Игровой фольклор для детей дошкольного возраста. Примеры
Игровой фольклор для дошкольников
Голосянки и молчанки
Еще одну и, пожалуй, самую большую группу составляют игровые жанры детского фольклора. Часть из них перешла из взрослого фольклора в детский, часть родилась непосредственно в процессе игры, но сегодня все они от игры неотделимы и имеют прежде всего прикладное значение.
Молчанки и голосянки связаны, вероятно, с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим.
Голосянки для детей
Соберемся на полянке
И затянем голосянки!
А кто не дотянет,
Тот безголосым станет!
Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-е-е-е-ей!..
* * *
На дворе уж месяц май!
Ай-ай! Май-май!
Сеять в поле помогай, помогай!
Ай-ай! Май-май!
Ты тяни, тяни —
По-мо-ги-и-и-и-и-и-и!..
* * *
Ну-ка, девицы-красавицы,
Голосяночка вам нравится?!
Тянем-тянем-голосим,
А кто не дотянет,
Того за косы-ы-ы-ы-ы-ы-ы!..
* * *
Голосянки, голосяночки,
Голосим за прянички,
За бублички!
Тянем-тянем до черты,
У того, кто не дотянет,
Животы будут пусты-ы-ы-ы-ы-ы-ы!
* * *
Дождик, лей, лей, лей,
Ты водицы не жалей,
Землю нашу поливай,
Будет славным урожай!
Не боимся хрипоты,
Голосим и я, и ты-ы-ы-ы-ы-ы-ы!..
Молчанки для детей
Играя в молчанку, нужно было, наоборот, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: валялся в снегу, обливался водой...
Позже молчанки и голосянки перешли в детский фольклор, с их помощью взрослые учили детей кричать и молчать. Голосянки (от «голосить» — говорить, орать, петь громко, кричать нараспев) считались даже полезным физическим упражнением — развивали легкие.
Мы бежим,
Бежим, бежим,
Добежали и молчим!
Кто начнет говорить,
Тому и водить!
* * *
Первый скажет и молчит,
А второй — всё говорит!
Кто нарушит наказ,
Съест лягушек целый таз!
* * *
Летели три утки,
Молчи три минутки!
* * *
Раз, два, три!
Ничего не говори.
Рты закрыты на крючок,
Кто проговорится, тому щелчок!
* * *
Говорилка, говори,
Язычок не оторви!
Прижми язычок,
Рот закрой на крючок!
Кто не сможет замолчать,
С тем не будем мы играть!
* * *
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы с тобой играть
Не три ночи, а три дня.
Заколдуй, колдун, меня!
Колдуну — колдовать,
А тебе — молчать!
* * *
Ты рыбак, и я рыбак.
Ловись, рыбка! Ловись, рак!
Тихо! Тишина! Молчок!
Кто слово скажет — тот червячок!
Сечки
Один из самых редких и древних жанров детского фольклора — сечки. У сечек очень интересное происхождение: они связаны с процессом обучения счету. Первоначально люди считали при помощи пальцев, затем стали использовать небольшие предметы (горошины, палочки), а потом появился новый способ счета — нанесение зарубок, меток. Вот тут-то и возникли сечки. Это своеобразные словесные игры, которыми сопровождался процесс нанесения зарубок, или «сечек», — отсюда и название. Суть игры такова: кто-нибудь из детей бросает другим вызов — не считая, высечь определенное количество таких зарубок. Тот, кто знает решение, начинает декламировать стих, сопровождая чтение ритмичными ударами ножа по дереву. Единицами счета при этом становятся ритмические единицы, их количество строго зафиксировано в каждом таком стихе. Поэтому, если ребенок случайно не ошибется, у него получится требуемое количество меток. Таким образом, сечки — это пример своеобразной переходной формы счета, предметно-словесной. Они были не просто детской забавой, а способом обучения словесному счету. Но сейчас эта форма вытеснена другими педагогическими приемами, и сечки встречаются всё реже, а возможно, вскоре и вовсе выйдут из употребления.
15 «сечек»
секУ — секУ — сЕч-кУ
нА пустОм местЕч-кЕ,
чЕсть — пЕре-чЕсть —
пЯт-нАд-цАть — Есть!
16 «сечек»
секУ — секУ — сеЕч-кУ
нА моЮ дощЕч-кУ:
пЯть — пЯть — пЯть — пЯть —
тЫ шестнАдцать мОжешь взЯть!
17 «сечек»
секУ — секУ — сЕч-кУ
И держУ словЕч-кО
чЕсть — пЕре-чЕсть — вОт нА!
всЕ семнАдцать спОл-нА!
18 «сечек»
секУ — секУ — пЯт-кУ,
вЫсекУ — десЯт-кУ,
кО мнЕ пОдхо-дИ
всЕ-всЕ
вОсем-нАдцать зАбе-рИ!
19 «сечек»
секУ — секУ — сЕч-кУ
чИсту-Ю дощЕч-кУ,
стАну — сЕчь — пОка-жУ —
пО-смОт-рИ!
дЕвят-нАдцать пОло-жУ!
20 «сечек»
секУ — секУ — дЕ-сЯть —
в нЕбе — крУглый мЕ-сЯц,
стАну сЕчь-вЫсе-кАть,
звЁзды нА небЕ считАть:
счЕсть — двАд-цАть — Есть!
20 «сечек»
секУ — секУ — сО-рОк,
вЫсе-кУ не скО-рО,
нАдо — пОста-рАть-сЯ,
дЕ-сЯть — дЕ-сЯть —
бУ-дЕт двАд-цАть!
22 «сечки»
пО-лЕно — зАсе-кУ,
пО крУ-гу прОбе-гУ,
смО-гУ — смО-гУ.
У всЕх нА видУ:
ВсЕ двАд-цАть двА
в крУ-гУ!
25 «сечек»
секУ — секУ — пЯточ-кУ,
крУглу-Ю десЯточ-кУ,
крУглу-Ю пятЕроч-кУ
зАсе-кУ на дОсоч-кЕ,
пЯть — пЯть — пЯть — пЯть,
вОт и всЕ двАдцать пЯть!
30 «сечек»
секУ — секУ — сЕч-кИ,
зАсе-кУ дощЕч-кИ,
дОсоч-кИ считА-Ю,
забОрчик зАсекА-Ю,
считА-Ю — считА-Ю
ворОтА — до крА-Я,
тУк-тУк — трИд-цАть знА-Ю!
Считалки
Зато другой близкий сечкам жанр считается одним из самых жизнеспособных, и без него и по сей день трудно представить многие детские игры. Это считалки — небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой.
По поводу происхождения считалок существует несколько версий: одни исследователи связывают их с древними представлениями о губительности прямого пересчета, который и заменяла зашифрованная считалка, искажавшая названия чисел. Другие полагают, что нельзя считать предшественником считалки простой счет: считалки представляют собой переходную форму от предметного счета к умственному.
В считалках, по сравнению с сечками, уже отсутствуют конкретные действия, связанные со счетом, на первый план выходит ритмически организованный текст, а действие существует лишь символически: ведущий по очереди дотрагивается или указывает на каждого из детей. Главным в считалке оказывается именно ритм, смысл текста не столь важен, часто считалка представляет собой смешение осмысленных и бессмысленных словосочетаний. Именно этим, а не магическим замещением чисел бессмысленными словами, объясняется лексическое своеобразие считалки. Разные версии сходятся в одном: этот жанр основан на счете, его главная функция — пересчитать участников игры и выбрать водящего или того, кто выбывает. Кроме того, считалка — это еще и словесная игра, игра на звуковом, ритмическом, смысловом уровнях. Если первые считалки зачастую действительно представляли собой немотивированный набор слов, то в позднейших появляются сюжеты, герои и даже счет как таковой. При этом все считалки отчетливо ритмичны и динамичны, ритм по-прежнему остается главным способом счета.
Сказки — сказки — мультики,
Мы взяли в руки пультики!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кнопки нажимать:
Ты — принцесса, ты — король,
Ты — злодей ужасный, Тролль,
Ты — веселый Покемон,
Выходи из круга вон!
* * *
Мы сегодня посчитаем
Тех зверей, которых знаем!
Мишка — раз,
Слоненок — два:
Уши, хобот, голова!
Зебра — три,
Жираф — четыре,
Не поместится в квартире!
Пять — тигренок,
Шесть — удав,
У него ужасный нрав!
Семь — зеленый крокодил,
Посчитался — выходи!
* * *
Десять, двадцать, тридцать, сорок
Всем сорокам сорок корок!
Сорок, сорок, сороков —
Выходи, и будь таков!
* * *
Чёт — чёт, счёт — счёт,
Чет-нечёт — наоборот!
Если два, четыре — чёт,
Три и пять — уже нечёт!
Кто поймет, тому — почёт,
Выходи на пересчёт!
* * *
Жики, жиро, можеро,
Рахи, вахи, бумеро,
Аки, баки, папарэк,
Эни, бэни, жэки, жэк!
* * *
Счеты – счеты – счеты,
Пчелки лепят соты!
Соты медом заливают
И по клеточкам считают:
Раз, два, три, четыре, пять —
Выходи, тебе искать!
* * *
Ёка, ока, эка, бум,
Тирли, вирли, окатум,
Шеки, рэки, шики, шум,
Тирли, вирли, бирли — дрюм!
* * *
Торба, орба, сервилоб,
Буги-вуги, туки-топ,
Эни, бэни, бумирон —
Выходи из круга вон!
* * *
Петушочек-петушок
Ел с изюмом пирожок!
По крошечке клевал,
По изюминке считал:
Раз, два, три,
Вы-хо-ди!
* * *
Внучка, ба6ка, дедка
Посадили репку,
Выросла их репка
Сладкая и крепкая!
Посадили огурец,
Вот и вышел молодец!
Игровые приговоры
Если считалки открывали детские игры, то игровые приговоры сопровождали другие стадии или события игры.
Например, если в игре кто-то обманывал, ему можно адресовать следующие стишки.
Рыба-рыба-колбаса,
Печеная картошка!
Будешь враки говорить —
Не получишь ложку!
* * *
Левая — не правая,
Не всегда ты правая!
Ты не можешь правой быть,
Всегда правду говорить!
* * *
Слушай, слушай, а не ври,
Только правду говори!
Не бери в игру врунов,
Будешь знать — закон таков!
А это — приговоры, запрещающие менять решение:
Телега — не сани,
Переигрывать не станем!
* * *
Первое слово — уговор,
А второе — только спор!
* * *
Слово первое держать — испытание,
На второе поменять — наказание!
* * *
Первое слово — золотое,
А серебряное — второе!
* * *
Первого слова
Будь всегда достоин —
Оно, запомни,
Дорогого стоит!
* * *
Первое решение —
Наше соглашение!
Коль захочешь поменять,
Не возьмем с собой играть!
Приговоры - мирилки
Как и считалки, приговоры организуют процесс игры, регулируют все ее моменты. На случай ссоры придуманы приговоры - мирилки.
Раз поссорился — мирись,
Больше с другом не дерись!
Дай мне руку, дай мне пять
Будем вместе мы опять!
* * *
Мирись, мирись!
Не ругайся, не дерись!
* * *
Мизинчик, мизинчик,
Пойдем в магазинчик,
Купим конфетки,
Чтоб не ругались детки!
* * *
Чтоб мириться пять на пять,
Нужно руки крепко сжать.
Пять на пять! Пять на пять!
Мы друзья с тобой опять!
* * *
Детки, помиритесь!
Больше не дразнитесь,
Не деритесь, не ругайтесь,
На друзей не обзывайтесь!
И тогда на белом свете
Дружно будут жить все дети!
* * *
Мирись, мирись!
Улыбайся, не дерись!
* * *
Руку дай! Мирись, мирись!
Больше с другом не дерись!
Дружбе — да! Драке — нет!
Это наш с тобой завет!
* * *
Эй, мирись, мирись, мирись!
Ну-ка, пальчик, покажись!
Помириться помоги,
Друга, пальчик, обними!
Вы, мизинчики, — друзья,
И ругаться вам нельзя!
* * *
Мы дрались и обзывались,
Обижались и ругались,
Но решили помириться,
Нам не трудно извиниться!
Руку дай, мирись, мирись,
Друг, прости и улыбнись!
* * *
Пальчик, пальчик — выручай,
Помирить нас обещай!
Мизинчик с мизинчиком, обнимитесь!
Девочки с мальчиками, помиритесь!
Скороговорки
Бытуют в детском фольклоре и собственно словесные игры, например, скороговорки — словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет ее произнесение и делает ее незаменимым упражнением для развития речи. Как правило, скороговорка обыгрывает один или несколько звуков, она целиком построена на аллитерации, так рождается ее неповторимый звуковой облик. В. И. Даль дает такое определение скороговорки: это «род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения, например: “В один, Клим, клин колоти. У быка тупы губы, бык тупогуб. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком” и пр.».
Шла мышка, нашла шишку,
Высушила, вышелушила, скушала!
* * *
Поговорка, поговорка
Поселилась у Егорки,
У Егорки на задворках
Поселилась поговорка!
* * *
Мыла Мила мылом пол,
Половину не домыла,
Мила мыло уронила,
И вторую половину
Мила вымыла без мыла!
* * *
Паренек-хлебопек
Пек в печке пирог.
* * *
Смотри, смотри! Часы мои
Идут гот так: тик-так, тик-так!
Заводишь в такт: тик-так, тик-так,
И так: тик-так! И так: тик-так!
* * *
Волк-волчище
Наточил зубищи,
В роще рыщет,
Пищу ищет!
* * *
Водица, водица
Пригодится напиться,
Умыться, политься
Девицам на лица!
* * *
Говорилку говорил Гавриил,
Выговор выговаривал, выговорил!
Похожие статьи:
Фольклор для детей раннего возраста. Картотека
Фольклор народов мира для детей средней группы
Нет комментариев. Ваш будет первым!