Конспект урока по русскому языку: Написание НЕ с разными частями речи, 7 класс
Разработка конспекта урока русского языка при изучении орфографии с использованием инновационных технологий
Тема урока: «Написание НЕ с разными частями речи» (7 класс).Цели урока:
Образовательные:
- закрепление навыков правописания не с разными частями речи;
- расширение полученных сведений о правописании не с разными частями речи;
- совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся.
Развивающие:
- развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении заданий;
- помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию познавательного интереса к изучению языковых явлений;
- учить взаимоуважению, взаимопомощи.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-путешествие.
Методические приемы: презентация, грамматическая сказка, карточки, тренировочные упражнения.
Оборудование на уроке: интерактивная доска, проектор, карточки для дидактической игры, карточки для самодиктанта «32 слова».
Ход урока
I. Организационный момент.1. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
2. Подготовка учащихся к работе на уроке (на перемене).
3. Визуальный контроль готовности к уроку.
4. Работа с журналом.
II. Реализация домашнего задания.
III. Сообщение темы и целей урока (при помощи мультимедийной презентации).
Учитель: На доске написано стихотворение, давайте его прочитаем и попробуем догадаться, какая же у нас тема урока.
Есть слова, они без НЕ в глупость превращаются,
Их без НЕ тебе и мне ставить запрещается.
При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,
Тут уже понятно всем: НЕ отдельно пишется.
Пишется отдельно НЕ, если в предложении
Есть противопоставление.
Если, слово вместе с НЕ новым заменяется,
Значит, к слову это НЕ присоединяется.
- Какая же тема нашего урока?
- Догадались, ребята? Конечно же, в этом стихотворении говорится о правиле правописания частицы не с разными частями речи. Итак, какая же тема нашего урока?
Слайд 1
Слайд 2
- Ребята, урок у нас с вами необычный. Мы будем путешествовать на волшебном самолёте. Почему на волшебном? Да потому, что все мы любим сюрпризы и необычные задания. А еще сегодня вы будете сами управлять нашим воздушным лайнером, и от вашего умения будет зависеть, как скоро мы с вами доберемся до намеченной цели. А цель у нас с вами одна. Как вы думаете, какая?
- Правильно, наша цель — закрепить навыки правописания частицы не с разными частями речи.
- Чтобы начать наше веселое путешествие, необходимо сформировать экипаж самолёта. Кому мы с вами доверим управлять лайнером, кто будет командиром экипажа?
- Ребята, а кто еще помогает командиру экипажа в полёте?
1 пилот —…
2 пилот —…
Штурманы: …
Бортинженеры: …
Радисты:…
Стюардессы: …
Стюарды: …
- Итак, самолет готов к полету, начинаем веселое путешествие в страну Знаний.
IV. Актуализация знаний. Повторение темы «Правописание не- с разными частями речи».
Учитель: Итак, самолет готов к полету, начинаем веселое путешествие. Рассмотрим правописание не- с разными частями речи при помощи презентации, выполненной в стиле «блок-схемы». Ребята, у каждого из вас будет бортовой журнал, в который вы будете заносить результаты выполненных вами заданий. Количество баллов будет зависеть от сложности заданий, и я вам буду говорить, сколько баллов дается за каждое задание.
Бортовой журнал
Фамилия, имя
Номер задания Количество баллов
Итог:
Метод кластеров.
Учащиеся подбирают примеры под каждое правило, создавая гроздь.
Дидактическая сказка.
Сила любви
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица НЕ жить друг без друга не могут.
А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом?
Слайд 4
Обучение в сотрудничестве.
Дидактическая игра «Найди своего партнера».
Методический комментарий. Учитель заранее должен подготовить пословицы, в которых есть частица не-. Он делит их на два фрагмента: начало и завершение. Затем каждый ученик получает карточку лишь с одной половинкой. Школьники ходят по классу, пытаясь отыскать своего партнера — человека, у которого вторая половинка пословица. Затем ученики объясняют правописание слов с не-.
Примеры карточек.
Начало пословицы Завершение пословицы
Кто малым недоволен тот большого не достоин
Счастье ума прибавляет несчастье последний отымает
Беда не дуда играть не умеешь, а покинуть не смеешь
Слово не воробей вылетит – не поймаешь
Не беда ошибиться беда не исправиться
«Лишнее слово».
1. (Не)удача, (не)здоровье, (не)вежливость, (не)поседа. 2. (Не)дружелюбно, (не)серьезно, (не)доверчиво, (не)зыблемо. 3. (Не)зависимый, (не)покорный, (не)взрачный, (не)бесполезный. 4. (Не)дотрога, (не)ряха, (не)погода, (не)настье. 5. (Не)истовствовать, (не)волить, (не)здоровится, (не)сознаться.
Работа с презентацией. Рассмотрение оставшихся правил по поводу правописания не с местоимениями.
Игра «Кто быстрее?»
К каждому правилу подобрать как можно больше примеров. Побеждает тот, кто быстрее всех и больше всех запишет примеров.
Самостоятельная работа. Самодиктант «32 слова».
Методический комментарий. Один ученик выходит к интерактивной доске и заполняет пропуски на ней. Остальные выполняют задание на распечатанных заранее карточках.
Не..правда Не..возможно Не..зависить Не..достаток
Не..нависть Не..навидить Не..истовый Не..брежно
Не..счастье Не..долго Не..выполнить Не..хорошо
Не..льзя Не..когда Не..одинаковый Не..вежда
Не..сколько Не..аккутартный Не..хороший, а плохой Не..готовый
Не..работать Не..выгодный Не..правда, а ложь Не..грустный
Не..доделать Не..получить Не..радостный Не..воля
Не..выспаться Не..зависимость Не..решительный Не..бесполезный
Дидактическая игра «Составь рассказ».
Методический комментарий. Учитель раздает группам учеников отдельные предложения (разрезая предложенный текст), из которых группы должны составить целостный и связный текст, пояснив при этом правописание не с различными частями речи.
Группа 1
(Не)забываемое, (не)изгладимое впечатление оставила гроза в деревне.
Началась она вечером.
Светлая заря, еще (не) затянутая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню.
Через окна, еще (не)закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим, чуть влажным воздухом.
Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, (не)прекращавшийся около часа.
Окна были (не)занавешены.
Сквозь них постоянно видны были молнии, (не)виданные по красоте и яркости.
(Не)смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не)прекращающегося страха.
Казалось, какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем (не)защищенный от ветров.
Когда мой испуг прошел, я тихо уснул в своей кроватке, (не)постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой.
Утром ничто (не)напоминало вчерашнюю (не)погоду.
Ярко сияло солнце, сверкала (не)просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы.
Группа 2
(Не)допив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в желтой обложке, с картинками.
Мать, стараясь (не)шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки.
Но скоро она утомилась следить за рассказом и стала рассматривать гостей, (не)заметно для сына и для них.
Павел сидел рядом с Наташей; он был красивее всех. Наташа, низко наклоняясь над книгой, (не)часто поправляла сползавшие ей на виски волосы.
Взмахивая головой и понизив голос, говорила что-то от себя, (не)глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.
(Не)смолкавший ни на минуту голос девушки держал всех в приятной (не)прекращающейся дремоте.
(Не)возможно передать умиротворение, царившее в комнате.
(Не)правду говорят, что чтение не может увлечь публику.
Дидактический сундучок.
- А загадки вы любите отгадывать? Отгадайте загадку и подумайте, как пишется частица не со словами (индивидуальная работа).
1. (Не)огонь, а жгусь ретиво, как зовут меня? (Крапива.)
2. На себе везет (не)прытко домик собственный... (Улитка.)
3. Какая еда самая (не)питательная? (Пирог, который едят глазами – французская загадка).
Пока вы, ребята, выполняли интересные задания, наше путешествие, к сожалению, подходит к концу. Мы приближаемся к стране Знаний. Самолет идет на посадку. Счастливого приземления!
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Выписать из текстов художественной литературы по предложению, демонстрирующему каждое правило правописание не с разными частями речи.
Рекомендуем посмотреть:
Урок русского языка в коллежде Конспект урока русского языка в 9 классе Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида Конспект урока игры по русскому языку в 5 классе
Автор: Раиса Михайловна Кочкурова
Опубликовано: 3350 дней назад (21 сентября 2015)
Просмотров: 9352
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (1)
|
Обязательно воспользуюсь вашей разработкой урока.Желаю творческих успехов. |