Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия в старшей группе. Развитие жизненных навыков

Развитие жизненных навыков при работе с учащимися старшего дошкольного возраста
О.А.Калашникова, педагог-психолог, МБУДО Центр дополнительного образования «Созвездие» г. Балашова Саратовской области
Материал будет полезен для педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, для воспитателей. Предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью формирования жизненных навыков посредством развития познавательной и коммуникативной сфер ребёнка
Конспект занятия с дошкольниками: «Развитие жизненных навыков у старших дошкольников»
Развитие жизненных навыков у детей старшего дошкольного возраста включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умение управлять своими чувствами, построение положительных, доброжелательных отношений со сверстниками, принятие решений, оказание помощи окружающим. Дети учатся самостоятельно мыслить и строить своё поведение.
Цикл занятий по развитию жизненных навыков проводится в Центре дополнительного образования с детьми с низкой социализацией, не посещающих детский сад.
Предлагаю методическую разработку - конспект одного занятия по развитию жизненных навыков при работе с учащимися старшего дошкольного возраста.
Цель занятия: формирование жизненных навыков посредством развития познавательной и коммуникативной сфер ребёнка.
Задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков;
2. Развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию;
3. Развитие внимания, осязания;
4. Формирование логического мышления;
5. Формирование обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования
6. Снятие мышечного напряжения и обучение приёмам саморасслабления;
Возраст детей: дети 5-7 лет, воспитанники студии предшкольной подготовки «АБВГДейка».
Вид занятия: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, упражнения, игра.
Предварительная работа. Подготовить следующее учебно-методическое сопровождение занятия:
- разноцветные флажки по количеству детей, нарисованный паровозик с вагончиками разных цветов;
- мяч;
- кусок обоев;
- фломастеры, карандаши;
- клей;
- вырезанные снежинки из цветной бумаги;
- игрушки из дерева и из пластмассы: машинки, матрёшки, грибочки и т.д.;
- две коробки;
- повязка на глаза
Оборудование:
- доска, магниты на доску;
- палас на полу

Ход занятия:
Вводная часть
1. Приветствие.
Участники садятся в круг и поют приветствие: «Здравствуй, Маша», (улыбнуться Маше) и так, по очереди называют всех присутствующих. Между приветствием учащихся можно поприветствовать солнце, небо и т.д. «Здравствуй, солнце» - все поднимают руки. «Здравствуй, мишка» - все показывают на игрушку. «Здравствуй, всем нам» - все разводят руки в стороны.
Основная часть
1. Упражнение «Разноцветные вагончики».
Цель: формирование обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования, развитие коммуникативных навыков.
Проведение: Детям раздаются по одному флажку. Каждый ребёнок – вагончик. Нужно по сигналу построиться в поезд так же, как и изображённый поезд на доске (распечатан паровозик с вагончиками разных цветов). После того, как все дети построились, паровозик едет по комнате.
2. Упражнение «Слева - справа».
Цель: развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию, развитие внимания.
Проведение: Ведущий бросает мяч ребёнку и называет предмет, находящийся в комнате. Ребёнок, поймавший мяч, говорит, как этот предмет расположен в пространстве, относительно него (окно - слева, стул – справа, игрушка – впереди, стол – сзади). Если ведущий скажет «Справа», то ребёнок называет тот предмет, который находится справа и т.д.
3. Упражнение «Зимний лес».
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Проведение: На большом куске обоев дети выполняют совместный рисунок «Зимний лес». Можно приклеить цветные снежинки, сугробики и т.д.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика.

Цель: отдых рук. Оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка.
Проведение: Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачёва)
Психомышечная тренировка «Лицо загорает».
Цель: снятие мышечных зажимов и обучение детей приёмам саморасслабления.
Проведение: Подбородок загорает – подставьте солнышку подбородок и слегка разожмите губы и зубы (вдох). Летит жучок, хочет сесть кому-нибудь на язычок. Крепко закройте рот и задержите дыхание. Жучок улетел. Облегчённо выдохните воздух. Опять жук летит, энергично двигайте губами, прогоняя его. Нос загорает – подставьте нос солнышку, рот полуоткрыт (вдох). Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, двигайте губами, задержите дыхание. Бабочка улетела. Выдохните. Бабочка опять летит, хочет сесть на брови. Двигайте бровями, как качелями, вверх – вниз. Бабочка улетела совсем. Вдох – выдох.
4. Упражнение «Разложи предметы».
Цель: развитие осязания, снятие мышечного напряжения, формирование логического мышления
Проведение: Надо подобрать игрушки из дерева и из пластмассы. Дети делятся на пары. Одному ребёнку завязываются глаза. Второй даёт ему по одной игрушке. Задача - разложить игрушки, ориентируясь на материал, из которого они сделаны в две коробки. В одну – деревянные, в другую пластмассовые. Второй ребёнок подсказывает только при затруднении.
Заключительный этап
Рефлексия занятия: какое упражнение вам больше всего понравилось, что не понравилось.
Результаты выполнения задания детьми, их активность, ответы показывают, что, цель занятия достигнута.
Список используемой литературы
1. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц. практик/ Н.В.Вострокнутов; Министерство образования и науки Рос. Федерации.-М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004-182с.
2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер с нем.: В 4-х томах.- М.:Генезис,1998.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Конспект занятия педагога психолога с дошкольниками в ДОУ Конспект занятия для старшей группы на тему: Дружба Конспект развивающего занятия для старших дошкольников. Учимся понимать друг друга

Похожие статьи:

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры

Участник №27 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2016 года
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3208 дней назад (21 января 2016)
Просмотров: 7722
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Комментарии (5)
Татьяна Петровна Медведева # 22 января 2016 в 10:30 +5
Ольга Александровна, доброе утро. С интересом ознакомилась с Вашим конспект занятия с дошкольниками: «Развитие жизненных навыков у старших дошкольников». Хочу сказать, занятие разработано грамотно, чётко сформулированы цели и задачи. В ходе занятия дети учатся самостоятельно мыслить и строить своё поведение: доброжелательному общению со сверстниками, умению управлять своими чувствами, принимать решения, оказывать помощь окружающим. Удачи Вам в нелёгком деле.
Ольга Александровна Калашникова # 25 января 2016 в 19:35 0
Спасибо!
Елена Владиславовна Пимонова # 27 января 2016 в 19:05 +2
Доброго времени суток, Ольга Александровна! Спасибо за приглашение на Ваше занятие. Сейчас как никогда важно уделять внимание проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Такое повышенное внимание к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в нашем обществе. Поэтому формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений работы с дошкольниками в образовании. Приоритетным условием социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности является непосредственная деятельность ребенка: игра, познавательная, изобразительная, предметная деятельность, труд, общение, совместная деятельность с участием партнеров. В таких видах деятельности у дошкольников формируется определенный круг представлений (знаний) об окружающем мире. В Вашем занятии все это гармонично работает для реализации основной цели: формирование жизненных навыков посредством развития познавательной и коммуникативной сфер ребёнка.
Удачи Вам!
Примите голос.
Ольга Александровна Калашникова # 28 января 2016 в 16:09 0
Спасибо вам!
Марина Сергеевна Долгих # 5 апреля 2016 в 19:30 0
Разработка соответствует методическим требованиям.Поставленные задачи достигнуты. Примите голос!