Конспект урока ИЗО. Жанр живописи Пейзаж
Конспект учебного занятия. Жанр живописи "Пейзаж"
Пояснительная записка. Конспект занятия разработан в соответствии с требованиями стандартов начального общего образования по изобразительному искусству.
Данное пособие поможет педагогу рационально использовать время на занятии, даст возможность многогранного, обогащенного развития учащихся.
Назначение данного занятия – в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка, в освоении новых способов действий, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от них в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и руководства со стороны педагога.
Во многом результат работы обучающегося зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание ребенка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов: игры, сюрпризного момента, просьбой о помощи, музыкального сопровождения.
Для отдыха и снятия напряжения подобраны физкультминутки, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения. Они сопровождают все занятие и соответствуют теме занятия.
Все части интегрированного занятия раскрыты в данном пособии. Если педагогу что-либо неясно или необходимо шире представить материал, можно обратиться к источнику. Список использованной литературы находится в конце пособия.
Конспект предназначен для педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства, методистов; может быть полезно студентам педагогических высших и средних учебных заведений.
Рекомендовано к применению в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Тема занятия: Жанр живописи «Пейзаж». Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». Отличие пейзажа от натюрморта. Рисование по представлению «Осенний пейзаж».
Цель: Формирование и развитие творческих способностей учащихся
Задачи:
Обучающие:
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И.И.Левитан «Золотая осень»;
Различать и называть жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт;
Развивающие:
Передавать силуэтное изображение деревьев с толстыми и тонкими ветвями, осеннюю окраску листьев;
Использование различных художественных техник (примакивание, «тычком», концом кисти, всем ворсом, по сухому и по мокрому листу) и материалов (акварель, гуашь) в рисовании;
Развитие познавательной и творческой активности детей;
Воспитательные:
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства;
Передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.
Материалы и оборудование занятия:
1. Общее:
Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»;
Аудиозаписи: «Времена года» П.И. Чайковский, «Времена года» А. Вивальди;
Гербарий;
Магнитофон.
2. Индивидуальное:
Бумага для акварели, формат А-3;
Кисти щетинные № 8, 22; белка (пони) № 1,2, 3, 4;
Гуашь художеств. 12-18 цветов, акварель медовая 12-18 цветов;
Непроливайка.
Содержание и ход занятия.
1. Организационный момент. Дети под музыку входят в кабинет, располагаются на местах. Загадка: У избы помоет крышу, отведет в берлогу мишу,
Труд крестьянский завершит, а потом листвой шуршит.
Мы ее тихонько спросим: - Кто ты? – И услышим:
- (Осень).
Дни стали короче, длиннее стали ночи
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью)
Педагог: Как вы догадались, что это бывает осенью? Давайте подойдем к окошку и посмотрим на осенний пейзаж. Посмотрите на небо, на траву, деревья, кусты. Какие еще приметы осени вы увидели? (Ответы детей). Послушайте еще одну загадку: Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
2. Сюрпризный момент. Дует ветер (фонограмма «Звуки природы»). Под фонограмму звучат слова педагога:
- Ветрено, ветрено, вся земля проветрена.
Ветер листья с веток разогнал по свету:
Липовый, березовый, желтый лист и розовый,
Старый лист газетный, красный, разноцветный.
Пасмурно, ветрено, вся земля проветрена.
Ветер деток унеси - в лесу осеннем опусти.
(Каждому учащемуся на стол опускаются листья гербария).
Педагог: Ветер разбросал все листочки, нужно их собрать.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, листья осины, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Листики тополя, листья рябины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальцами)
Дидактическая игра «С какого дерева лист?».
Педагог: Закройте глаза, прислушайтесь… (Фонограмма «Звуки леса»)
Педагог читает стихотворение И.Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца…
3. Педагог: Красота природы во все времена года всегда была источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. О красоте осенней природы русские поэты слагали стихи. Кто хочет прочитать стихотворение? (Дети читают стихи об осени)
Великие композиторы писали музыку, послушайте, пожалуйста. «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»).
Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. (На мольберт выставляется репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»). Вы узнали картину? К какому жанру живописи относится картина И.Левитана? Какие картины мы называем пейзажем? (Пейзажем мы называем картины, на которых изображена природа).
Педагог: Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину И. Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова А.С.Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум
И свежее дыхание… (Рассматривание картины).
Логоритмическое упражнение «Дождик».
К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу)
Скачет дождик по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! - (Дети стоят лицом в круг; ритмичные
Он пускает пузыри. приседания)
Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями)
Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями)
Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела, потряхивания
Сушит перышки скорей. кистями)
4. Педагог: Предлагаю вам всем стать художниками – пейзажистами и нарисовать осенний пейзаж. С чего вы начнете? Какие приемы для этого используете? (Ответы детей, при необходимости помощь педагога)
Во время рисования звучит музыка:
А. Вивальди «Времена года» - «Осень»;
из кинофильма «Служебный роман» - «Осень»;
И.Крутой «Колыбельная Сашеньке»;
Музыка для релаксации «В согласии с природой».
5. Подведение итога занятия. Оценка работ детьми. Настроение. В завершение видеоклип «Берега России» (А.Клевийкий / Н.Денисов) исполняет ВИТАС.
Заключительная часть (предполагаемые результаты применения методической продукции).
Данный конспект занятия поможет ученику и педагогу в организации совместной творческой деятельности, изучении изобразительного искусства. Обучающийся научится:
• различать основные виды и жанры произведений изобразительного искусства: пейзаж и натюрморт;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, называть их авторов;
• использовать художественные материалы (гуашь, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, иллюстрации к произведениям литературы и музыки;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Методы и технологии:
• Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесные (загадки, вопросы к детям, чтение стихов педагогом и детьми)
- наглядные (гербарий, репродукции картин)
- практический (ответы на вопросы, дидактическая игра);
• Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: - объяснительно-иллюстративные (рассматривание репродукций картин, беседа по содержанию)
- репродуктивный (создание рисунка)
- частично-поисковые, исследовательские методы обучения (смешивание красок на палитре, получение новых оттенков, цветовая гамма);
• Методы, в основе которых лежит характер познавательной деятельности обучающихся:
- информационно-рецептивный (рассматривание, тактильное обследование гербария, слушание музыкальных произведений)
- репродуктивный (использование различных предметов для изобразительной деятельности)
- проблемное изложение (мы – художники – пейзажисты)
- частично-поисковый (выбор материала и способа выполнения работы).
• Образовательные технологии, направленные на:
Формирующее обучение (объяснительно – иллюстративная, алгоритмическая, поэтапное формирование понятий, дифференцированное обучение);
Развивающее обучение (проблемно-поисковая и проблемно-исследовательская деятельность, критическое мышление, диалоговое обучение, дидактические, логоритмические игры);
Личностно – ориентированное обучение (творческая мастерская).
Работы детей
Литература:
1. Кузин В.С. Изобразительное искусство: 1 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2009;
2. Кузин В. С. Изобразительное искусство: 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2007;
3. Изобразительное искусство 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе В. С. Кузина / авторы-составители О. В. Павлова, Г. П. Попова – Волгоград: издательство «Учитель», 2010;
4. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авторы-составители В. Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007
5. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2007;
6. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005;
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб., издательство «Лань», 1999
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по моделированию. Аппликация Елка, 2 класс Урок ИЗО - 2 класс. Конспект План – конспект открытого занятия ИЗО, 5 класс Конспект занятия по ИЗО на тему: Новый год, 4 классПохожие статьи:
Автор: Ольга Николаевна Долгова
Опубликовано: 3424 дня назад (19 июня 2015)
Просмотров: 9467
Рубрика: Конспекты занятий
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!