Развитие творческих способностей у детей через дизайнерскую деятельность
«Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу.
А состояние человеческой души – одна из главных целей воспитания».
Сухомлинский В.А.
«Красота спасёт мир!» есть в мире такая красота, которая всегда актуальна. Это прежде всего красота души, включающая в себе положительные человеческие качества: доброта, честность, отзывчивость, надёжность. Но есть и другая красота, которой свойственно меняться на разных этапах жизни человечества. Это красота созданная руками человека. А если это сделано руками самого главного человека нашей жизни – ребёнка, то ещё более ценно и неповторимо!
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. ФГОС ДО ставит перед нами ряд задач, одна из которых – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самими собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Я очень рада и считаю это правильным и обоснованным, что стандарт лишил меня и моих детей количественной и шаблонной оценки результатов и достижений детей, особенно их творческой деятельности. Да, мы привыкли к каким-то рамкам, критериям, оценкам. Но смысл процесса образования – не в приобретении знаний, умений и навыков, а именно в совершенствовании и становлении личности ребёнка.
Не случайно в последние десятилетия дизайн стал объектом пристального внимания педагогов, психологов, искусствоведов, коллекционеров. Ведь современное общество глубоко заинтересованно в художественно - эстетическом воспитании подрастающего поколения. А человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Ребенок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен.
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
Но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами».
Б.П.Никитин.
У ребенка - дошкольника есть природные задатки, которые проявляются в элементарных суждениях «красиво», «некрасиво», «нравится» и так далее. Педагогам и родителям важно заметить, создать условия для развития этих задатков.
Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов. Дизайн – своеобразный мостик. Но никакой прорицатель не может сказать, каким именно путём преодолеет пропасть ребёнок, поэтому не следует искусственно уменьшать число мостов. А ещё лучше начать строить новые. Я решила построить свой мостик- поощрять инициативу детей в группе и предложить им стать художниками, творцами и созидателями своего окружения, стать дизайнерами!
Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению.
Концепция В.А.Петровского говорит о том, что «Дети становятся творцами своего предметного окружения», а А.Н Короткова в своей концепции делает упор на то, что «Воспитатель должен стать реальным проектировщиком – дизайнером, направить свою деятельность на формирование предметно - пространственной среды в единстве ее функциональных и эстетических качеств».
Человек, где бы не находился, всегда украшал и украшает среду, в которой, живёт, работает или отдыхает. В век конвейеров и массового производства мы всё больше ценим индивидуальность во всём: от манеры одеваться до авторских работ, хранящих тепло человеческих рук, и хотим украсить детский сад эксклюзивными стильными вещицами, которые преобразят интерьер, предадут ему неповторимое очарование.
Любой ребенок от природы – дизайнер. А задача взрослых – поддержать его инициативу и нестандартность мышления. Детский дизайн – это молодой вид детской деятельности, это форма организации ручного труда дошкольников с использованием разнообразных методик изобразительной деятельности.
Я задумалась, какой дизайн будет в нашей группе? Ведь это должно быть не только эстетично, но еще и функционально и педагогически - целесообразно.
И придумала! На основе тематических недель и задач, предложенных в основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения моим ещё одним мостиком было то, что итоговым продуктом каждой из недель являлся дизайн – продукт созданный руками детей.
На ранних этапах развития ребенка воспитательное воздействие среды осуществляется стихийно, но с возрастом оно осмысливается ребенком.
Важно своевременно дать детям подготовку в той области деятельности, к которой относится разработка гармоничной предметной среды - в области дизайна.
В дизайн - деятельности дети дошкольного возраста имеют возможность воспользоваться навыками, умениями, приобретенными в разных видах изобразительной деятельности: использовать свой художественный опыт в благоустройстве и преобразовании своего кукольно - игрового пространства.
Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимается Пантелеев Г.Н. Мне близка методология Георгия Николаевича, она является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создаёт красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной. Известный исследователь дает свое определение этого понятия: дизайн - это «конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты».
Знакомые детям с детского сада конструирование и декоративно-оформительская деятельность является предпосылками развития детей и знакомства с основами дизайна.
Г.Н. Пантелеев выделяет три значимых направления:
1) профессиональный дизайн и его роль в эстетизации всей среды жизнеобеспечения людей;
2) «дизайн для детей» — профессиональный дизайн, направленный на благоустройство материально-культурного пространства, окружающего ребенка;
3) «детский дизайн» как непосредственное участие детей в эстетизации своего быта.
В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия«дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект».
«Дизайн - рукоделием» можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно.
«Дизайн - проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно - художественный, декоративно-пространственный дизайн).
В струк¬ту¬ре дет¬ско¬го ди¬зай¬на (в со¬от¬ветс¬твии с клас¬си¬фика¬ци¬ей, при¬нятой в про¬фес¬си¬ональ¬ном ди¬зай¬не) ав¬тор оп¬ре¬деля¬ет его ти¬поло¬гию:
1) ди¬зайн плос¬кос¬тной (ап¬пли¬катив¬но-гра¬фичес¬кий);
2) объ¬ём¬ный (пред¬метно-де¬кора¬тив¬ный);
3) прос¬транс¬твен¬ный (ар¬хи¬тек¬турно-де¬кора¬тив¬ный).
Содержание понятия «детский дизайн» довольно обширное и связано со специфическими видами деятельности дошкольников.
В этом плане можно выделить следующие группы предметов дизайнерской деятельности:
• Предметы для игры (самолеты, куклы, мебель для кукол, лото, предметы для сюжетно-ролевых игр);
• Предметы для подвижных игр (шапочки, султанчики и так далее);
• Предметы для познавательно-экспериментальной деятельности (картонные горки и трамплины - для опытов с движением, парашюты и вертушки - для опытов с воздушными потоками и другое).
• Оформление выставок детских работ (лепка, аппликация, рисование).
• Коллекции (книжки - малышки, игрушки - миниатюры, открытки, фантики, одежда и другое);
• Макеты (по результатам чтения художественных произведений, макеты для игры, познавательно - практическая деятельность);
• Сувениры (открытки, поделки, украшения интерьера и другое);
• Украшения для помещения;
• Реквизиты и декорации, маски и другое для театра;
• Информационно - рекламные предметы (афиши, реклама, пригласительные билеты, открытки, бейджи).
Следовательно, детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн - творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.
Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн –деятельности.
Г.Н.Пантелеев: «Благоустраивая свое кукольно-игровое хозяйство, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, дети старшего дошкольного возраста подчас неосознанно выполняют функции дизайнера…».
Эстетизация среды посредством детского дизайна- это стержень, на который я как педагог могу «нанизывать» используемые в настоящее время образовательные технологии: …
Так же для успешной реализации задачи использую активные методы обучения:
проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, творческая игра, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия.
Перспектива на будущее: создание своей профессиональной программы направленной на развитие эстетических чувств детей.
Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Поэтому я планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью, поэтому девиз работы с детьми – поддерживать, сохранять, уважать!
А состояние человеческой души – одна из главных целей воспитания».
Сухомлинский В.А.
«Красота спасёт мир!» есть в мире такая красота, которая всегда актуальна. Это прежде всего красота души, включающая в себе положительные человеческие качества: доброта, честность, отзывчивость, надёжность. Но есть и другая красота, которой свойственно меняться на разных этапах жизни человечества. Это красота созданная руками человека. А если это сделано руками самого главного человека нашей жизни – ребёнка, то ещё более ценно и неповторимо!
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. ФГОС ДО ставит перед нами ряд задач, одна из которых – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самими собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Я очень рада и считаю это правильным и обоснованным, что стандарт лишил меня и моих детей количественной и шаблонной оценки результатов и достижений детей, особенно их творческой деятельности. Да, мы привыкли к каким-то рамкам, критериям, оценкам. Но смысл процесса образования – не в приобретении знаний, умений и навыков, а именно в совершенствовании и становлении личности ребёнка.
Не случайно в последние десятилетия дизайн стал объектом пристального внимания педагогов, психологов, искусствоведов, коллекционеров. Ведь современное общество глубоко заинтересованно в художественно - эстетическом воспитании подрастающего поколения. А человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Ребенок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен.
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
Но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами».
Б.П.Никитин.
У ребенка - дошкольника есть природные задатки, которые проявляются в элементарных суждениях «красиво», «некрасиво», «нравится» и так далее. Педагогам и родителям важно заметить, создать условия для развития этих задатков.
Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов. Дизайн – своеобразный мостик. Но никакой прорицатель не может сказать, каким именно путём преодолеет пропасть ребёнок, поэтому не следует искусственно уменьшать число мостов. А ещё лучше начать строить новые. Я решила построить свой мостик- поощрять инициативу детей в группе и предложить им стать художниками, творцами и созидателями своего окружения, стать дизайнерами!
Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению.
Концепция В.А.Петровского говорит о том, что «Дети становятся творцами своего предметного окружения», а А.Н Короткова в своей концепции делает упор на то, что «Воспитатель должен стать реальным проектировщиком – дизайнером, направить свою деятельность на формирование предметно - пространственной среды в единстве ее функциональных и эстетических качеств».
Человек, где бы не находился, всегда украшал и украшает среду, в которой, живёт, работает или отдыхает. В век конвейеров и массового производства мы всё больше ценим индивидуальность во всём: от манеры одеваться до авторских работ, хранящих тепло человеческих рук, и хотим украсить детский сад эксклюзивными стильными вещицами, которые преобразят интерьер, предадут ему неповторимое очарование.
Любой ребенок от природы – дизайнер. А задача взрослых – поддержать его инициативу и нестандартность мышления. Детский дизайн – это молодой вид детской деятельности, это форма организации ручного труда дошкольников с использованием разнообразных методик изобразительной деятельности.
Я задумалась, какой дизайн будет в нашей группе? Ведь это должно быть не только эстетично, но еще и функционально и педагогически - целесообразно.
И придумала! На основе тематических недель и задач, предложенных в основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения моим ещё одним мостиком было то, что итоговым продуктом каждой из недель являлся дизайн – продукт созданный руками детей.
На ранних этапах развития ребенка воспитательное воздействие среды осуществляется стихийно, но с возрастом оно осмысливается ребенком.
Важно своевременно дать детям подготовку в той области деятельности, к которой относится разработка гармоничной предметной среды - в области дизайна.
В дизайн - деятельности дети дошкольного возраста имеют возможность воспользоваться навыками, умениями, приобретенными в разных видах изобразительной деятельности: использовать свой художественный опыт в благоустройстве и преобразовании своего кукольно - игрового пространства.
Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимается Пантелеев Г.Н. Мне близка методология Георгия Николаевича, она является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создаёт красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной. Известный исследователь дает свое определение этого понятия: дизайн - это «конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты».
Знакомые детям с детского сада конструирование и декоративно-оформительская деятельность является предпосылками развития детей и знакомства с основами дизайна.
Г.Н. Пантелеев выделяет три значимых направления:
1) профессиональный дизайн и его роль в эстетизации всей среды жизнеобеспечения людей;
2) «дизайн для детей» — профессиональный дизайн, направленный на благоустройство материально-культурного пространства, окружающего ребенка;
3) «детский дизайн» как непосредственное участие детей в эстетизации своего быта.
В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия«дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект».
«Дизайн - рукоделием» можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно.
«Дизайн - проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно - художественный, декоративно-пространственный дизайн).
В струк¬ту¬ре дет¬ско¬го ди¬зай¬на (в со¬от¬ветс¬твии с клас¬си¬фика¬ци¬ей, при¬нятой в про¬фес¬си¬ональ¬ном ди¬зай¬не) ав¬тор оп¬ре¬деля¬ет его ти¬поло¬гию:
1) ди¬зайн плос¬кос¬тной (ап¬пли¬катив¬но-гра¬фичес¬кий);
2) объ¬ём¬ный (пред¬метно-де¬кора¬тив¬ный);
3) прос¬транс¬твен¬ный (ар¬хи¬тек¬турно-де¬кора¬тив¬ный).
Содержание понятия «детский дизайн» довольно обширное и связано со специфическими видами деятельности дошкольников.
В этом плане можно выделить следующие группы предметов дизайнерской деятельности:
• Предметы для игры (самолеты, куклы, мебель для кукол, лото, предметы для сюжетно-ролевых игр);
• Предметы для подвижных игр (шапочки, султанчики и так далее);
• Предметы для познавательно-экспериментальной деятельности (картонные горки и трамплины - для опытов с движением, парашюты и вертушки - для опытов с воздушными потоками и другое).
• Оформление выставок детских работ (лепка, аппликация, рисование).
• Коллекции (книжки - малышки, игрушки - миниатюры, открытки, фантики, одежда и другое);
• Макеты (по результатам чтения художественных произведений, макеты для игры, познавательно - практическая деятельность);
• Сувениры (открытки, поделки, украшения интерьера и другое);
• Украшения для помещения;
• Реквизиты и декорации, маски и другое для театра;
• Информационно - рекламные предметы (афиши, реклама, пригласительные билеты, открытки, бейджи).
Следовательно, детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн - творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.
Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн –деятельности.
Г.Н.Пантелеев: «Благоустраивая свое кукольно-игровое хозяйство, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, дети старшего дошкольного возраста подчас неосознанно выполняют функции дизайнера…».
Эстетизация среды посредством детского дизайна- это стержень, на который я как педагог могу «нанизывать» используемые в настоящее время образовательные технологии: …
Так же для успешной реализации задачи использую активные методы обучения:
проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, творческая игра, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия.
Перспектива на будущее: создание своей профессиональной программы направленной на развитие эстетических чувств детей.
Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Поэтому я планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью, поэтому девиз работы с детьми – поддерживать, сохранять, уважать!
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированное занятие по развитию творческих способностей с использованием сказки в старшей группе Консультация для родителей детей 4-6 лет. Развитие творческих способностей в условиях семьи Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации в старшей группе ДОУ Развитие творческих способностей у старших дошкольников через продуктивную деятельность в детском саПохожие статьи:
Развитие творческих способностей в игровой деятельности дошкольников
Автор: Оксана Олеговна Забровская
Опубликовано: 3042 дня назад (17 августа 2016)
Просмотров: 5148
Рубрика: Методическое событие
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (2)
|
||
|
|