Роль музыкального воспитания в развитии дошкольников старшей группы
Роль музыкального воспитания в развитии эмоционального и творческого потенциала дошкольников
Описание: Данная методическая разработка будет интересна и полезна музыкальным руководителям и педагогам ДОУ, разработана для детей старшей группы.Цель: обосновать роль музыкального занятия, как одного из наиболее эффективных средств развития музыкально –творческих способностей дошкольников.
Задачи: развитие творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: (восприятия музыки, певческой деятельности, театрализации, музыкально-ритмической деятельности).
• Воспитательные: воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества; эмоционально раскрепостить ребёнка; учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.
Гипотеза исследования:главной задачей, при работе с детьми, является создание на музыкальных занятиях условия комфорта, творческой свободы. Только при таких условиях можно развить устойчивый интерес к музыкальной деятельности, раскрытию его творческого потенциала. Благодаря специально подобранному репертуару, целенаправленному педагогическому воздействию не только достигается психоэмоциональная коррекция, но и создаются условия на музыкальных занятиях для развития творческих способностей. Эффективность развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста может быть значительно повышена, если будет использована система методических средств, приемов и условий, включающая:
• создание в дошкольном учреждении предметно –развивающей среды (оформление музыкального уголка, создание иллюстративного материала использование муз. инструментов, костюмов в повседневной жизни детей);
• использование метода музыкальной игры, который предполагает активное сотворчество педагога и ребенка;
• создание в дошкольном учреждении традиций проведения народных, календарных праздников, в ходе которых каждый ребенок имеет возможность проявить свои индивидуальные музыкально-творческие способности.
Объект исследования: творческий потенциал личности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия и результаты деятельности по развитию творческих способностей.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы по вопросам исследования;
- методы исследования (наблюдение, опрос, анкетирование и т.п.);
- опытно-экспериментальная работа с детьми, констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
База исследования: констатирующий формирующий и контрольный эксперименты проводились в детском саду № 16 «Родничок», г.Янаул.
Актуальность: поколения, жившие в 17 -19 вв. относились к творческому развитию детей более серьезно. В дворянских семьях обязательно давали детям музыкальное воспитание, учили пению, игре на музыкальных инструментах, танцам. Пару десятилетий назад музыкальное воспитание считалось необходимым, почти каждый ребенок посещал музыкальную школу, но сегодня большинство родителей, чувствуя себя обязанными помочь своему ребенку овладеть практическими знаниями, нанимают репетиторов по английскому языку и математике, отдают ребенка в спортивные секции. Это понятно: современная жизнь такова, что искусство вообще и музыка в частности занимают далеко не первое место. Значительно более важной, с точки зрения родителей, является возможность получить профессию, способную в дальнейшем прокормить ребенка и его семью. Позже, когда начали работать музыкальные школы, попасть в них мог не каждый ребенок. Чтобы удостоиться этой чести, следовало сдать вступительный экзамен. По результатам экзамена строгие преподаватели определяли, имеет ли претендент способности к музыке, стоит ли тратить время на его обучение. Родители прикладывали все усилия, чтобы дать детям музыкальное воспитание и образование: это говорило о хорошем вкусе родителей и определяло степень их заботы о детях. Занимаясь детским музыкальным воспитанием, родители делают для своего ребенка огромное по важности дело. Во – первых, ребенок приучается к постоянному труду, усидчивости, учится терпению: ведь овладеть знаниями и стать музыкантом — дело нелегкое. Во – вторых, ежедневное погружение в мир прекрасной музыки развивает духовный мир ребенка, делает его богаче. В – третьих, многие дети, получившие музыкальное воспитание, эмоциональнее и интеллектуальнее более развиты.Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал.
Введение: С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Различать нюансы музыки у детей формируются с раннего возраста. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие творческих способностей должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки, восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления .Задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание.
Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.) Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.
В музыкально-ритмической деятельности старшие дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах .
Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. Все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Восприятие музыки , например,осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.
Cледует специально отметить возможности старших дошкольников в области творчества. Специальные исследования, и передовой опыт показывает, что дети старшего дошкольного возраста легко откликаются на различные творческие задания. Они могут импровизировать на заданный или придуманный ими самими словесный образ, могут создавать ритмические и мелодические импровизации на музыкальных инструментах.
Так же музыкальному руководителю следует учесть некоторые особенности старших дошкольников:
• Несформированность, хрупкость всего организма; быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности, монотонной речи, шаблонного поведения педагога
• Отсутствие навыков целенаправленной умственной работы, но цепкая память.
• Небольшой объем произвольного внимания; преобладание непроизвольного внимания, что вызывает необходимость его постоянной активизации путем переключения на разные «объекты».
• Яркое образное воображение, его конкретность.
• Склонность к игре; через игровые формы легко усваивается даже сложный материал. Игра активизирует воображение, внимание, память, способствует развитию творческих способностей детей.
Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.
Этапы формирования детского творчества.
- На первом этапе происходит накопление опыта. Ребенка надо учить образному видению (восприятие приобретает эстетическую окраску). Музыкальное восприятие помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.
- Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (сочиним песенку, придумаем танец). Наличие замысла побуждает детей к поискам художественных средств его реализации: поиски композиции, выбор различных движений, выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания.
- На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования творческих способностей. Знание особенностей формирования детского творчества дает возможность определить педагогические условия необходимые для обучения детей основам музыкальной культуры.
На основе изученной литературы и педагогического опыта был смоделирован процесс формирования музыкально-творческого проявления у дошкольников, что стало основой выявления уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
1. Методика« Солнце в комнате»
Цель: Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.2. Методика «Птенцы и невылупившиеся птенцы»
Цель: Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений. 2.1. Констатирующий эксперимент
Цель:выявить начальный уровень развития музыкальных способностей детей средствами восприятия музыки. Методы исследования на данном этапе:
1.Беседа с детьми;2.Наблюдение и анализ уровня музыкального развития;
3.Экспериментальные занятия;
4.Описание и анализ результатов констатирующего этапа.
В процессе наблюдения были выявлены данные, которые мы занесли в таблицу 1.
Таблица 1. Характеристика детей
Из таблицы 1 мы видим, что большинство детей в группе проявляют интерес к музыкальным занятиям (12 чел.) и любят слушать музыку (13 человек). Трое детей посещают музыкальные занятия без интереса, но любят слушать музыку. Двое детей не достаточно внимательно слушают музыку, но с удовольствием посещают музыкальные занятия.Таблица 2. Результаты констатирующего эксперимента
Далее мы провели исследование уровня развития музыкальных способностей детей по специальным авторским методикам . По результатам диагностики детей с помощью методики «Солнце в комнате» никто из группы не смог набрать максимально возможных пяти баллов. Четыре балла набрали 9 детей. При исправлении несоответствия в рисунке эти дети дали сложные ответы. Шестеро детей набрали по данной методике три балла, они дали простые ответы при устранении несоответствия в рисунке. Средний балл по данной методике в группе составил 3,6 баллов. Методики исследования музыкальных способностей ( таблица №2)
По результатам диагностики по методике «Птенцы и невылупившиеся птенцы» двое набрали по 12 баллов, трое - по 11 баллов, четверо – по 10 баллов, и шестеро детей набрали по 9 баллов по данной методике. Максимально возможных 15-ти баллов не набрал никто из детей. Средний балл по данной методике в группе составил 8,9 баллов. Средний балл в группе: 3,6 баллов 8,9 баллов 1,5 баллов.
Таким образом, по результатам констатирующего этапа исследования, по всем двум методикам, никто из детей в этой группе не показал высокий уровень музыкальных способностей. Мы можем сделать вывод, что развитие творческих способностей у детей в этой группе находится на границе среднего и нижнего уровня.
Формирующий эксперимент. Игры с детьми
Сценарий сказки “Заюшкина избушка»(Для детей старшей группы).
Цель:познакомить с русской народной сказкой «Заюшкина избушка» .Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; сформировать представления детей о животном мире и местах обитания животных; развивать воображение при работе с предметами; формировать умения имитировать движения, характерные для различных животных под музыкальное сопровождение.
Действующие лица: ведущая, заяц, собака, бык, волк, медведь, лиса, петух.
Вторая серия включала задания на воплощение музыкально-игрового образа в развитии.
Цель – формирование умения выражать отношения между отдельными партнерами в играх-инсценировках. Учитель предлагала послушать песню «Котик и козлик» Е. Тиличеевой и решить, кого бы они хотели изобразить. Затем детям предлагалось это сделать под музыку. Основная группа детей с воодушевлением взялись за это задание. Особенно удалось представление образа котика, поскольку козлика многие в движении не видели и плохо представляли, как он двигается. Но характер музыки и текст помог большинству справиться с заданием, показать их взаимоотношения.
Третья серия заданий была посвящена композиционному построению музыкальной игры.
Цель – формирование умения композиционного построения детьми музыкальной игры. Воспитатель предлагал послушать песню «Помогите» Е. Тиличеевой и воплотить самостоятельно содержание ее (как муравей дуб тяжелый тащит, а друзья ему помогают). Осознание игровой задачи, а также содержание песни позволили практически всем детям выразительно передать музыкальные образы через движение.
Для выявления эффективности предложенной системы заданий был проведен контрольный эксперимент, целью которого было выявление уровня сформированности музыкально-творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-ритмической деятельности и сопоставить полученные результаты с исходным уровнем.
В ходе эксперимента детям было предложено под звучащую музыку (песня Г.Левкодимова «Кто как идет») определить животных, о которых рассказывает музыка и подвигаться как звучащие персонажи (медведь, лиса и волк). Все дети правильно определили какому животному соответствует какая музыка, выбрали движения, характерные для них. Однако не все смогли внести в свои движения что-либо оригинальное, отличное от других. В количественном плане результаты получились следующие: на низком репродуктивном уровне не оказалось никого, на среднем преобразующем уровне – 85% (10 человек), на высоком творческом – 15% (5 человека) дошкольников.
(Результаты отражены в таблице №3)
В результате проведенного исследования мы выяснили, что по результатам констатирующего этапа исследования, по всем трем методикам, никто из детей в этой группе не показал высокий уровень музыкальных способностей. Мы можем сделать вывод, что развитие музыкальных способностей у детей в этой группе находится на границе среднего и нижнего уровня. Далее, в рамках формирующего эксперимента, с детьми была проведена серия занятий по развитию музыкальных способностей, на которых дети слушали музыку, рисовали, играли и отвечали на вопросы педагога. По итогам заключительного, контрольного тапа диагностики, развитие музыкальных способностей дошкольников улучшилось, и находится на границе среднего и высокого уровней развития. Итак, на контрольном этапе диагностики отмечается повышение уровня музыкальных способностей у детей в группе. Что позволяет сделать вывод об эффективности занятий, проводимых с детьми в ходе формирующего эксперимента.
Следовательно, гипотеза нашего исследования получила свое подтверждение. Эффективность развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста может быть значительно повышена, если будет использована система методических средств, приемов и условий. Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
В заключение следует отметить, что развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Роль музыкального воспитания в развитии эмоционального и творческого потенциала дошкольников
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии.// – 2000. №4. С.5-9.
2.Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981
3. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 2007.-92с.
4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М., 1991
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс. Музыкальный инструмент «Шейкер» из бросового материала Музыкальное развитие детей дошкольного возраста Программа дополнительного образования детей. Музыка Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию
Опубликовано: 3447 дней назад (15 июня 2015)
Просмотров: 10107
|
+6↑ Голосов: 6 |
Комментарии (4)
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|