Моё педагогическое послание профессиональному сообществу
Моё педагогическое послание профессиональному сообществу
Академик Д.С. Лихачев говорил: « Патриотизм - начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов - все определять в человеке и все освещать…» Миссия педагога дополнительного образования состоит в создании пространства детского благополучия. Ощущение счастья даётся ребёнку именно через возможность делиться своим талантом и мастерством, умение выйти из круга своего «я», получить признание среди единомышленников, сверстников и взрослых! Отрадно, что мы, педагоги дополнительного образования, сегодня находимся на интересном этапе развития дополнительного образования. Сегодня оно – не означает «второстепенное образование». Более того, следует отметить его ведущую роль в становлении подрастающего поколения.
В Указе Президента № 204 от 7.05.2014 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», а также в Концепции развития дополнительного образования детей ведущей идеей выступает формирование развитой, целеустремлённой личности. Сегодня, как никогда, молодёжь нуждается в нравственных ориентирах, в принадлежности к своей большой и малой Родины, в чувстве гордости и ответственности за её настоящее и будущее. Именно с педагогом- краеведом юные граждане пристально и с любовью вглядываются в свой отчий дом, в родной город, деревню, посёлок, в жизнь дорогих и близких ему людей, осознают причастность своей "малой родины" к истории России.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Оно расширяет разновозрастное и межнациональное взаимодействия в объединениях. К патриотизму, гражданственности нельзя призвать. Сегодня дополнительному образованию ставится сложная, но вместе с тем основополагающая цель - развитие целостной, развитой, самостоятельной личности, способной принимать верное решение. В свою очередь, краеведческий компонент в дополнительном образовании переживает своё новое рождение и выступает в виде особого уникального социального института, обладающего мощным образовательным потенциалом. С первых шагов в профессию педагога дополнительного образования я поняла, что даже красный учительский диплом не станет гарантом моего успеха. Для педагога-внешкольника недостаточно создать дополнительную образовательную программу, даже самую оригинальную, важнее увлечь детей общей идеей и интересным делом. Отвечая запросам социума и времени, был разработан комплекс программ «Родная старина» и «Наследники традиций», охватывающий младшее и среднее звено обучающихся.
Цель программ: создание обогащённой развивающей среды, способствующей раскрытию творческого потенциала ребёнка, раннему становлению гражданской личности, приобщению к русской национальной культуре посредством включения детей в равноправное участие в жизнь семьи, села, района, страны.
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность образовательных программ обусловлены тем, что именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент социального развития ребёнка, происходит наиболее глубокое и проникновенное формирование патриотических чувств. Подростки же чаще других ставят вопросы об осознании себя, своей самоценности. Программы призваны удовлетворить возникшие образовательные потребности обучающихся по изучению прошлого родного края и страны, сформировать и сохранить устойчивый интерес к исследовательской деятельности.
В настоящий момент в нашей стране происходит подъем национального самосознания, стремление народов России глубже познать свое прошлое, родной язык, культурные и художественные традиции, накопленные предыдущими поколениями.
Ценность программ состоит в том, что она ориентирована на опережающее и рефлексивное усвоение краеведческих знаний и понятий обучающимися. Ещё одной особенностью является интегрирование педагогических возможностей краеведения и других вспомогательных дисциплин: этнографии, генеалогии, музыки, изобразительного творчества, театрализации. В процессе работы планируется создание образовательной среды, погружающей ребёнка в особый мир родной истории.
Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребенку, создает наиболее благоприятные условия для самоактуализации личности и ее социализации. Реализуя данные программы, я чувствую свою причастность к совершенствованию будущего нашей страны. Как здорово наблюдать за воспитанниками, когда они узнают новое о знакомой улице, своём посёлке, сами раскрывают для себя дверцу в великолепный и таинственный мир краеведения! Я глубоко убеждена в том, что Гражданин в душе маленького человека рождается тогда, когда он сам почувствует себя значимым в масштабах своей семьи, родного края, страны.
Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
На передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Не мало важно, что оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях.
На сегодняшний день ставится задача поддержки развития сектора программ "учения с увлечением". Работа по моим программам предполагает интеграцию знаний из различных социокультурных сфер, отвечая требованиям концепции по развитию механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации; формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизм самореализации, саморазвития, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Пусть не все мои воспитанниками станут краеведами, историками, учёными, но уверенность в том, что они вырастут не равнодушными к истории своей Родины людьми, а достойными гражданами, не покидает меня.
Рекомендуем посмотреть:
Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия Эссе воспитателя детского сада Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия← Краеведческая конференция. Сценарий | Входное диагностическое анкетирование для обучающихся краеведческого объединения "Родная старина" →
Автор: Ольга Игоревна Фролова
Опубликовано: 2083 дня назад (11 марта 2019)
Просмотров: 4987
Блог: Блог Ольги Фроловой
Рубрика: Статьи
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!