Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Проект. Образовательная робототехника для дошкольников

Проект. Образовательная робототехника в детском саду
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
Необычайная популярность LEGO объясняется просто - эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для креатива (два самых простых кубика LEGO можно сложить 24−мя разными способами). Для любознательных – обучающий проект LEGO, для коллективных – возможность совместного строительства.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д.
В США, Японии, Корее, Китае, в ряде европейских государств робототехника развивается семимильными шагами. Уже с детского сада дети имеют возможность посещать клубы и инновационные центры, посвященные робототехнике и высоким технологиям. Япония - страна, где модернизация и робототехника возведены в культ. Именно поэтому мы наблюдаем высокоскоростной технологический рост в стране.
А что же у нас?
В России для детей предлагается целый спектр знаний, но, к сожалению, крайне мало представлено такое направление, как робототехника. А ведь оно вскоре будет очень востребовано и престижно в будущем. Уже сейчас в России имеется огромный спрос на специалистов, обладающих знаниями в этой области.
Но тем не менее, на сегодняшний день комплексное внедрение робототехники в образовательный процесс развито в наибольшей степени в таких регионах России, как: Калининградская, Московская, Челябинская, Самарская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Бурятия и т.д., а в Краснодарский край активное внедрение только начинается.
За этой технологией - большое будущее. Она очень актуальна и для Краснодарского края, в нашей промышленной области не хватает высококвалифицированных инженерных кадров, конструкторов, технологов, а именно робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. В регионах, где внедряется робототехника, не фиксируются правонарушения, совершенные детьми, которые увлекаются роботоконструированием. А соревнования по робототехнике – это яркие воспитательные мероприятия, объединяющие детей и взрослых.
Актуальность введения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Путь развития и совершенствования у каждого человека свой, исходя из условий. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать эти условия и образовательную среду, облегчающие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать, познавать образовательную среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и умело оборудовать, а также использовать соответствующую образовательную среду, в которой правильно направить ребёнка к познанию. Основными формами деятельности станут: образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая, коррекционная, которые направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.
Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты такие психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы. К ним относятся:
- познавательная и учебная мотивация;
- появляется мотив соподчинения поведения и деятельности;
- умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения;
- умение создавать и обобщать, (обычно возникающее не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста) продукт деятельности.
Из всего выше перечисленного следует, что нецелесообразно укорачивать дошкольный период, который основывается на детских занятиях, где ведущее место занимает игровая деятельность.
К сожалению, в Краснодарском крае, как и, во многих других регионах России, методического центра поддержки внедрения робототехники и легоконструирования в образовательный процесс, способного оказывать научно-методическую помощь дошкольным учреждениям нет, что позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний момент педагоги ДОО нуждаются в методической помощи, направленной на решение данной проблемы.Таким образом, проблема исследования заключается в сложившихся противоречиях между достаточным уровнем оснащенности ДОО комплектами конструкторов линейки LEGO Education, возможностями, предоставляемыми для эффективной реализации педагогического процесса в дошкольной организации, и недостаточностью в теории и практике при осуществлении деятельности по обучению воспитанников и применению их знаний в будущем, созданию учебно-методических материалов, использованию дидактических игр, компьютерных игровых средств для работы с дошкольниками в целях расширения кругозора, развития познавательного интереса, познавательной активности, речи, памяти, внимания, моторики, а также отсутствием разработанных рычагов поддержки на муниципальном уровне.
Реализация данного проекта должна внести определенную лепту в решение вышеотмеченной проблемы.
Для устранения выявленных противоречий и рисков был разработан проект "Образовательная робототехника для дошкольников", основными идеями которого являются:
- конкретизация принципа интегрированного подхода в образовательной и воспитательной работе с детьми, что соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам;
- внесение новых элементов взаимодействия и сотрудничества между детским садом, школой и родителями;
- отражение принципиально новых идей, которые сводятся к тому, чтобы создать образовательную среду для ребенка, которая облегчит возможность раскрытия его собственного потенциала, и позволит свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Внедрение лего-технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе легоконструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Лего-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.
Легоконструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того, Легоконструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность качества образования, является непрерывность и преемственность в обучении, которые предполагают разработку и принятие единой системы целей и задач являющихся прочным фундаментом содержания образования на всем периоде обучения начиная от детского сада до последипломного и курсового обучения.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на универсальные учебные действия (УУД), которые уже приобретены дошкольниками в детском саду, активно используются для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Цели и задачи проекта
Основная цель проекта - создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно – технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования легоконструкторов и образовательной робототехники.
Объект исследования: влияние легоконструирования и образовательной робототехники на формирования предпосылок универсальных учебных действий воспитанников.
Предмет исследования: взаимодействие и сотрудничество между детским садом, школой и родителями воспитанников.
Субъект исследования: участники образовательных отношений.
Основные задачи реализации проекта:
1. Создание условий для внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО
2. Разработка системы педагогической работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования образовательной робототехники и легоконструирования.
3. Апробация разработанной системы педагогической работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования образовательной робототехники и легоконструирования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что за счет обновлений содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности нам удастся выстроить четко организованную систему, обеспечивающую преемственность со школой и работающую на важную для современного общества задачу - воспитание будущих инженерных кадров России.
Новизна проекта: проект является актуальным и социально значимым, так как ориентирован на решение важных задач по воспитанию гуманной, духовно богатой, технически грамотной личности ребенка.

Исходные теоретические положения проекта
Исходные теоретические положения проекта касаются: методологических основ проектной деятельности, понимания сущности базовых понятий проектной деятельности
• положения педагогики дошкольного этапа образования; результаты психолого-педагогических исследований по вопросам развития психических процессов (Л.В. Выготский /представление о зоне ближайшего развития/, В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин /о резервных возможностях психики дошкольников, о способностях к «внутреннему плану действия»/, А.Н. Леонтьев /проблемы развития психики/, Ж. Пиаже /развитие интеллектуальных способностей/, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец /особенности психики в дошкольном возрасте/, П.Я. Гальперин /вопросы психологии обучения/, И.Ф. Талызина /система усвоения навыков умственных действий/, Ш.А. Амонашвили);
• исследования об особенностях конструктивного мышления у дошкольников: непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова и др.), возможность решать задачу разными путями, связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, В.Ф. Изотова);
• теоретические разработки в области компьютеризации образования (Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунский, Г.Л. Луканкин, А.Л. Семенов);
Пути реализации проекта
Для эффективной организации легоконструирования и робототехники необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми, поэтому мы пришли к идее о необходимости создания учебного кабинета для воспитанников.
Почему учебного? Потому что на его базе будет происходить процесс интегрированного развития детей:
1. Обучение детей мыслительной деятельности через игру направленную на развитие внимания, активизацию познавательной деятельности.
2. Совершенствование сенсорно-тактильной и двигательной сферы.
3. Формирование и коррекция поведения и многое другое – все это способствует развитию и повышает интерес к обучению.
Почему кабинет?
1. Кабинет – это помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этих занятий оборудованием.
2. Потому что при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу происходит изменение в формулировке «группа» на «класс», «кабинет». Ребенок должен подсознательно и психологически быть готов к изменению терминов и пространственного окружения. Поэтому, исследуя проблему сложной адаптации детей, которые вчера покинули стены детского сада, а сегодня переступили порог школы – было решено создать учебный кабинет, где образовательный процесс происходит через игру.
3. Оборудование, которым будет оснащен кабинет достаточно дорогостоящее, и должно находиться под наблюдением администрации дошкольного образовательного учреждения.
4. Занятия должны проводиться по графику, утвержденному заведующим дошкольного образовательного учреждения.
5. Занятие предполагает одновременное присутствие 10-15 воспитанников, для более качественной их подготовки к школе.
6. Занятия проводят обученные специалисты (педагоги), прошедшие переподготовку через обучающие семинары, курсы повышения квалификации по данному направлению.
7. Педагоги разрабатывают рабочие программы и комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС, обеспечивающие интегрированный подход к организации образовательного процесса по конструированию воспитанников на весь период учебного года.
8. Кабинет должен соответствовать нормам и требованиям СанПиН.
9. В течение учебного года проводится диагностика (мониторинг) детей, прошедших обучение в данном кабинете, которая выявляет и определяет их уровень готовности к школе.
10. Педагог тесно сотрудничает с родителями, разрабатывает цикл консультации разной тематики, оформляет стенд с планируемыми мероприятиями и фотографиями лучших работ детей, проводит родительские собрания, привлекает родителей к совместной деятельности через мероприятия (совместные проекты, конкурсы, фестивали, выставки и к участию в спонсорской деятельности и т.д.).
11. Педагог-психолог, учитель-логопед планируют коррекционную работу с будущими первоклассниками и их родителями направленную на коррекционную, социально-психологическую помощь и поддержку воспитанников и родителей к школе.
12. Тесное взаимодействие (интеграция) педагогов дошкольного образовательного учреждения с педагогами начального звена школы через открытые занятия, мастер-классы, методические объединения, семинары и т.д.

Механизм реализации проекта
Задача Планируемый результат
1 этап подготовительно-проектировочный (2014-2015учебный год)
1. Создание кабинета робототехники для воспитанников средней, старшей и подготовительной групп на базе МДОУ центра развития ребенка - детского сада № 41
• Изучено и определено место и роль кабинета робототехники в условиях детского сада.
• Изучены технологии учебного процесса оптимальные для дошкольников при изучении основ робототехники и конструирования.
• В детском саду разработаны программы и перспективное планирование по робототехнике и легоконструированию.
• Создано взаимодействие между педагогами дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, родителями, воспитанниками в рамках созданного проекта.
2. Обучение педагогов (работающих на средней, старшей и подготовительной группах) через обучающие семинары, курсы повышения квалификации по эффективному использованию ИКТ и образовательной робототехнике
• Разработана система обучающих семинаров для педагогов дошкольных образовательных учреждений Хостинского района г.Сочи.
• Обучены руководители, воспитатели (работающие на средней, старшей и подготовительной группах), узкие специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед) для эффективного использования, образовательной робототехники в педагогическом процессе ДОО
3. Разработка и внедрение в образовательный процесс рабочих программ, обеспечивающих интегрированный подход к организации образовательного процесса по ИКТ и образовательной робототехнике
• Повышено качество образовательного процесса при подготовке детей к школе через, образовательную робототехнику и легоконструирование
• Через мониторинг выявлен уровень подготовки детей старшей и подготовительной групп к школе и намечены необходимые способы оказания помощи дошкольникам при внесении корректировки в образовательный процесс для достижения поставленной цели.
• Разработать критерии, которые помогут свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей, обучающихся по программе образовательной робототехнике
2 этап практический (2015-2016 учебный год)
1. Использование ИКТ - оборудования в образовательном процессе: совместной, досуговой, диагностической.
2. Установление взаимодействия с социальными партнерами
• Разработана программа «Основы образовательной робототехники для дошкольников» на два-три года обучения. Дидактическое обеспечение программы представлено комплесно-тематическим планированием и презентациями к ним.
• Учебное оборудование ИКТ кабинета и робототехники постоянно используется на занятиях и вне образовательной деятельности.
• Проводятся соревнования, экскурсионные мероприятия, конкурсы, фестивали, выставки и др. среди учеников начальной школы и воспитанников средней, старшей и подготовительной групп.
3 этап контрольно-аналитический (2016-2017 учебный год)
1.Обобщение и распространение опыта внедрения и использования конструирования, робототехники в образовательном пространстве (на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях). • Диссеминация педагогического опыта через открытые занятия, мастер-классы между педагогами дошкольного учреждения и педагогами начальной школы, а также обучающие семинары, курсы повышения квалификации.
• Результаты работы обобщены в методических сборниках «Конструирование и образовательная робототехника. ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА»: от простого к сложному» .
• Обобщение опыта на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.
Вывод: Для реализации преемственности на дошкольной и начальной ступенях образования и успешной адаптации дошкольника для последующего обучения в общеобразовательном учреждении необходимо использовать робототехнику и легоконструирование, как один из способов достижения цели и задач в данном проекте, а также необходимо подготовить педагогов, осуществляющих этот вид деятельности.
Методы оценки
Оценка процесса Оценка результата
Использование конструкторов LEGO и ИКТ непосредственно для конструктивно – игровых целей (сюжетно-ролевых играх, играх театрализациях, дидактических играх и упражнениях). Замысел, реализуемый в постройках дети черпают из окружающего мира.
Робототехника и легоконструирование помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребенка.
Использование конструкторов LEGO и ИКТ при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром. Использование робототехники и легоконструирования- - упрощает работу по анализу и синтезу слогов и при составлении схемы предложения.
Помогают при постановке звуков, исправлении ошибок.
Использование конструкторов LEGO и ИКТ в процессе диагностики (выявление проблем) (спонтанная игра, коллективная и индивидуальная). Помогает установить контакт между педагогом, детьми и родителями.
Наиболее полно раскрыть особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявление речевых возможностей ребенка, установление уровня его коммуникабельности.
Использование конструкторов LEGO и ИКТ в коррекционно-развивающем и образовательном процессах.
Коррекционная работа (по исправлению недостатков произношения, развитие всех сторон речи, расширение обогащение словаря, грамматический строй речи, связная речь, мелкая моторика и т.д.) через использование конструирования и образовательной робототехники.
Формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Создание центра образовательной робототехники для воспитанников средней, старшей и подготовительной групп на базе МДОУ №41 Посещение детьми средней, старшей и подготовительной групп кабинета робототехники и легоконструирования с целью организованной деятельности, обеспечивающей интегрированный подход и комплексно-тематический принцип к организации образовательного процесса.
Адаптация воспитанников дошкольного учреждения к условиям начальной школы.
Выявление одаренных детей и продолжение работы с ними, а также вовлечение родителей воспитанников в процесс обучения конструированию и образовательной робототехнике.
Кабинет формирует потенциальные возможности ребенка и обеспечивает ситуацию успеха в образовательной деятельности, которая способствует социокультурной адаптации дошкольника к условиям школьного обучения.
Вывод: Реализация процесса «присоединения» детского сада к школе основана на преемственности дошкольного и начального ступеней образования (в настоящих условиях), которая помогает:
- реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного, начального школьного и основного общего образования;
- придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер;
- создать методическую «копилку» для повышения качества образовательных услуг, а также обмен опытом между педагогами и рост их квалификации.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая документация для детского сада Справка по итогам тематической проверки в детском саду Методическое обеспечение воспитателей детского сада Годовой план работы доу на 2014-2015 учебный год в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 3526 дней назад (28 марта 2015)
Просмотров: 29346
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!