Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе "Как происходит извержение вулкана".
Автор: Тихонова Наталья Александровна,воспитатель МБДОУ д/с №23 "Солнышко", г. Зеленогорск.Материал будет полезен воспитателям. Материал предназначен для детей подготовительной к школе группы.
Цель: Развитие детской инициативности и самостоятельности через экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Закрепить и расширить знания о вулкане, его строении;
2. Обогатить сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
4. Создать условия для развития самостоятельности и инициативности.
5. Расширить и активизировать словарный запас в речевой практике по теме «Вулкан» (лава, вулкан, жерло, кратер, вулканологи, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.)
6. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Материалы: конверт с карточками, на которых лимонным соком написано слово "вулкан" на каждого ребенка; пластмассовые стаканчики с водой, смешанной с йодом, соком, с красителями; кисточки, поддоны для грязных кисточек, тарелка-поддон, конус из черного картона, баночка из-под мыльных пузырей, сода, моющее средство, красный краситель, синий краситель, зеленый краситель, вода, сахар, молоко, уксус, план – схема выполнения опыта, кроссворд,халаты для детей и взрослого, карточки-сигналы, схема по технике безопасности.
Предварительная работа:
- чтение детской энциклопедии «Все обо всем»;
- рассматривание иллюстраций с изображением вулканов;
- беседы о видах вулканов; чтение книг о вулкане; рассматривание схем вулкана его строение;
- проведение НОД «Как появляются горы», «Откуда взялись камни».
- просмотр видеоролика для детей «Извержение вулкана»
Индивидуальная работа:
- активизировать в речи детей слова магма, жерло, кратер, лава, вулкан;
- развивать память, через припоминание и воспроизведение пошаговых действий выполнения эксперимента.
Описание деятельности:
Воспитатель: Ребята, добро пожаловать в нашу лабораторию «Юный исследователь». Хотите узнать тему нашего исследования? (ответы детей)Воспитатель: Давайте откроем конверт и прочитаем на карточках слово, которое обозначает то, что сегодня мы будем исследовать.
(дети не могут прочитать запись, потому что слово написано лимонным соком)
Воспитатель: Ребята, наверное, это слово написано невидимыми чернилами, но вы не расстраивайтесь. Давайте отгадаем кроссворд. Если вы правильно отгадаете кроссворд, то получится по вертикали, то слово, которое написано на карточках.
Кроссворд:
1. Огненная жидкость, выходящая из вулкана?(Лава)2. Ученый, который занимаются исследованием вулканов?(вулканолог)
3. Канал, по которому магма поднимается к кратеру?(жерло)
4. Углубление в виде чаши, образовавшиеся на вершине или склоне вулкана?(кратер)
5. Как называется огненно-жидкая масса, которая возникает в земной коре?(магма)
6. На что по форме похож вулкан? (конус)
Получается слово: ВУЛКАН.
Воспитатель: Ребята, вы разгадали кроссворд и получили слово ВУЛКАН.
Хотите проверить, такое же слово написано на карточках или нет?
Воспитатель: Как мы можем это сделать ?
(Предполагаю, что кто-то скажет нагреть листок над лампой, или смочить водой)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Но, прежде чем проводить опыт в лаборатории, давайте вспомним, что необходимо сделать сначала.
Ответы детей: Необходимо вспомнить правила безопасности в лаборатории.
(рассматриваем таблицу, дети сами ее озвучивают):
1. Надеть специальную одежду.
2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. Среди них могут встретиться ядовитые.
3. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
4. Жидкость с восклицательным знаком, можно брать только взрослому (УКСУС)
Надеваем халаты.
Предлагаю детям подойти к столу, на котором стоят баночки с разными жидкостями (1 - молоко, 2 - вода с красителями, 3 - вода с йодом). Предлагаю каждому ребенку смазать карточки разными жидкостями и выяснить, под воздействием какой жидкости проявится слово.
(Предполагаю, что кто-то из детей проявит инициативу и скажет, давайте будем записывать результаты)
Каждый ребенок заполняет таблицу исследования, в которой указан № жидкости, знаком +/- фиксирует результат. Если слово не проявилось, то ставится знак "-" ;если проявилось, то знак "+".
После проведенной работы, выясняем, что слово проявилось под воздействием воды с йодом, жидкости под № 3. Читаем слово В У Л К А Н.
(Предполагаю, что кто-то спросит: «А почему слово проявилось?»
Объясняю, что надпись была написана лимонным соком, под воздействием настойки йода, содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому, надпись проступает в виде белых букв или знаков, если надпись зашифровали).
Предлагаю детям отдохнуть и сделать физминутку.
Мы топаем ногами, (топают)
Мы хлопаем руками, (хлопают)
Качаем головой. (качают головой)
Мы руки поднимаем, (поднимают руки)
Потом их отпускаем, (опускают)
Смело мы идем вперед, (шагают на месте)
Где вулкан уже нас ждет.
Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть извержение вулкана? (ответы детей).
(Предполагаю, что дети ответят: «На Камчатке, Курильских островах,
Дальнем востоке, Италии, в интернете, в телевизоре, и можем сделать сами»).
Воспитатель: Ребята, вы можете сделать вулкан сами? Хорошо.
Предлагаю детям посмотреть схему «Извержения вулкана».
(Предполагаю, что кто-то из детей сам захочет прочитать схему)
1. Берем приготовленный конус с пластилином.
2. Жерло делаем из пластмассовой бутылочки из-под мыльных пузырей.
3. Изготавливаем лаву: 1 ч. л. соды, добавляем красной краски, воды 1/2 бутылочки, 5 капель моющей жидкости.
4. Ставим на стаканчик конус, добавляем уксус.
Дети сами подходят к полке, где находятся разные материалы для опыта. Сами выбирают, что им нужно для того, чтобы сделать вулкан и несут на рабочий стол. Самостоятельно делают опыт.
Если у ребенка возникнут затруднения, он должен просигналить красной карточкой, тогда воспитатель подходит и индивидуально объясняет ребенку пошаговые действия.
Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку.
Когда дети поднимут зеленые карточки, воспитатель сам наливает уксус.
1. Спрашиваю у детей, что наблюдаете?
2. Чем наш вулкан, отличается от настоящего?
(Предполагаю, что дети ответят: "Наш вулкан маленький, из него не идет дым, пепел, камни, магма не такая горячая, как на самом деле и др").
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас у всех получились вулканы, обязательно запомните этот опыт и расскажите как его делать друзьям, родителям.
Из вас получились хорошие исследователи.
(Предлагаю детям еще раз вспомнить, чем мы пользовались, чтобы получить знания о вулканах (читали книги, энциклопедии, рассматривали таблицу строение вулкана, просматривали телепередачи, видеоролики и др).
Воспитатель: Наше исследование подошло к концу. Ребята как можно закончить наше исследование? (в свободное время зарисовать наш эксперимент).
(Предполагаю, что кто-то сам предложит зарисовать опыт).
Дети зарисовывают вулкан.
Рекомендуем посмотреть:
Экспериментальная деятельность в детском саду. Младшая группа Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе Интегрированное занятие познавательного цикла в старшей группе на тему: Зима Конспект НОД в средней группе по теме «Воздух» (с элементами развлечения)Похожие статьи:
Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за водой»
Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за снегом и льдом»
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Май
Участник №2 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2016 года
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
||
|
|