Использование лэпбука в работе учителя-логопеда ДОУ
Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда при формировании и совершенствовании лексико – грамматического строя речи"
Актуальность
Сегодня все старое принимает новые формы. С введением ФГОС педагоги ищут новые подходы, идеи, формы и методы в своей коррекционной деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной. А вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет.
Игра – основной вид деятельности дошкольников. Сейчас в распоряжении детей и взрослых большое количество самых разнообразных игр. Особое место занимают среди них дидактические игры – особенно словесные.
В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Следует подчеркнуть (А. Г. Арушанова), что ребёнку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.
Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.
К тому же восприятие материала у детей носит разный характер, но известно, что большинство запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного.
Всё это и побудило меня к созданию лэпбука: «Весёлая грамматика» (Игры и упражнения по формированию и совершенствованию лексико – грамматического строя речи).
Цель: развитие речи детей с помощью лэпбука, создание условий для активного использования его в речевой деятельности.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию интереса к обучению.
2. Формировать и совершенствовать лексико – грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
4. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды учителя – логопеда.
Лэпбук – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или книжку – раскладушку с тематическим наполнением, с разными кармашками, подвижными деталями.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г.– апрель 2018г.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники логопедического пункта (дети старших и подготовительных групп).
Вид проекта: среднесрочный
Этапы осуществления проекта
1. Подготовительный этап.• Изучение литературы по теме.
• Ознакомление с передовым опытом.
• Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
• Подбор наглядно-дидактических пособий, закупка бросового материала.
• Поиск и подбор предметных картинок, которые отбирались тщательно, исходя из лексических тем предусмотренных программой в ДОУ.
• Распечатывание и ламинирование картинок.
• Изготовление лэпбука.
2. Основной этап.
• Знакомство детей с лэпбуком; • Индивидуальная работа на закрепление основных лексико – грамматических категорий с помощью лэпбука;
3. Заключительный этап.
• Оформление отчетной документации, фотоотчет. • Доклад на РМО логопедов Завьяловского района.
• Выступление на родительском собрании о применении индивидуальных лэпбуков по коррекции звукопроизношения. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Цель педагогического воздействия с помощью работы с лэпбуком направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Ожидаемые результаты по проекту:
• Привлечение родителей и детей нашего ДОУ в увлекательный мир лэпбука.
• В процессе работы с лэпбуком, успешно повысился уровень развития лексико – грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Игры и задания содержащиеся в лэпбуке
«Из чего сделано?»(Образование относительных прилагательных)
«Чей, чья, чьё?»
(Образование притяжательных прилагательных)
Образование относительных прилагательных
«Какой бывает?»
(Подбор признаков к предмету, объекту, обогащение словаря прилагательными)
Игра «Один – много»
(Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное)
Игра «Подскажи Незнайке»
(Закрепление форм творительного падежа)
Игра «Сосчитай»
(упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять)
Игра «Назови ласково»
(Закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)
«Подбираем рифмы»
(Образовывать существительные в родительном падеже)
«Правильное употребление предлогов»
«Думает о ком, о чём?»
(Закрепление форм предложного падежа)
Заключение
Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии и исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться. Задача учителя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.В перспективе планируется работа по изготовлению индивидуальных лэпбуков, исходя из интересов детей, когда каждый ребенок в течение определенного времени изготавливает свою книжку, а потом презентует её детям группы или, например, на родительском собрании. В результате получится целая выставка лэпбуков. Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности. Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования. Лэпбук –
позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а также помогает быстро освежить в памяти пройденные темы.
А также лэпбук может использоваться как материал для обследования лексико - грамматического строя речи.
Рекомендуем посмотреть:
Использование сказкотерапии в процессе развития связной речи у детей 5-6 лет Консультация для воспитателей детского сада «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольников» Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольников в детском саду Семинар - практикум для педагогов детского сада: Развитие фонематического слуха дошкольников← Консультация для воспитателей детского сада «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольников» | Структура логопедического занятия по постановке звука. Коррекция звукопроизношения. →
Автор: Олеся Владимировна Петрова
Опубликовано: 2485 дней назад (5 марта 2018)
Просмотров: 8538
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!