Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Сказкотерапия детских страхов посредством сочинения сказок детьми

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста
Описание: я уверена, что данный материал будет полезен как воспитателям и учителям, так и родителям. Ведь, если судить по многолетней практике, сегодня все дети с трудом могут выразить свои мысли, составить нормальное предложение. Я уже не говорю о том, что они совершенно лишены воображения и фантазии, потому что все время проводят за телевизорами и компьютерами, где что-то придумывать и представлять не нужно – все уже давно придумано за них. А вот уровень страхов и тревожности детей, да и подростков тоже неуклонно растет.
Поэтому сочинение сказок будет полезно практиковать и в детском саду, и в школе, и дома. Родителям сочинять сказки можно по дороге домой, играя с ребенком. В детском саду – на занятиях по речевому развитию и во время чтения художественной литературы. В школе – на уроках литературы и русского языка, во время классных часов.

Цель: создание условий для эмоционально-личностного развития детей
Задачи:
1. Развитие фантазии и воображения;
2. Изменение отношения к страшным сказочным героям;
3. Развитие умения сочинять и выражать свои мысли ясно;
4. Снижение уровня страхов детей.
В ходе проведения психологических игр с детьми старшего дошкольного возраста я часто использую сказкотерапевтические методы – чтение сказок с их дальнейшим обсуждением, анализ сказок, дописывание готовых сюжетов и сочинение новых сказок. Все это оказывает положительное влияние на общее развитие детей, речевое развитие, развитие креативности и творческости.
Особенно сложным и в то же время продуктивным методом является сочинение сказок. Известный сказкотерапевт Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает, что «сказки, сочиняемые нами, не только отражают нашу внутреннюю реальность, проблемы, волнующие нас, но и активизируют бессознательные процессы, способствующие нашему личностному развитию и разрешению затруднений». Отмечено, что сочинительство благоприятно отражается на эмоциональном состоянии детей – они становятся уравновешеннее, приобретают способность видеть хорошее в любой ситуации.
Однако сочинять сказки не так-то просто – многим мешает стереотипность мышления, и они дословно повторяют уже знакомые сказки. Именно поэтому перед непосредственным сочинением сказок проводится предварительная работа. Для этого используется несколько методов:
1. Ребята называют различные слова, ничем друг с другом не связанные. А затем объединяют их в единый сюжет и таким образом сочиняя сказку или рассказ;
2. Перед сочинением используется соответствующий настрой – включается спокойная музыка, детей просят закрыть глаза и представить себе то, о чем будет сочиняться сказка.
После подготовки дети уже вполне способны без дополнительных стимулов сочинить любую сказку.
Так, в ходе очередного занятия по проработке детских страхов, педагог-психолог предложила им сочинить сказку, в которой Баба Яга стала бы доброй, ведь ей, наверное, так надоело быть для всех злой.
В результате совместных усилий получилось замечательное сочинение:
В совершенно обычной семье родилась девочка, и родители назвали ее Ягой. Однажды пошла она в лес, и там заблудилась. Долго бродила девочка по темному лесу, пока не наткнулась на старую избушку. Оказалось, что в этой избушке все было заколдовано злым волшебником, и стоило малышке переступить ее порог, как она сама стала злой и страшной. Выглядеть она стала на все 100 лет. В душе ей очень хотелось стать доброй и маленькой девочкой, но она не знала, как это сделать – колдовство прочно завладело ею.
Долго ли, коротко ли, но однажды в лесу заблудились дети из той деревушки, в которой раньше жила Баба Яга. Они очень обрадовались, когда увидели, что кто-то живет в старой избушке. А увидев старую Бабу Ягу, они ни капельки не испугались, а только вежливо попросили ее показать им дорогу домой. Баба Яга уже давно знала этот путь, но пойти домой в таком виде не решалась. Зато ребятишкам, удивленная их добродушием и душевной простотой, с радостью показала дорогу.
С тех пор что-то изменилось в Бабе Яге. Она поняла, что если будет делать хорошие дела, то и она непременно расколдуется, и вернется к своим любимым маме и папе. Она, напевая песни и пританцовывая, начала расставлять таблички-указатели по всему лесу, чтобы никто из детей не блудился и тем более не входил в тот ужасный дом.
Удивительно, но чем больше доброго она начала делать, тем молодее и веселее она становилась. Наконец, наклонившись к лесному ручью напиться водицы, она увидела все ту же маленькую девочку, какой была раньше.
Она нашла волшебную метлу, которую ей подарили русалки и на ней полетела домой. Стоит ли рассказывать, как были счастливы ее родители, когда она вошла в дом?

Используемая литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству;
2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в средней группе по сказкотерапии Проект в старшей группе ДОУ. Нравственное воспитание дошкольников сказкой Занятие по сказкотерапии в средней группе в детском саду Занятие по сказкотерапии в средней группе в детском саду
Участник №48 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» с 15 марта по 15 июня 2016 года
Родительское собрание в детском саду. Как не воспитать агрессивного ребенка?
Опубликовано: 3107 дней назад (23 мая 2016)
Просмотров: 3304
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Комментарии (8)
Светлана Васильевна Лапатина # 23 мая 2016 в 20:09 +2
Ольга Николаевна!
Здравствуйте,с интересом познакомилась с вашей публикацией:
"Сказкотерапия для детей дошкольного возраста".Очень понравилась сказка,сочинённая вашими детьми о доброй Бабе- Яге.Сочинение сказок,действительно,способствует развитию фантазии и воображения детей,изменению отношения к страшным сказочным героям, развитию умения сочинять и выражать свои мысли ясно,снижению уровня страхов детей.Спасибо за интересную публикацию,с удовольствием дарю вам свой первый голос + 1.
Ольга Николаевна Шабалина # 24 мая 2016 в 10:39 +1
Светлана Васильевна!
Огромное вам спасибо и за голос, и за отзыв!
Дарья Ивко # 24 мая 2016 в 23:27 +1
Ольга Николаевна,очень понравилась замечательная сказка о доброй Бабе- Яге. Интересный и полезный материал! Голосую с удовольствием!
Ольга Николаевна Шабалина # 30 мая 2016 в 08:55 0
От души благодарю!
Валентина Ивановна Никифорова # 30 мая 2016 в 08:52 0
Ольга Николаевна! Мне очень понравилась Ваша сказка. Она безусловно поможет детям преодолеть детские страхи. От нее веет теплом и добротой, даже для взрослых она несет заряд позитивной энергии- на себе ощутила! Голосую за Вашу работу и желаю удачи!
Ольга Николаевна Шабалина # 30 мая 2016 в 08:54 0
Огромное спасибо!
Галина Васильевна Егорова # 2 июня 2016 в 03:31 0
С интересом прочитала ваш материал. Так как и сама занимаюсь сочинением сказок. Вы подобрали простые и понятные слова для объяснения вашей темы. Сказкотерапия важна и необходима для воспитания детей. А сказка, которую сочинили дети, очень интересная! Материал аккуратно и грамотно оформлен. Только задачи посоветую писать в глаголах. Примите голос.
Ольга Николаевна Шабалина # 2 июня 2016 в 17:30 0
Спасибо!