Программа дополнительного образования детей. Музыка
Программа дополнительного образования по курсу "Музыка - детям"
Автор: Чижикова Светлана Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории МАОУ ДОД "Селенгинская детская школа искусств", пгт Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия.Описание: Программа представляет собой цикл концертов и бесед о музыке для детей 6-7 лет. Направленность программы: художественно-эстетическая. Данная работа может быть интересна музыкальным руководителям и воспитателям детских садов, учителям музыки общеобразовательных школ, преподавателям школ искусств. Программа опробована в 2013-2014 учебном году в группах предшкольной подготовки, которые располагаются при общеобразовательных школах нашего посёлка.
Пояснительная записка
"Влияние музыки на детей благоприятно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них" (В.Г. Белинский)По своему происхождению музыка – одно из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения музыкального искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, поэтому способствуют формированию общей культуры детей, развитию личности ребёнка. По словам Д.Б. Кабалевского: "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".
Данная программа ориентирована на обучение и развитие детей групп предшкольной подготовки (возраст 6-7 лет), работающих при общеобразовательных школах. Количество детей в группе – 20-30 человек. Беседы для детей проводятся раз в месяц в течение одного учебного года. Всего 9 часов. Программа знакомит детей с лучшими образцами классической и современной музыки, её жанрами и выразительными средствами. В программе отражены региональные особенности, одна из бесед посвящена творчеству композиторов Бурятии. Межпредметные связи проявляются через взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством. Отличительной особенностью данной программы является использование на занятиях электронных презентаций, что делает встречи с музыкой более интересными и запоминающимися.
Цель программы: воспитание любви к искусству.
Задачи:
образовательные:
- обеспечить освоение детьми произведений русских и зарубежных композиторов и художников;
- дать детям начальное представление о жанрах музыки и живописи;
- расширить словарный запас;
развивающие:
- создать условия для развития восприятия произведений музыки и живописи;
- способствовать развитию музыкальной памяти, способности анализировать музыкальное произведение, сравнивать, выделять отдельные особенности музыкального языка;
- способствовать развитию умения рассказывать о настроении музыки и о своих чувствах;
воспитательные:
- создать условия для формирования нравственных качеств и духовных ценностей.
Методы обучения
1. Создание доброжелательного психологического климата.2. Подбор доступных для восприятия произведений музыки и живописи.
3. Беседа.
4. Рассказ.
5. Анализ.
6. Сравнение.
7. Стимулирование интереса.
8. Видео метод.
Средства обучения
1. Словесные (книги, учебники, Интернет-ресурсы).2. Аудиовизуальные (компьютер, музыкальный центр или колонки, мультимедийный проектор, экран).
3. Синтезатор.
4. Раздаточные материалы.
5. Мультимедийные презентации.
Формы обучения
1. Групповая форма.2. Экскурсия.
3. Концерт.
4. Конкурс рисунков.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе у детей должен появиться интерес к слушанию классической музыки. Должно быть развито умение рассказывать о музыке. Будет продолжено формирование таких качеств личности как доброжелательность, сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь, жизнелюбие, общительность, открытость миру. У детей должны быть сформированы и развиты навыки культуры поведения в театре, концертном зале.Текущий контроль знаний, умений и навыков будет осуществляться путём наблюдения за детьми в течение занятия. Тематический контроль – после изучения темы путём бесед, викторин.
В конце года обучения дети должны знать:
- композиторов П. Чайковского, С. Прокофьева, Е. Крылатова, В. Шаинского и других;
- жанры искусства (опера, балет, концерт, колыбельная песня, пейзаж, бытовой и сказочный жанры);
- музыкальные инструменты (фортепиано, струнные инструменты, скрипка, клавесин, челеста, оркестр);
- понятия (композитор, дирижёр, ёхор, художник, репродукция).
Дети должны уметь:
- высказывать свои впечатления о произведениях музыки и живописи;
- назвать произведения композиторов и художников;
- исполнять выученные детские песни.
Дети должны приобрести навыки:
- слушания музыки;
- запоминания и узнавания музыки;
- анализа произведений музыки и живописи;
- культуры поведения.
Учебно-тематический план
1. "День рождения музыки", экскурсия и концерт (сентябрь).2. "День полный событий", беседа (октябрь).
3. "Детская музыка взрослого человека", беседа (ноябрь).
4. "Зимушка-зима", беседа (декабрь).
5. "Рождественская сказка", беседа (январь).
6. "Сагаан хараар", беседа (февраль).
7. "Всё начинается с МАМЫ", конкурс рисунков, беседа (март).
8. "Волшебная шкатулка", беседа (апрель).
9. "Музыка нас связала", экскурсия и концерт (май).
Содержание программы
1. День рождения музыки1 октября – Международный день музыки. Экскурсия в школу искусств. Выставка работ учащихся художественного отделения. Концерт учащихся музыкального отделения.
2. День полный событий
Возникновение фортепиано. Сборники пьес для фортепиано. "Детский альбом" П. Чайковского. Словарь: "композитор", "фортепиано", "оркестр".
Художественный материал: мультфильм "Детский альбом" с музыкой композитора, его портрет, иллюстрации В. Павловой и другие.
3. Детская музыка взрослого человека
Сборник "Детская музыка" С. Прокофьева. Окружающий мир глазами детей. Сравнительный анализ сборников Чайковского и Прокофьева.
Художественный материал: мультфильм "Прогулка" с музыкой композитора, его портрет, иллюстрации.
4. Зимушка-зима
Создание образа зимы в произведениях живописи и музыки. Исполнение детских песен про ёлочку. Рисуем на смайликах. Словарь: "художник", "пейзаж", "композитор", "клавесин", "струнные инструменты", "оркестр", "дирижёр", "репродукция".
Художественный материал:
загадки о зиме;
репродукции картин - В. Суриков "Взятие снежного городка", В. Васнецов "Снегурочка", И. Шишкин "На севере диком", К. Юон "Вид Троицкой лавры", Б. Кустодиев "Зима";
музыка - Н. Римский-Корсаков: вступление к опере "Снегурочка", П. Чайковский "Масленица", А. Вивальди "Зима", Л. Моцарт "Катание на санях", Л. Бекман "В лесу родилась ёлочка», М. Красев «Маленькой ёлочке».
5. Рождественская сказка
Балет П. Чайковского "Щелкунчик". Словарь: "балет", "оркестр", "композитор", "дирижёр", "челеста".
Искусственная ёлочка, ёлочные игрушки, книга – сказка Э. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король".
Художественный материал: "Танец феи Драже", "Марш", "Битва с мышами", "Вальс цветов".
6. Сагаан хараар
История праздника Сагаалган. Традиции и обряды. Исполнение первого куплета гимна Республики Бурятия, простейших танцевальных движений ёхора. Словарь: "композитор", "ёхор", "пейзаж", "гимн".
Искусственная ёлочка.
Художественный материал: Ю. Ирдынеев "Монгольская песенка", Д. Аюшеев "Танец", Б. Ямпилов "Пейзаж", С. Манжигеев «Ёхор», Г. Дашипылов "Танец кукол", В. Усович "Ласковый телёнок", А. Андреев "Тоонто нютаг" и "Песня о родной земле".
7. Всё начинается с МАМЫ
Образ мамы в произведениях живописи и музыки. Заранее проводится конкурс рисунков "Пусть всегда будет мама" и оформляется презентация. Исполнение знакомых песен о маме. Словарь: "художник", "композитор", "Мадонна", "Богоматерь", "колыбельная песня".
Художественный материал: И. Шевчук "Мамины глаза", Ф. Шуберт "Аве Мария", Е. Крылатов "Колыбельная Медведицы" (фрагмент мультфильма "Умка"), В. Шаинский "Песня Мамонтёнка" (фрагмент мультфильма "Мама для Мамонтёнка"), Ж. Буржоа и Т. Попа "Мама" (финал фильма "Мама"), П. Чайковский "Мама".
8. Волшебная шкатулка
Путешествие с помощью волшебной шкатулки, где спрятались музыкальные сказки. Музыкальные образы сказочных персонажей. Словарь: "композитор", "балет", "опера", "балерина".
Художественный материал: А. Лядов "Музыкальная табакерка", С. Прокофьев "Фея-нищенка и Феи времён года" (балет "Золушка"), М. Глинка "Марш Черномора" (опера "Руслан и Людмила"), П. Чайковский "Кот в сапогах и Белая кошечка" (балет "Спящая красавица"), И. Стравинский "Русская" (балет "Петрушка").
9. Музыка нас связала
Экскурсия в школу искусств. Выставка работ учащихся художественного отделения. Концерт учащихся музыкального отделения.
Список литературы
1. Кабалевский Д.Б. Про трёх китов и многое другое. – М.: Детская литература, 1972. – 224 с. 2. Клёнов А.С. Там, где музыка живёт. – М.: Педагогика, 1986. – 152 с.
3. Васина-Гроссман В.А. Первая книжка о музыке. – М.: Музыка, 1988. – 112 с.
4. Розинер Ф.Я. В домике старого музыканта. – М.: Советский композитор, 1970. – 79 с.
5. Куницын О.И. Бурятская музыкальная литература. Вып. III. – Учебное пособие для начальных и средних учебных заведений культуры и искусств республики. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2007. – 164 с.
6. Кабалевский Д.Б. О Сергее Прокофьеве и его музыке для детей и юношества / Прокофьев С.С. «Детская музыка». – М.: Музыка, 1980. – С. 3-4.
7. Сагаалган: Дайджест /сост. Ильина М.А. – ГЮБ РБ им. Д. Батожабая. – Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2006. – 81 с.
8. Сагаалган – Белый месяц /сост. Бурлакова О.Н. Из опыта работы городской детской библиотеки им. А. Гайдара. – Улан-Удэ, 1992. – 7 с.
9. Лочман Т.А. Комплекс занятий по теме "Детская музыка П.И. Чайковского" / Музыка в школе. 2012. – № 1. – С. 31-40.
10.Горская Е. "Детский альбом" П.И. Чайковского / Музыка и ты: Альманах для школьников. Вып. 7. – М.: Советский композитор, 1988. – С. 74-77.
11.Музыка и ты: Альманах для школьников. Вып. 3. – М.: Советский композитор, 1983. – 50 с.
12.Детские пьесы композиторов Бурятии для фортепиано / сост. Шагдарон Д.Д. – М.: Советский композитор, 1986. – 36 с.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс. Музыкальный инструмент «Шейкер» из бросового материала Музыкальное развитие детей дошкольного возраста Календарное планирование по музыкальному воспитанию, 2 младшая группа Рабочая программа на учебный год для детей старшей группы
Автор: Светлана Николаевна Чижикова
Опубликовано: 3862 дня назад (27 мая 2014)
Просмотров: 8894
Рубрика: Конспекты бесед с дошкольниками
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
||
|
|
||
|