Оздоровление по системе хатха-йоги в ДОУ
Оздоровление по системе хатха-йога в доу.
Радость движения, радость сознания, радость дыхания, равновесие души и тела нельзя купить или получить в подарок. Давайте научимся создавать их сами вместе с нашими детьми! Анализируя работу ДОУ, пришли к выводу, что одним из главных условий успешного решения задач физического воспитания и развития дошкольников является взаимосвязь звеньев образовательного процесса и систематическая работа над данной проблемой.
Воспитание у дошкольников потребности в ЗОЖ ведётся по следующим направлениям:
- привитие культурно - гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- развитие представлений о строении собственного тела;
- формирование знаний об ароматерапии, фитотерапии и пальчиковой гимнастики;
- формирование знаний об оздоровлении организма нетрадиционными формами: хатха - йога, точечный массаж, сокотерапия.
В детском саду в своей работе я использую различные формы и методы физического воспитания, направленные на активизацию двигательной деятельности и укрепление иммунной системы.
Осуществляю подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, сочетая фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы взаимодействия с детьми.
В работе использую нетрадиционные формы укрепления здоровья в аспекте хатха-йоги в игре.
Я вводила в физминутки, в утреннюю гимнастику оздоровительные паузы с элементами хатха-йоги. Упражнения подбирала самые доступные. Рассказывала о пользе, которую они приносят не только детям, но и педагогам, родителям. Ребята с большим желанием осваивают йоговские позы, учатся правильно дышать.
Настоящего физического здоровья и душевного равновесия может достигнуть лишь тот, кому с детства удалось научиться жить в гармонии с собой, с окружающей природой, управлять своими эмоциями и мышлением.
Детская йога помогает ребёнку развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространённых заболеваний позвоночника, как например, сколиоз, плоскостопие, улучшить общее состояние.
Упражнения йоги укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы. Но важно помнить йога – это не только определённые позы (асаны, но , прежде всего комплекс этических норм, основы личного поведения. Йога помогает ребёнку стать гармонически развитой, творческой личностью. Закрепляют в сознании детей общечеловеческие ценности, развивая их физически и эмоционально.
Основу моих оздоровительных занятий составили комплексы физических упражнений с элементами Хатха-йоги.
Проверенная тысячелетним опытом, эта система стала одной из самых популярных и любимых оздоровительных систем во многих странах. В марте 1990г. был проведён 1 всесоюзный семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей в школе и семье». Актуальность данной темы, побудила меня заняться оздоровлением дошкольников. Большинство упражнений Хатха-йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т. п. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение.
В их методике много упражнений для оздоровления зрения и органов дыхания. Упражнения Хатхи-йоги в нашем детском саду мы вводим со второй половины средней группы. Когда дети начинают осознавать пользу упражнений. В настоящее время уже существует разработанная система бэби – йоги. Она применяется для новорождённых и для детей до 2-х лет. На самом деле, это мануальная техника, которая применяется для освобождения позвоночника и крупных суставов ребёнка от напряжений и деформаций, вызванных в последствии родов.
Оказывается, многие движения, совершаемые с телом ребёнка, похожи на йоговские асаны и воздействуют на новорождённых подобно им. Во время беби-йоги ребёнок глубоко расслабляется и даже засыпает. Это великолепная профилактика заболеваний позвоночника.
Нейрофизиологи называют детский комплекс Хатха-йоги гимнастикой мозга. Если мы не двигаемся и не развиваем вестибулярную систему, мы перестаём адекватно принимать информацию из окружающей среды, т. е. замыкаемся в себе. В результате у ребёнка может возникнуть синдром гиперактивности или наоборот, синдром замкнутости.
Занятия йогой способствуют развитию у детей выразительности, точности, красоты движений, умение двигаться в такт музыки, помогают формировать осанку, предупреждают плоскостопие. Эти занятия помогают детям сделать первые шаги в познании своего характера. Они развивают внимание, воображение, умение владеть своим телом, развивать свои физические качества.
Провожу с детьми дыхательную гимнастику по системе йоги. Особое внимание уделяю ЧБ детям, страдающим заболеваниями органов дыхания. Дыхательная гимнастика проходится под контролем старшей медицинской сестры.
Достаточное внимание уделяется и вопросу предупреждения детского травматизма в ДОУ. Требования правил безопасности строго соблюдаются администрацией.
Актуальными задачами являются правильное формирование опорно -двигательного аппарата, а так же профилактика и коррекция возможных нарушений. Под контролем находятся дети с нарушением осанки и имеющие плоскостопие. С детьми, нуждающимися в коррекции, проводится специальная работа индивидуально и с подгруппой.
Предусматриваются корригирующие упражнения и в комплексах физкультурных занятий, утренней гимнастики, профилактической гимнастики после сна по системе Хатха-йоги.
Разработан мной и принят к реализации план закаливающих мероприятий .
Одним из важнейших видов закаливания является оздоровительный бег. Проводится ежедневно на прогулке. В течение года дистанция и продолжительность бега увеличиваются постепенно: учитывая возраст и особенности детей.
На участке и в групповой комнате оформлены уголки здоровья, корригирующие дорожки
Ежегодно на базе нашего ДОУ проводится одно из занятий постоянно действующего районного семинара по ФИЗО, в котором задействованы воспитатели и муз. руководитель. В ходе семинаров отражена взаимосвязь всех сотрудников ДОУ, как итог общей работы.
Активные формы отдыха (Дни здоровья, Неделя здоровья, Спортивные праздники и досуги, соревнования, эстафеты, походы) предполагают наличие в такой связи ещё одного звена - родителей.
Моя задача - создать определённую общность педагогов и родителей, союз единомышленников. Только при существовании такой сплочённости родители с доверием будут относиться и к нашей деятельности, и к тем советам, которые они получают.
Очень важно, чтобы деятельность начатая в ДОУ имела продолжение в семье, а родители усвоили, что здоровье детей - забота общая, и только благодаря их активному участию в процессе оздоровления и физического развития можно добиться самого главного
- мотивации на крепкое здоровье самого ребёнка.
Самыми любимыми формами совместного активного отдыха наших детей и родителей являются спортивные праздники и походы.
На родительских собраниях или «за круглым столом» родители делятся своим опытом семейного воспитания в том числе и физического. Чаще опытом делятся родители, которые сами занимаются спортом и привлекают детей. Я провожу с родителями мастер класс по обучению упражнений, разминки по Хатха-йоги. Объясняя им ту или иную позу и её оздоравливающий эффект.
У детей 5-7 лет относительно уже хорошо сформирована двигательная сфера. Крепнут мышцы и связки, увеличивается общая мышечная сила. При этом важно помнить, что крупные мышцы развиваются раньше мелких.
Ребёнку можно помочь, привлекая его к выполнению специальных упражнений, стимулирующих развитие мелких мышц пальцев. Пальчиковая гимнастика (мудры, так же включена в нашем ДОУ в оздоровительную гимнастику. Ведь каждый палец на руке отвечает ещё и за оздоровление внутренних органов, а не только развитие мышц и подготовку к школе.
Мудра – означает «дарующий радость». Муд – это радость, ра-да (ро) вать.
Радость и весёлое настроение необходимы для обретения нами полноценной и несущей удовлетворение жизни. Практикование мудр может создать нам положительный настрой детей.
Используя в работе пальчиковую гимнастику мы не задумывались над тем, что идёт ещё и оздоровление ребёнка. А с каким удовольствием дети выполняют эти упражнения! Так в старшей, подготовительной группах можно уже наряду с пальчиковой гимнастикой проводить и дыхательную гимнастику совместно с выполнением мудр.
Рекомендуем посмотреть:
Метод проектов в ДОУ при формировании у детей потребности здорового образа жизни. Формирование у дошкольников ценности здорового образа жизни Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ Конспект сюжетного игрового занятия по хатха-йоге на весеннюю тематику. Подготовительная группаПохожие статьи:
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Витамины
Стихи на тему «Спорт» для детей детского сада
Беседа на тему «Здоровый образ жизни» в подготовительной группе. Сделай компьютер своим другом
Автор: Ольга Ивановна Копылова
Опубликовано: 3183 дня назад (5 апреля 2016)
Просмотров: 3014
Рубрика: Методическая разработка
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
||
|
|
||
|