Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект внеурочного занятия по биологии для младших школьников «Папоротники. Хвощи. Плауны. Мхи»

Конспект занятия в дополнительном образовании «Папоротники. Хвощи. Плауны. Мхи.»

Описание. Материал представляет собой конспект занятия по изучению споровых растений. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.

Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)

Место занятия в учебном курсе: занятие с учащимися 1-го года обучения, тема «Удивительный мир растений».

Цель занятия: способствовать расширению знаний учащихся о растениях.

Задачи:
Обучающая – познакомить учащихся с папоротниками, плавунами, мхами и хвощами.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.
Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к природе.

Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.

Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод;
- наглядный метод;
- игровой.

Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации, подборка ребусов и заданий.
Структура занятия:
1. Организационный этап
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Конкурс ребусов «Кто это?»
3.Операционно-познавательный этап.
3.1. Лекция «Общая характеристика папоротников, плавунов, хвощей и
мхов»
3.2. Задание «Лишняя картинка»
3.3. Викторина «Загадки папоротников, плавунов, хвощей и
мхов»
4. Контрольно-коррекционный этап.
4.1. Легенда о папоротнике.
4.2. Конкурс рисунков на тему «Цветок папоротника»
5. Рефлексия.
Подведение итогов занятия.

Приложение 1
Конкурс ребусов «Кто это?»
Чтобы познакомиться с растениями нашего занятия ребята разгадывают ребусы.



Приложение 2
Материал для лекции «Общая характеристика папоротников, плавунов, хвощей и мхов»


Мхи
Загадка
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
Ответ: Мох



Мох представляет собой стелющееся или прямо стоящее споровое растение, как правило, растущее в сырых местах на земле, на деревьях и на камнях. Мох не имеет корней, вместо корней на подземной части стебля имеются тонкие нитевидные выросты.

Плауны
Загадка
Лесная трава,
Споры которой
На Руси применяли
Как детскую присыпку
Ответ: Плаун

Плауны растут преимущественно в сосновых лесах. У этих растений длинный ползучий стебель с множеством веток, покрытых мелкими листьями. Летом у плаунов на прямостоячих побенах развиваются спороносные колоски со спорами.

Хвощи
Загадка
Лесное травянистое растение,
Содержащее много кремния в своем стебле
И способное поцарапать сталь.
Ответ: Хвощ



Хвощи – многолетние травянистые растения с прямостоячим стеблем и развитой сетью корневищ.

Папоротники
Загадка
1. По легенде, мой цветок
Клады открывает.
Говорят, что раз в году
Чудо то бывает.
Но скажу начистоту:
Я вообще-то не цвету!
Ответ: Папоротник
2. В лесу под сосной.
Он с кулачком растёт весной.
Имеет веер летом.
Скажи, дружок,что это?
Ответ: Папоротник

Папоротники широко распространены по всему Земному шару. Они растут как на суше, так и в воде. В основном это травянистые растения. Но в тропиках есть и древовидные формы.

Приложение 3
Задание «Лишняя картинка»
Назвать лишний рисунок и объяснить, почему он лишний.

Все папоротники, лишний хвощ.

Все хвощи, лишний плавун.

Все мхи, лишний папоротник.

Приложение 4
Викторина «Загадки папоротников, плавунов, хвощей и мхов»
1. Правда ли, что на хвощевой подкормке козы и коровы дают больше молока? (да)
2. Правда ли, что плауны ядовиты? (да)
3. Правда ли, что лесные мхи хорошо выносят загрязненный воздух? (нет)
4. Правда ли, что Тасманию называют островом папоротников? (да)
5. Правда ли, что папоротники цветут волшебными цветами? (нет)
6. Правда ли, что плаунов на планете очень много? (нет)
7. Правда ли, что мхи первопроходцы суши? (да)
8. Правда ли, что благодаря своим корням хвощи способны пережить лесные пожары? (да)

Приложение 5
Легенда о папоротнике

Существует легенда о цветке папоротника согласно, которой это растение цветет только в ночь на Ивана Купалу. Между листьями, похожими на крылья орла, поднимается цветочная почка. В полночь она с треском раскрывается, и появляется огненный цветок, озаряющий все вокруг, при этом раздается гром и сотрясается земля. Согласно легенде, человек нашедший волшебный цветок станет понимать язык цветов и птиц, деревьев и зверей, может стать невидимкой, а главное, начнет видеть сквозь землю и, конечно, найдет все клады, спрятанные в земле.

Приложение 6
Конкурс рисунков на тему «Цветок папоротника»







Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» Внеурочное занятие по экологии. Познавательная экологическая программа, 5-7 класс Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией «Раздельный сбор, переработка и вторичн Конспект внеурочного занятия для школьников 4-6 класса на тему «Субтропики, их климатические условия
Конспект игрового занятия по экологии для младших школьников с презентацией «Животные леса» | Конспект внеурочного занятия по биологии для младших школьников с презентацией. Тема «Водоросли. Грибы. Лишайники»
Опубликовано: 247 дней назад (21 октября 2018)
Просмотров: 1153
+38
Голосов: 38
Комментарии (46)
Ольга Ивановна Марченко # 21 октября 2018 в 20:50 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Очень интересное и познавательное внеурочное занятие по биологии. Поставленные цели и задачи выполнены, материал оформлен на 5+. Примите мой голос +2. Желаю удачи!!!
Светлана Александровна Баскакова # 24 октября 2018 в 22:11 +5
Добрый вечер!Занятие расширяет кругозор, даёт толчок детям к познанию окружающего мира.Материал адаптирован соответственно возрасту детей,грамотно продуман и качественно оформлен.Голосую и желаю успехов!
Елена Юрьевна Деришева # 6 ноября 2018 в 17:05 +3
Интересное, познавательное занятие. Успехов. Голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 7 ноября 2018 в 16:07 +3
Спасибо Всем! v
Наталия Валерьевна Кондукторова # 26 января 2019 в 16:30 +3
Оксана Анатольевна, интересный конспект занятия в дополнительном образовании «Папоротники. Хвощи. Плауны. Мхи.» Вы представили. Ваша публикация представляет собой материал по изучению споровых растений, который будет интересен для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений. Методическая разработка позволит педагогам в работе для расширения знаний учащихся о растениях. Голос + 1.
Ирина Сергеевна Бобина # 26 января 2019 в 16:40 +4
здравствуйте, Оксана Анатольевна. Мне самой было интересно познакомиться с Вашей публикацией. Уверена , ребятам тоже будет интересен данный материал для расширения знаний о растениях. Спасибо за Ваш труд!
Елена Афанасьевна Семенова # 26 января 2019 в 17:00 +3
Оксана Анатольевна)) Ваш материал, как всегда интересен, дополнен прекрасным фотоматериалом, будет помощником для педагога в подготовке к урокам и занятиям в кружках данного направления! Спасибо)
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 февраля 2019 в 17:23 +2
Спасибо Всем!
Галина Владимировна Козюкова # 26 января 2019 в 17:34 +5
Интересное занятие, расширяет знания детей о природе, а легенда, игры в этом помогают. Рисунки - замечательные. Успехов Вам, голосую.
Елена Леонидовна Уточкина # 26 января 2019 в 17:58 +5
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Отличное занятие! Очень интересно, познавательно, ярко. Принимайте голос.
Наталья Алексеевна Бакулина # 26 января 2019 в 18:16 +4
Занятие познавательное, красочное, материал доступен для изучения заявленному этапу обучения. Голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 февраля 2019 в 17:24 +1
Спасибо Всем!
Валентина Петровна Чурепкина # 26 января 2019 в 19:01 +6
Замечательно разработан конспект внеурочного занятия по биологии для младших школьников «Папоротники. Хвощи. Плауны. Мхи». Использованы различные методы обучения, яркий наглядный материал. Голосую + 11. Всего вам доброго!
Марина Александровна Андронова # 26 января 2019 в 19:47 +4
Примите голос за интересный и познавательный материал.
Ирина Борисовна Порхачева # 26 января 2019 в 20:47 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна.Очень познавательное занятие. Много интересных заданий, конкурсов.Голос!Успехов Вам!!!
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 февраля 2019 в 17:24 +3
Спасибо Всем!
Каргаполова Татьяна Михайловна # 27 января 2019 в 01:31 +3
Познавательно и интересно! Молодец!
Нелли Александровна Долженкова # 27 января 2019 в 23:02 +4
Спасибо за приглашение. Очень интересная и познавательная публикация. Голосую.
Татьяна Анатольевна Горбунова # 27 января 2019 в 23:22 +4
Вы провели большую работу. Очень полезно для начали. Примите голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 февраля 2019 в 17:24 +2
Спасибо Всем!
Регина Сириновна Сабирзянова # 27 января 2019 в 23:25 +5
Здравствуйте.
Спасибо за приглашение.
Возьму в копилку. Много наглядности, полезный материал для внеурочки.
Голос. Успехов!
Вера Валерьевна Ляпина # 28 января 2019 в 16:21 +4
Добрый вечер, Оксана Анатольевна! Рада вашему приглашению. Ваш конспект составлен очень грамотно, огромное количество интереснейших заданий, где дети могут разобрать и нарисовать растение, которое изучают. Вы творчески относитесь к своей работе. Каждая работа -новый шедевр! Голосую.
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 28 января 2019 в 17:17 +3
Интересный, познавательный и хорошо оформленный материал. Примите ГОЛОС!
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 февраля 2019 в 17:24 +2
Спасибо Всем!
Елена Владиславовна Пимонова # 28 января 2019 в 21:40 +4
Доброго времени суток! Спасибо за приглашение в гости. Прекрасный конспект внеурочного занятия. Удачи в творчестве и примите голос. v
Наталья Васильевна Дегтярцева # 29 января 2019 в 07:41 +2
Спасибо за приглашение.Интересный,грамотно составленный конспект учебного занятия, хорошо проиллюстрированный. Голосую +1
Марина Сергеевна Грачёва # 29 января 2019 в 16:46 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Конспект занятия в дополнительном образовании «Папоротники. Хвощи. Плауны. Мхи.» получился очень познавательным. Ребята не только знакомились с растениями, разгадывали ребусы, отвечали на загадки, но также попробовали себя в творчестве. Мой голос и удачи.
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 февраля 2019 в 17:24 +2
Спасибо Всем!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 29 января 2019 в 20:42 +3
Оксана Анатольевна спасибо Вам за материал который способствует расширению знаний учащихся о растениях. joke Голос №25
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 февраля 2019 в 17:25 +2
СПАСИБО!
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 февраля 2019 в 17:25 +2
СПАСИБО!
Татьяна Витальевна Третьякова # 1 февраля 2019 в 17:28 +2
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Занятие получилось интересное, творчески поддержано иллюстрациями, заданиями. Задачи, поставленные в начале занятия, достигнуты. Уверена, дети с интересом выполняли задания и слушали материал.
Елена Ивановна Буторина # 3 февраля 2019 в 21:17 +1
Присоединяюсь ко всем комментариям! Молодец, Оксана Анатольевна! Все здорово продумано, выстроено, с прекрасными иллюстрациями и с занимательными вопросами для закрепления материала. Примите голос поддержки за классный конспект! love Всего Вам доброго и УДАЧИ!
Светлана Олеговна Гальчук # 3 февраля 2019 в 22:55 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна.Занятие очень интересное, столько много наглядного материала.Дети с удовольствием разгадывали ребусы, ведь им так это нравиться. Примите голос поддержки за интересный конспект! Желаю Вам удачи!
Оксана Анатольевна Данильченко # 16 февраля 2019 в 15:44 0
СПАСИБО ВСЕМ!
Татьяна Викторовна Морозова # 4 февраля 2019 в 22:42 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Спасибо за приглашение.
Очень интересное и познавательное занятие.
Мне понравилось, прекрасное оформление. Дети с удовольствием знакомились с растениями, обрядами , отгадывали ребусы.
Примите мой голос. Удачи! v
Елена Ивановна Каменева # 7 февраля 2019 в 18:53 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Спасибо за приглашение. Ваша работа интересная, познавательная, красочно оформленная. С удовольствием голосую.
Вера Александровна Павлухина # 8 февраля 2019 в 19:01 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Спасибо за приглашение.Интересный, познавательный конспект занятия по изучению споровых растений. Голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 16 февраля 2019 в 15:44 0
СПАСИБО ВСЕМ!
Мария Владимировна Комбарова # 11 февраля 2019 в 06:25 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Отличное занятие! Очень интересно, познавательно, ярко. Принимайте голос.
Наталия Викторовна Мусатова # 12 февраля 2019 в 21:11 +1
Добрый вечер, Оксана Анатольевна! Интересное занятие. Есть ребусы, занимательные вопросы, загадки. Всё иллюстрировано. Всем будет интересно. Примите голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 16 февраля 2019 в 15:44 0
СПАСИБО ВСЕМ!
Наталья Анатольевна Кичигина # 16 февраля 2019 в 17:13 0
Добрый вечер! Очень интересное и познавательное занятие, обилие наглядного материала, позволило Вам решить все поставленные цели. Голосую!
Наталия Владимировна Пуханова # 5 марта 2019 в 19:53 0
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Очень интересное и познавательное занятие. Голосую и желаю успехов!
Елена Николаевна Салихова # 8 марта 2019 в 19:46 0
Очень интересное содержательное занятие, замечательный иллюстративный материал. Я сама с удовольствием рассмотрела картинки с заданием найти лишнюю картинку, а так же проверила свои знания по викторине о мхах, плаунах и хвощах. Очень понравилось, что Вы, Оксана Анатольевна, приложили к конспекту своего внеурочного занятия творческие работы ребят. С удовольствием отдаю голос за Вашу разработку и желаю всего доброго!
Ирина Ивановна Сизоненко # 2 мая 2019 в 12:24 0
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Очень интересное познавательное занятие.Всё продумано, грамотно выстроено, много приемов. Я думаю детям было очень интересно. С удовольствием голосую!