Рабочая программа для средней группы по ФГОС
Рабочая программа средней группы
Автор-составитель: Подгорных Ольга Михайловна.Рабочая программа разработана на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», авторы Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. (СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014).
Программа основывается на использовании следующих программ:
• Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад №1»
• Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» . С.Н.Николаева. М. Москва-Синтез,2010
• Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа, О.А. Князева.СПб. Детство – Пресс,2010
• Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я -ты –мы». М. Москва-Синтез,2003
• Программ «Что могут знать дошкольники о человеке». А.И. Иванова. М. ТЦ Сфера,2010
• Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А.Лыкова. М. ТЦ Сфера, 2011.
Используемые технологии: игровая, здоровье сберегающие, проектная деятельность, технологии развивающих игр, мнемотехника, моделирование, ТРИЗ
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей средней группы и направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.
Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
1.2.Цели и задачи по реализации рабочей программы
Цель программы:
Цель: Создание условий для гармоничного развития личности ребенка среднего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учѐтом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, предоставление каждому ребенку возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного проживания в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
Задачи:
• Укреплять здоровье, закаливать детский организм посредством здоровье сберегающих технологий
• Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта, уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений; Соблюдению и контролю правил в подвижных играх; Восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения; Целенаправленно развивать быстроту, скоростно- силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.
• Формировать потребность в двигательной активности посредством соблюдения правильного двигательного режима дня, соответствующего возрастным, психологическим и индивидуальным особенностям детей группы
• Развивать и поддерживать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем мире.
• Воспитывать самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению посредством создания возможностей для вариативной игровой деятельности, удовлетворяющей потребностям и интересам детей группы.
• Укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных делах, развивать стремление к совместным играм
• Развивать творческие проявления и воображение в различных видах деятельности.
• Обогащать социальные представления о людях: взрослых и детях, особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми
• Развивать интерес к родному селу, району,стране
• Способствовать развитию всех компонентов детской игры: обогащению тематики и видов игр, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители , действовать в реальной и воображаемой ситуациях
• Создавать основу для развития содержания детских игр: обогащать представления детей о мире и круг интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей, учитывать при этом интересы и потребности детей
• Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, развивать эмоциональную отзывчивость, доброту, стремление помочь.
1.3 Принципы построения и реализации рабочей программы
Принципы построения программы
Рабочая программа соответствует следующим принципам:
• Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
• Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
• Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
• Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
• Принцип сотрудничества с семьей.
• Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
• Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
• Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
• Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей. [ФГОС п. 1.4] Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальное развитие всех специфических детских видов деятельности – и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.
Принципы реализации рабочей программы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребѐнка как субъекта детской деятельности и поведения- принцип практической применимости (на основе этого принципа в программе практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребѐнка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения
- принцип этнокультурной соотнесѐнности (программа нацелена на приобщение ребѐнка к истокам народной культуры своей страны)
- принцип гармоничности образования (программа обеспечивает единый процесс социализации - индивидуализации личности через осознание ребѐнком своих потребностей, возможностей и способностей)
- принцип интеграции образовательных направлений (содержательная связь между разными разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно – образовательных задач, что даѐт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребѐнка
- принцип комплексно - тематического построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определѐнное время становится объединяющей.
1.4.Характеристика контингента, особенности семей воспитанников
Общее количество детей 20 человек.
Контингент воспитанников по полу: 7 девочек, 13 мальчиков.
Распределение детей по группам здоровья:
Группа здоровья - 2
Социальная характеристика семей:
Состав семьи: 16 – полная семья, 1 – опекаемый ребенок.
Трое детей в семье -5, двое детей – 9, один -6.
Таким образом, в контингенте воспитанников имеется преобладающее число - мальчиков; 2 группа здоровья, большинство детей воспитываются в полных семьях.
2. Содержательный раздел
2.1.Возрастные психологические и индивидуальные особенности детей среднего дошкольного возраста
Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам, заложены основы половой принадлежности. К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространѐнных мужских и женских профессий, об отдельных женских и мужских качествах. У детей этого возраста сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. К 4—5 годам ребѐнок способен элементарно охарактеризовать своѐ самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребѐнка более привлекательными и предпочитаемыми партнѐрами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов. Дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Внимание становится всѐ более устойчивым, появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные, дидактические и
подвижные .В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребѐнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображѐнных на предъявляемых ему картинках. В этом возрасте преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в похвале, поэтому на замечания взрослых ребѐнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской , однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребѐнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности. В процессе общения с взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится грамматически правильной и последовательной.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дети начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети задумывают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов еѐ исполнения
2.2. Содержание программы
Содержание программы выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на освоение детьми базиса личностной культуры. В соответствии с ФГОС ДО программа построена на соответствующих возрасту формах работы с детьми, основой которых является игра. Поэтому освоение всех образовательных областей предусмотрено в игровой деятельности, а также в коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской деятельности, восприятии художественной литературы и произведений искусства, доступных для понимания детьми этого возраста.
Основной образовательной единицей в программе выступает организованная образовательная деятельность или образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется с целью решения определенных задач развития и воспитания. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Главными задачами таких организованных образовательных ситуаций является формирование у детей новых представлений, умений и навыков, развитие способности думать, рассуждать, делать выводы.
Тематическое планирование образовательного процесса
Сентябрь1 неделя: Вместе весело играть, танцевать и рисовать (ребенок и сверстники)
2 неделя: Наши старшие друзья и наставники (ребенок и взрослые)
3 неделя: Какой Я? Что я знаю о себе?
4 неделя: Волшебница осень - дары осени
Октябрь
1 неделя: Наши друзья – животные.
2 неделя: Мой дом, мое село.
3 неделя: Удивительный мир предметов.
4 неделя: Труд взрослых. Профессии.
Ноябрь
1 неделя: Поздняя осень.
2 неделя: Семья и семейные традиции.
3 неделя: Наши добрые дела (дружба, помощь, забота и внимание)
4 неделя: Зеленые друзья (мир комнатных растений).
Декабрь
1 неделя: Мальчики и девочки
2 неделя: Зимушка-зима.
3 неделя: Народное творчество, культура и традиции.
4 неделя: Новогодние чудеса.
Январь
2 неделя: ИГРАЙ-ОТДЫХАЙ (КАНИКУЛЫ).
3неделя: Юные волшебники (НЕДЕЛЯ ТВОРЧЕСТВА).
4неделя: Почемучки.
Февраль
1 неделя: Зимние забавы, зимние виды спорта.
2 неделя: Волшебные слова и поступки (культура общения, этикет, эмоции).
3 неделя: Наши Защитники.
4 неделя: Будь осторожен! (ОБЖ)
Март
1 неделя: О любимых женщинах.
2 неделя: Помогаем взрослым.
3 неделя Искусство и культура (живопись, декоративно-прикладное искусство, театр, музей)
4 неделя: Удивительный и волшебный мир книг.
Апрель
1неделя: Растем здоровыми, сильными и добрыми.
2 неделя: Весна-красна!
3 неделя: Пернатые друзья.
4 неделя: Дорожная грамота.
Май
1 неделя: Мое село, мой район, моя Родина.
2 неделя: Путешествие в страну чудес и загадок.
3 неделя: Лес и его обитатели.
4 неделя: Что такое водоем.
2.3. Особенности осуществления образовательного процесса
(Содержание основных форм образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития (образовательными областями) с учетом видов деятельности в дошкольном возрасте, указанных в ФГОС (п. 2.7) и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания по образовательным областям)
2.3.1.Образовательная область «Физическое развитие»
«Физическое развитие»: двигательная активность, становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами– 2 раза в неделю, а также ежедневно утренняя гимнастика, подвижные игры, игры-упражнения на прогулке, в свободной деятельности, во время режимных моментов, в группе и на прогулке. В МКДОУ работает инструктор по физическому воспитанию.
Используемые программы, технологии:
Физическое воспитание в детском саду. Э.Я.Степаненкова.М.Изд.»Мозаика Синтез»,2005.
Оздоровительная работа в детском саду.Е.Ю.Александрова.
Волгоград.Изд.»Учитель»,2007.
Комплексное планирование прогулок.О.Р.Меремьянина.
Волгоград. Изд.!Учитель»2013.
Развивающие прогулки для детей.Г.Лапина.
СПб.Изд «Речь»2011.
Подвижные гры с бегом. Е.А.Сочеванова.
СПб. «Детство Пресс», 2012.
Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова.
М.ТЦ «Сфера», 2012.
Подвижная игра, как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста. С.В.Артышко, Г.В.Корнейчук.Хабаровск,2013.
Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. С.Н.Нифонтова, О.А.Гаштова.
СПб.»Детство Пресс», 2010.
Утренняя гимнастика в детском саду. Т.Е.Харченко.
М.Изд. «Мозаика-Синтез»,2011.
Сборник подвижных игр. Э.Я. Степененкова.
М.Изд. «Мозаика-Синтез», 2012.
Игры и развлечения на свежем воздухе. Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева.
М.Просвещение, 1983.
Сезонные тематические прогулочные карты на каждый день.
Материальное обеспечение:
Оборудование для физической и двигательной активности.
Дидактические игры со спортивной тематикой.
Наборы картинок, иллюстраций с разными видами спорта.
Карточки по ОБЖ.
Наборы для подвижных и народных игр.
Флажки, ленточки.
2.3.2.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»: усвоение норм и ценностей, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству, становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе - 1 раз в неделю.. А также ежедневные беседы, напоминания, указания, упражнения, на каждом занятии и вне занятий – создание игровых и практических ситуаций общения и совместных действий, наблюдение социальных объектов, игры и игровые упражнения.
Используемые программы, технологии, материальное обеспечение:
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников
М.: Просвещение, 1999.
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Дидактические и развивающие игры.
Наборы строительного материала.
Наборы для режиссерской игры.
Наборы посуды разного назначения.
Куклы разной величины.
М. Мозаика-Синтез, 2003. Серии картин крупного формата: «Мы играем», «Детский сад», «Кем быть»
Наглядный и демонстрационный материал по темам: «Мой дом», «Моя семья», «Наши права», «Эмоции», «Мой край» «Наша Родина»
Сюжетные картинки, подборка художественных произведений.
Дидактические, развивающие игры по темам: «Добрые поступки», «Наши права», «Наше настроение», «Семейное дерево», «Что такое хорошо, что такое плохо»
Иллюстрации об Армии.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
О.Л.князева, М.Д. Маханева. – СПб. Издательство «Детство-Пресс»,2010.
Вместе с куклой я расту.
О.Р. Меремьянова – Волгоград, Издательство «Учитель», 2012.
Формирование гендерной идентичности.
Н.А.Виноградова, Н.В. Микляева.
М. Творческий центр «Сфера», 2012.
Беседы о хорошем и плохом поведении;
Беседы о правах ребенка.
Т.А. Шорыгина.
М. Творческий центр «Сфера»,2011.
Эстетические сказки;
Общительные сказки;
Добрые сказки;
Т.А. Шорыгина.
М. Творческий центр «Сфера»,2014
Беседы о поведении за столом.
В.Г.Алямовская, К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина и др.
М. Творческий центр «Сфера»,2005
Беседы о профессиях С детьми 4-7 лет.
Т.В.Потапова.
М. Творческий центр «Сфера»,2011.
Нраственные беседы с детьми 4-6 лет.
Г.Н.Жучкова.
М. Издательство «Гном»,2012.
Этические беседы с детьми 4-7 лет.
В.И.Петрова, Т.Д.Стульник.
М. Издательство «Мозаика-Синтез»,2013.
Оборудование для трудовой деятельности детей, уходу за комнатными растениями
Наглядный, демонстрационный,
дидактический материал «Труд взрослых», «Профессии людей»
Подборка художественных произведений о труде людей разных профессий.
Тематические, сюжетные картинки.
Авдеева, Н.Н., Князева, Н.Л., Стёркина, Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013
Безопасные сказки
Т.А. Шорыгина.
М. Творческий центр «Сфера»,2014.
Беседы о бытовых электроприборах;
о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.
Т.А.Шорыгина.
М. Творческий центр «Сфера»,2015.
Дорожная азбука;
Опасные предметы, существа и явления.
И.А.Лыкова, В.А.Шипунова.
М. Изд.дом «Цветной мир»,2013.
ОБЖ для младших дошкольников.
Н.С.Голицына.
М.Изд. «Скрипторий 2003»,2011.
Пожарная безопасность. Средняя группа.
Т.В. Иванова.
Волгоград, Изд.дом «Корифей»,2011.
Правила дорожного движения дошкольникам.
С.Н.Черепанова.
М. Изд. «Скрипторий 2003»,2009.
Безопасность. Знакомим дошкольников с источниками опасности.
Г.Я.Павлова, Н.Н.Захарова и др.
М. Творческий центр «Сфера»,2012
Как научить детей ПДД?
Т.Н.Гарнышева.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2009.
Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет.
Н.В.Коломеец.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2009.
Дорожная азбука в детском саду.
Е.Я.Хабибуллина.
СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2011.
Школа дорожных знаков.
О.В.Старцева.
М. Творческий центр «Сфера»,2012.
Формирование основ безопасности.
К.Ю.Белая.
М. Изд. «Мозаика-Синтез»,2011.
Если Вы играете с ребенком на улице».
Ю.А.Кириллова.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2012.
Наглядный материал, настольные – игры классификации, книги - альбомы, игрушки- символы.
Демонстрационный материал: «Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников (комплект сюжетных картинок); «Чтобы не было пожара», ОБЖ опасные предметы и явления и др
Мультфильфы из серии «Маша и медведь», «Фиксики»
Наборы игровой пожарной и полицейской формы.
Знаки ПДД., игрушки машины разного назначения.
Художественная детская литература по темам.
плакаты и наглядный материал по формированию представлений о здоровье, правилах безопасного поведения.
2.3.3.Образовательная область «Познавательное развитие»
«Познавательное развитие»:развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, формирование элементарных математических представлений, формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, становление основ экологического сознания, формирование основ экспериментирования ,знакомство с малой родине и Отечества – 2 раза в неделю.
«Познавательное развитие»: формирование элементарных математических представлений – 1 раз в неделю. А также ежедневные беседы, создание игровых и практических ситуаций, игры и упражнения с математическим содержанием, опыты и эксперименты в свободной деятельности и на прогулке.
Используемые программы, технологии, материальное обеспечение:
Развитие способностей дошкольников средствами комментированного рисования. Н.В.Микляева.
М.УЦ «Перспектива»,2010.
Удивительные истории. Л.Е.Белоусова.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2003.
Формирование целостной картины мира» О.М.Подгорных.
Волгоград, Изд.Учитель», 2015..
Обучающие занятия для детей дошкольного возраста с элементами методики Монтессори. Е.А. Дивина.
СПб.ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013
ПРедматические игры.З.А.Михацйлова, И.Н.Чеплашкина.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2011.
Логико-математическое развитие дошкольников. З.А.Михайлова, Е.А.Носова.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013.
Комплексные занятия в средней группе детского сада. Т.М.Бондаренко.
Воронеж.Изд.»Учитель», 2009.
Знакомим дошкольников с математикой. Л.В.Воронина.ю Н.Д.Суворова.
М. Творческий центр «Сфера»,2011.
Дошкольная математика. М.А.Касицына.
М.Изд.дом «Гном и Д», 2001.
Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. А.А.Смоленцева, О.В.Суворова.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010.
Математика до школы.Ч.Г.Смоленцева, А.А.Пустовойт.
СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2000.
Математика от 2 до 7. З.А.Михайлова.
. СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2000.
Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Н.А.Арапова-Пискарева.
М.Изд. «Мозаика-Синтез»,2009.
Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. Л.Н.Коротовских.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 летЛ. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; - М.: Просвещение, 2000.
Знакомим дошкольников с родным городом и страной. Н.В.Алешина.
М. УЦ Перспектива,2011.
Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Л.А.Кондрыкинская.
М.Творческий центр «Сфера», 2011.
Мы живем в России. Средняя группа. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова.
М.ИЗд. «Скрипторий 2003»,2007.
Воспитывая маленького гражданина» Г.А.Ковалева.
М.Изд. «АРКТИ»,2005.
Знакомим детей с малой Родиной». Н.Г.Пантелеева.
М. Изд.ТЦ «Сфера»,2015.
Народная культура и традиции. В.Н.Косарева.
В.Изд. «Учитель», 2013.
Истоки Патриотизма. С.Н.Савушкин.
М.Изд.ТЦ.»Сфера»,2016.
Моя семья.Т.А.Шорыгина.
М.ТЦ»Сфера», 20ё12.
Знакомим с окружающим миром детей. Т.В.Вострухина, Л.А.Кондрыкинская.
М.Изд.ТЦ»Сфера», 2011.
Ребенок и окружающий мир. О.В.Дыбина.
М.Мозаика-Синтез, 2010.
Программная разработка образовательных областей в средней группе детского сада.Н.А.Карпухина.
Воронеж. Изд. «Учитель», 2013.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Е.В. Марудова.
организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.
СПб. ООО Издательство «Детство-Пресс», 2011.
Ознакомление дошкольников с предметным миром;Рукотворный мир;
Что было до..;
Из чего сделаны предметы. О.В.Дыбина.
М.ТЦ «Сфера»2010.
Сборник дид.игр по ознакомлению с окр.миром. Л.Ю.Павлова.
М.Изд.»Мозаика-синтез», 2012.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова.
Волгоград.Изд.»Учитель», 2011.
Беседы о пространстве и времени;
о воде в природе; о здоровье; о детях героях ВОВ; о том, кто где живет. .А.Шорыгина.
М.ТЦ «Сфера», 2011.
Беседы о космосе. Е.А.Паникова. М.ТЦ «Сфера», 20ё12.
Формирование экологичесой культуры дошкольников. Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова.
Волгоград.Изд.»Учитель», 2007.
Экологческое воспитание в детском саду. О.А.Соломенникова.
М. «Мозаика-Синтез»,2009.
Юный эколог. С.Н.Николаева.
М. «Мозаика-Синтез», 2010.
Природа. Сказки и игры для детей.
Е.А.Алябьева. М.ТЦ «Сфера», 2012.
Какие звери в лесу?;
Деревья. Какие они?;
Домашние животные. Какие они? Т.А.Шорыгина.
М.Изд. «Гном и Д», 2003.
Веселая анатомия. Формирование представлений о себе и своем теле. В.М.Нищев, Н.В, Нищева.
СПб.: ООО Изд. «Детство – Пресс»2015. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. Н.С.Голицына, И.М.Шумова.
М. Изд. «Скрипторий 2003», 2006.
Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. А.И.Иванова.
М.ТЦ «Сфера», 2010.
Улыбка. Учебно0профилактическа программа по гигиене полости рта. Хабаровск,1995.
Мир человека. Я и мое тело. С.А. Козлова, С.Е. Шукшина.
М. Школьная Пресса, 2009.
Серии картин крупного формата: «Дикие животные», «Домашние животные», «Звучащее слово»
Демонстрационный материал по темам: посуда, электроприборы, головные уборы, транспорт, ягоды и фрукты, животные жарких стран, дикие и домашние животные, деревья, грибы, цветы, космос и др.
Материал для детского экспериментирования, микроскопы, лупы, глобусы, географические атласы и карты. района, села, страны, края.
Муляжи овощей, фруктов, грибов.
Счётный материал
Демонстрационный материал для решения логических задач, для составления и решения арифметических задач. Игры Воскобовича. Кольца Луллия.
Пособия по обучению ориентировке в пространстве.
Набор картинок с изображением предметов разной формы, цвета и величины.
Наборы: Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и демонстрационный материал для работы с ними.
Строительные наборы, конструкторы.
Природный и бросовый материал.
Обучающие карточки «Времена года»
Волшебное дерево» календарь природы.
Мои права. Рабочая тетрадь.
Экологический дневник дошкольника по временам года.
Удивительный мир природы. Дошкольный тренажер.
Картина мира рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Е.Г.Андреевская.
Методические рекомендации к рабочей тетради «Картина мира» .Е.Г. Андреевская, О.Н.Монтазери.
Добро пожаловать в экологию. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. О.А. Воронкевич.
Дидактические игры: погода и природа. О.А. Романович.
Занимательная экология. Комплект рабочих листов для занятий с детьми 4-5 лет. Е.А.Щербанева.
Береги здоровье. Наглядное пособие.
Я и мое тело. Тематический словарь в картинках.
Как устроен человек. Дидактические карточки.
Детская энциклопедия здоровья. Роберт Ротенберг.
Будь здоров. Набор карточек. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Е.И.Гуменюк. рабочая тетрадь.
Тело человека. Моя первая энциклопедия.
2.3.4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие» изобразительное искусство, развитие продуктивной деятельности и детского творчества – 2 раза в неделю, а также ежедневно – самостоятельная изобразительная детей.
Используемые программы, технологии, материальное обеспечение:
Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (художественно-эстетическое развитие). Лыкова И.А.
М. Издательский дом «Цветной мир», 2014.
Изобразительная деятельность в детском саду. Т.С.Комарова.
М.Изд. «Мозаика – Синтез», 2010.
Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа.О.В.Павлова. Волгоград.Изд. «Учитель»,2013.
Художественное творчество. Средняя группа.Н.Н.Леонова. Волгоград.Изд. «Учитель»,2016.
Тематические, сюжетные картинки, дидактические игры
Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества.
Набор картин, демонстрационный материал: детям об искусстве, декоративное рисование в детском саду, лепка в детском саду, русское народное декоративно-прикладное искусство в детском саду, аппликация в детском саду, иллюстрации с изображением деревьев, животных, людей, транспорта, зданий, предметов народного искусства.
Наглядно-дидактический материал с конспектами занятий. Народные промыслы.Т.А.Куликовская.
Веселое слова хохлома. Л.Яхнин.
Оригами и развитие ребенка. Т.И.Тарабарина.
Ярославль. «Академия развития», 1998.
Пластилинография для малышей. Г.Н.Давыдова.
М.Изд. «Скрипторий 2003», 2008.
Программная разработка образовательных областей. Чтение художественной литературы в средней группе. Н.А.Карпухина.
Воронеж.Изд. «Учитель»,2013.
Книга для чтения. В.В.Гербова.
М.Изд. «Оникс»,2011.
Лукошко. Хрестоматия по дальневосточной литературе.
Портреты русских и советских писателей.
Тематический подбор произведений литературы и фольклора: о больших и маленьких, забавы и шутки, о братьях наших меньших, о природе, знакомимся со сказкой.
Фланелеграф к русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.
Иллюстрации к темам: времена года, домашние животные, птицы, насекомые, цветы.
Иллюстрации к сказкам.
Шапочки, маски, ширмы, куклы для театрализованной деятельности
Магнитофон, аудиокассеты, диски (голоса птиц, сказки, народные песни, любимые детские песни из мультфильмов, музыка к танцам)
2.3.5. Образовательная область «Речевое развитие»
«Речевое развитие»: владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологический речи; развитие речевого творчества; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте; знакомство с художественной литературой – 1 раз в неделю, а также во всех видах деятельности, как совместной с воспитателем, так и самостоятельной.
Используемые программы, технологии, материальное обеспечение:
Развитие связной речи. Средняя группа. О.Н. Иванищина, Е.А. Румянцева.
Волгоград, Изд.»Учитель», 2013.
Спецкурс «Обучение дошкольников грамоте». Л.Е.Журова, Н,С.Варенцова.
М. Просвещение,1996.
Обучаем дошкольников пересказыванию. А.А.Гуськова.
М. ТЦ «Сфера», 2013.
Конспекты хзанятий в средней группе детского сада. А.В.Аджи.
Воронеж, ТЦ «Учитель», 2009.
Занятия по развитию речи в детском саду. О.С. Ушакова.
М.Просвещение, 1993.
Развитие речи в детском саду. В.В.Гербова.
М. Изд. «Мозаика – Синтез», 2010.
Словнесные игры в детском саду. А.К.Бондаренко.
Речевое развитие детей от года до 6 лет. И.И.Карелова.
Волгоград.Изд. «Учитель»,2013.
М.Просвещение, 1974.
. Картотека тематических пальчиковых игр. Л. Н.Калмыкова.
Волгоград. Изд.»Учитель»,2014.
Освоение детьми 4-7 лет образовательной области «Коммуникация». И.А.Модина.
Волгоград, Изд. «Учитель», 2014.
Наборы картин, хрестоматии, дидактические игры, наглядно - дидактический материал, предметные, сюжетные картинки
Подборка художественных произведений по возрасту, иллюстрации к произведениям.
«Развитие речи в детском саду» В.В. Гербова.Раздаточный и наглядный материал.Скороговорки.
Правильно или неправильно. В.В.Гербова. Наглядно=дидактическое пособие.
Учусь пересказывать. Опрные картинки. Н.Э.Теремкова.
Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Н.В.Нищева.Я – говорю. Рабочая тетрадь
Ниткография. Развитие речи.
Игры с прилагательными, с глаголами, с существительными.
Рабочая тетрадь для развития речи.
2.4.Детская деятельность в образовательном процессе
Деятельность и виды деятельности
1. Игровая – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления, принятие ребенком условной позиции. Творческие игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные, игры со строительным материалом, игра-фантазирование, импровизированные игры-этюды.
Игры с правилами: дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные, компьютерные.
2. Познавательно-исследовательская - форма активности детей, направленная на познание свойств и связей, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира. Экспериментирование, исследование, моделирование: составление моделей, деятельность с их использованием.
3. Коммуникативная – форма активности детей, направленная на взаимодействие с друг другом как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Конструктивное общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками, устная речь, как основное средство общения.
4. Двигательная деятельность – форма активности детей, позволяющая им решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции. Гимнастика: основные движения, строевые упражнения, танцевальные упражнения, с элементами спортивных игр.
Игры: подвижные, с элементами спорта.
Катание на самокате, санках, велосипеде, лыжах.
5. Самообслуживание и элементы бытового труда – форма активности детей, требующая приложений усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая результат, который можно увидеть, потрогать, почувствовать. Самообслуживание, элементы хозяйственно-бытового труда, труд в природе посильный, ручной труд.
6. Изобразительная деятельность – форма активности детей, в результате которой создается материальный или идеальный продукт. Рисование, лепка, аппликация.
7. Конструирование из различных материалов – форма активности детей, которая развивает у них пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь Конструирование: из строительного материала, бросового и природного материала.
Художественный труд: аппликация, оригами ,ручной труд.
8. Восприятие художественной литературы и фольклора – форма активности детей, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия и личного участия в событиях. Чтение, обсуждение, рассказывание, разучивание, ситуативный разговор.
2.5. Динамика развития ребенка
Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.
2.6.Педагогическая диагностика
Реализация рабочей программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).[ФГОСп.3.2.3]
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Педагогическая диагностика преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем
3. Организационный раздел
3.1.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
При организации развивающей предметно-пространственной среды соблюдались следующие принципы:
• Открытости и доступности
• Полифункциональности
• Гибкого зонирования
В состав предметно-игровой среды входят:
Игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы.
Все эти игровые материалы находятся в групповой комнате и участке детского сада. Развивающая среда группы, комфортна и эстетична В соответствии с возрастом детей в группе есть различные по своей тематике и назначению игрушки. В группе мебель и оборудование соответствуют росту и возрасту воспитанников, количеству мальчиков и девочек, и установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния : достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. приобретено совместно с родителями атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевыз игр, для уголка "ряжения". Для развития мелкой моторики, умения говорить и действовать за своего персонажа (режиссерской игры) - мелкие игрушки ,дидактические и развивающие игры. В книжном уголке постоянно обновляются книги по различной тематике ,первые детские энциклопедии, иллюстрации и наборы персонажей к знакомым сказкам, опорные схемы для пересказа знакомых сказок. Для развития творческих способностей детей: мелки, бумага различного формата, трафареты раскраски, цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, природный и бросовый материал. Для театрализованной деятельности приобретены маски, иллюстрации к сказкам, настольный, плоскостной, пальчиковый, теневой и кукольный театры.
Для двигательной активности есть мячи разного размера и качества, кегли, мешочки с песком, кольцебросы, скакалки , серсо, дартс. Имеются игры Воскобовича, блоки Дьенеша, развивающие и дидактические игры, настольно-печатные, которые постоянно обновляются.
Предметно-игровая среда группы организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься интересным, увлекательным делом, не мешал товарищам.
активности».
В соответствии с требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта к условиям реализации основной общеобразовательной программе ДОУ, созданы комфортные условия, как для организации организованной образовательной деятельности, так и для совместной, самостоятельной деятельности, а так же для проведения режимных моментов (соблюдение двигательного режима в течение дня, смена разных видов деятельности, рациональное использование видов деятельности и т.п.) с позиции влияния их на психофизическое состояние и здоровье детей. Взаимодействие с детьми основывается на личностно-ориентированной модели общения , индивидуальном подходе и учёте зоны ближайшего развития.
В приемной комнате организован мобильный стенд с информацией для родителей, постоянно действует выставка детских работ.
Созданная в группе предметно-пространственная среда обеспечивает:
- Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, во всей группе и в малых группах, а также дает возможность для уединения.
- Реализацию образовательной программы.
- Игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность воспитанников.
Предметно-развивающая среда обеспечивает наполнение повседневной жизни группы интересными делами, проблемами, идеями, позволяет включать каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует становлению личностного поведения детей, помогает в реализации детских интересов и жизненной активности.
3.2.Сетка-расписание образовательной организованной деятельности (образовательной ситуации)
Всего 11 занятий, продолжительность не более 20 минут, перерыв не менее 10 минут.
Пояснительная записка к сетке-расписанию ООД
Сетка-расписание построена в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПин 2.4.1.3049-13), интсруктивно-методическим письмом М.О. РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения №65/23-16 от 14.03.2000Г., и отражает основное содержание программы МКДОУ.
Согласно СанПин 2.4.1.3049-13:
В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят динамические паузы.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первой половине дня. Для профилактики утомляемости детей образовательная деятельность чередуется с физкультурными и музыкальными занятиями.
При регуляции нагрузки на ребенка необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Реализация индивидуального подхода к детям должна опираться на систематические наблюдения, прежде всего на выявление признаков утомления у того или иного ребенка.
3.3.Распределение детей по подгруппам для организации ООД
На основе проведенной педагогической диагностики для решения следующих задач: (Комплексный диагностический инструментарий. Динамика развития ребенка. Т.П.Ничепорчук)
• индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)
• оптимизация работы с группой детей.
все дети были поделены на две группы:
1 подгруппа - имена детей
2 подгруппа – имена детей
3.4.Режим группы
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых видов деятельности с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Во время прогулки с детьми проводятся игры, способствующие снятию психологической инерции. больше времени отводится для самостоятельной двигательной активности.
Для формирования ответственности за порученное дело дети начинают выполнять обязанности дежурного по столовой и в уголке природы.
3.5.Взаимодействие педагога с родителями детей средней группы
Одним из важных принципов технологии реализации рабочей программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс.
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога
Поэтому задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии ребенка.
Задачи взаимодействия педагога с родителями детей средней группы
1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.
2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, замечать и радоваться его успехам.
3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.
4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка ко взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
5. Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.
Рекомендуем посмотреть:
Рабочая программа педагога дополнительного образования по ИЗО в ДОУ Рабочая программа для средней группе детского сада Макеты для детского сада. Русские народные сказки Рабочая программа по развитию речи для всех групп детского садаПохожие статьи:
Работа в уголке природы в средней группе
Стихи для детей средней группы детского сада
Тематический День игр в средней группе ДОУ
Участник №14 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
← Конспект ООД в средней группе детского сада по познавательному развитию "Что такое цветок?" | Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста →
Автор: Подгорных Ольга Михайловна
Опубликовано: 2627 дней назад (13 октября 2017)
Просмотров: 6475
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|