Кого позвать не жалко?

Кого позовем?

* * *

Ой, лады-лады-лады!

Принес заинька воды,

Дай нам, серенький, водицы,

Нашей деточке умыться!

Вот как умываемся!

Вот как улыбаемся!

* * *

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

В гости к деточке идет,

Молочка с собой несет!

Скажет: «Пей веселей,

Подрастай поскорей!»

А мы пьем, пьем!

Да еще нальем!

* * *

Кушай, кушай, котик!

Открывай свой ротик:

Кашку и оладушки,

Да сыграй нам «Ладушки»

Ладушки, ладушки,

Вкусные оладушки!

* * *

Ходит котик с веничком,

Подметает семечки,

Подметает крошки

Да кладет в лукошко!

Угостит он птичек —

Голубей, синичек!

А ты крошки собери,

Тоже птичек покорми!

Потешки

Потешки — короткие игровые присловья, часть первых детских игр, в процессе которых ребенок осваивает простейшие движения и жесты. Слово в потешке ведет за собой жест, организует всю игру. Кроме того, потешки выводят ребенка за рамки его маленького привычного мира, воспитывают его в шутливой форме. Слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции.

Под грибочком

(пальчик поднимаем вверх и прикрываем ладошкой)

Домик,

(соединяем две ладошки, представляя крышу)

А живет там Гномик.

В доме пол

(топаем ножкой)

И потолок,

(ручки поднимаем вверх)

И печурка,

(ручки смыкаем в колесо)

И лубок!

(ручки опускаем вниз, ладони сжимаем, как будто держим лукошко)

Хлоп раз,

(хлопок)

Еще раз,

(хлопок)

Приглашаем в гости вас!

(ручками разводим и кланяемся)

 * * *

Козел рогат,

(показываем пальчиками рожки)

Борода до пят,

(от подбородка ведем вниз сомкнутой ладонью, показывая длину бороды)

Топ-топ — идет,

(топаем)

Бородой трясет!

(трясем подбородком)

Кто соску не сосет?

(причмокиваем)

Кто всю ночь ревет?

(корчим рожицу)

За-бо-да-ет! За-бе-рет!

(«бодаем» пальчиками)

* * * 

Жили-были мальчики,

Маленькие пальчики.

(раскрываем ладошку, пальчики растопырены)

Самый старший — БОЛЬШОЙ —

Косил сено за рекой,

(сгибаем-разгибаем большой пальчик)

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога

Провожал его в дорогу,

(сгибаем-разгибаем указательный пальчик)

СРЕДНИЙ — сено ворошил,

(сгибаем-разгибаем средний пальчик)

БЕЗЫМЯННЫЙ — отвозил,

(сгибаем-разгибаем безымянный пальчик)

А МИЗИНЧИК-малышок

(сгибаем-разгибаем мизинчик)

В печке каши грел горшок,

Стол к обеду накрывал,

Да с работы братцев ждал!

* * * 

В огороде жучок

Грыз гороховый стручок:

(перебираем двумя пальчиками по столу)

Хрум, хрум! Ням, ням!

Сгрыз и тут, сгрыз и там!

(разводим ручками)

Рассыпались горошки,

Покатились по дорожке,

(стучим кончиками пальчиков по столу)

Пополз жучок

На другой стручок!

(перебираем двумя пальчиками по столу, изображая дальнейшее движение жучка)

* * *

Ой, лады, лады-ла-ла!

Гостей свинка позвала:

(растопыренные пальчики рук кладем на стол)

Козу рогатую,

(поднимаем-опускаем большие пальчики)

Корову бодатую,

(поднимаем-опускаем указательные пальчики)

Овечку-соседку,

(поднимаем-опускаем средние пальчики)

Курочку-наседку,

(поднимаем-опускаем безымянные пальчики)

А уточку — забыла!

(стучим мизинчиками)

В гости не пригласила!

(соединяем ладошки, пальцы прижимаем друг к другу)

Чисто в баньке мылась свинка!

(постукиваем друг о друга большими пальчиками)

Стала розовою спинка,

(постукиваем указательными пальчиками)

Стал блестящим пятачок,

(постукиваем средними пальчиками)

Хвостик — маленький крючок!

(постукиваем безымянными пальчиками)

Цок-цок, чистые копытца!

(постукиваем мизинчиками)

Приглашает в баньку мыться!

(хлопаем в ладоши)

* * * 

Лебедушка бела,

В гости прилетела!

(машем ручками, как крыльями)

Крылышком махнула,

На головку села!

(ручки опускаем на головку)

Прибаутки

В первые годы жизни ребенок знакомится с одним из самых интересных жанров детского фольклора — прибаутками. Прибаутки в чем-то сродни потешкам, но в отличие от них имеют уже не прикладное, а самостоятельное значение. Прибаутки не связаны с конкретными действиями или играми, они предназначены прежде всего для развлечения малыша, а их народное название — «забавушки». Прибаутка, по определению В. И. Даля, — «короткий смешной рассказец, анекдот», это небольшая стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом. Как правило, в центре внимания находится одно событие, либо события быстро сменяются, что позволяет удерживать внимание маленького слушателя. Этой же цели служит и ритмическая организация прибаутки: парные рифмы, смысловые и звуковые повторы, отчетливый ритм, звукоподражания. Эти небольшие рифмованные истории еще больше расширяют представления ребенка об окружающем мире, будят его фантазию и воображение.

Петя-Петя-Петушок,

Петя — красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке — сережки!

* * *

Ай, лады-лады-лады,

Начерпал медведь воды

Целое корытце,

Захотел помыться!

Надо, надо чистым быть,

Чистым по лесу ходить!

* * *

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам —

Всем нальет в стаканчики:

«Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!»

* * *

Сорока-белобока

Жила одиноко,

Скакала, скакала,

Гостей поджидала,

Кашку сварила,

Гостей угостила!

* * *

Доры, доры, у Федоры

Птички красили заборы

Перышками, хвостиками,

И просились в гости:

«Чив-чив, квости,

Пусти, Федора, в гости!»

* * *

Ква-ква-ква-квакушка,

Пирожки пекла лягушка

Со сладкою начинкой,

Угощала свинку,

А заиньке в пирожок

Положила творожок!

* * *

Куд-куда, куд-куда,

Кричат курочки: «Беда!

Петушок упал,

Ножку-крылышко сломал!

Помогите, помогите,

Больно Пете, полечите!»

* * *

Хлоп-хлоп, тра-та-та,

Кошка выгнала кота,

Ножкою топнула,

Дверь за ним захлопнула!

Небылицы - перевертыши

Особой разновидностью прибауток принято считать небылицы-перевертыши — песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены. В центре небылицы — заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления. «Всякая небылица в три года пригодится», — гласит народная поговорка. Зачем же она может пригодиться, в чем ценность этого жанра? На этот вопрос подробно отвечает К. Чуковский: «В подобных стихах неправильная координация вещей только способствует утверждению правильном, и путем такой фантастики мы утверждаем детей в их реалистическом представлении о мире». Именно Чуковский ввел термин «перевертыш» и досконально исследовал это жанр. Он утверждает, что небылицы призваны не только развлекать, забавлять малышей, они созданы, «чтобы стимулировать умственные силы ребенка», а также «воспитать в ребенке юмор». «Любимая интеллектуальная работа трехлетних и четырехлетних детей — изобличать небылицы, делать им очную ставку с реальными фактами», — справедливо замечает Чуковский. Приемы народной небылицы перешли и в авторскую детскую литературу: в изобилии мы встретим перевертыши в сказках К. Чуковского, в стихах С. Маршака, в «Коньке-горбунке» П. П. Ершова, из перевертыша вырастает вся детская парадоксально-игровая поэзия XX века.

Злая кошка громко лает,

Дом хозяйский охраняет:

Стой, тебя она не пустит!

Не послушаешь — укусит!

* * *

Снег идет! Жара такая!

Птицы с юга прилетают!

Все вокруг белым-бело -

Лето красное пришло!

* * *

Лошадь ехала с рогами,

Плыл козел по мостовой,

Семимильными шагами

Червячок шел с бородой!

* * *

Две заботливые ламы —

Лама-папа, лама-мама, —

Бросив деток поутру,

К мышке спрятались в нору!

* * *

Африканский крокодил

В море Белое уплыл,

Стал он жить на дне морском,

Там себе построил дом!

* * *

Что за гуси пробежали,

Уши и хвосты поджали?

Кто же гонится за ними?

Может, кони на машине?

Нет! Бегут они от страха,

Что догонит черепаха!

* * *

Тимошка на ложке

Ехал по дорожке,

Встретил Егора,

Подвез до забора!

Спасибо Тимошке,

Хорош мотор у ложки!

* * *

К нам опять весна пришла

С санками, коньками!

Ель из леса принесла,

Свечи с огоньками!

* * *

Рассказать вам интерес?

Слон на дерево залез,

Свил гнездо из веточек,

Баюкает деточек!

* * *

Посмотрите, посмотрите!

Едет Ваня на корыте!

А за ним ребятки

На дырявой кадке!

А за ними ёж с котом

Погоняют всех кнутом!

* * *

Ёжик крыльями махал

И как бабочка порхал.

Заяц, сидя на заборе,

Громко-громко хохотал!

Похожие статьи:

Фольклор народов мира для детей средней группы

Колыбельные песни для детей 3-4 лет. Тексты

Сценарий фольклорного праздника в детском саду

Игровой фольклор для детей дошкольного возраста. Примеры

Фольклор для детей 6-7 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!