Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду

Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды участка и территории ДОУ
Пояснительная записка
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. "Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни! " - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н. М. Амосову. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания - одна из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения.

Здоровье – это не только отсутствие заболеваний, но и способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды.

Для сохранения и укрепления здоровья важны многие факторы: полноценное питание, закаливание и т.д. но главное – движения. Необходимо создавать условия для оптимизации двигательной активности воспитанников. Лучшее средство для решения этой задачи, конечно, прогулка. Сочетание активных движений с пребыванием детей на свежем воздухе благоприятно влияет на развитие физических качеств и физической подготовки ребят.

Родная природа для нас является мощным образовательным ресурсом, уникальной воспитывающей и развивающей средой. Летний период наиболее оптимален и благоприятен для проведения оздоровительной и воспитательно-развивающей работы с дошкольниками.

Выполнение физических упражнений на свежем воздухе усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляет здоровье детей, повышает их работоспособность. Поэтому очень важно рационально организовать деятельность детей на прогулке. Коллективом ДОУ организована работа летом так, чтобы детям было интересно в детском саду, а родители были спокойны за здоровье детей.

Целью тематической площадки «Здоровячок» является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, привитие им навыков здорового образа жизни.

Задачи:
- Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- Формирование привычки к здоровому образу жизни;
- Профилактика нарушений простудных заболеваний;
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- Привитие культурно-гигиенических навыков;
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- Накопление и обогащение двигательного опыта.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребностей в движении созданы определённые условия на территории участка старшей группы детского сада.

Развивающая предметно-пространственная среды спроектирована в соответствии с программой «Детство», которая реализуется в детском саду. Нами были учтены индивидуальные особенности развития каждого воспитанника и группы в целом. Организованная нами среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, коммуникативную, стимулирующую и организационную функции.

При построении предметно-развивающей среды учитывались следующие принципы:
Принцип гибкого зонирования
- позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип динамичности
- позволяет трансформировать пространство, с большим разнообразием предметного наполнения.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов
- визуальное оформление предметной среды.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
- позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
Принцип открытости – закрытости
- позволяет осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей

Наш опыт транслирует в предметно-пространственной среде - насыщенность. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам и обеспечивает: игровую, познавательную, двигательную деятельность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх.

Сектор «Дорожка здоровья» предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем. Соответственно, оздоровительные массажи этой части тела оптимизируют процессы кровообращения и внутренний обмен веществ, также такое воздействие помогает улучшить иммунитет и активизировать защитные силы организма, оно снимает и усталость, возникшую после физических либо умственных нагрузок, и способствует восстановлению работоспособности. А также она представляет собой не только средство профилактики, но и является замечательным вариантом терапии плоскостопия. Благодаря этому здоровье деток действительно значительно улучшится.

Сектор «Мини Тренажеры» предназначен для занятий детей на тренажерах. В процессе занятий организм малыша постоянно укрепляется, тело становится более гибким, благодаря чему обеспечивается более быстрый рост и развитие ребенка. Занятие на детских тренажерах помогут укрепить грудь, спину, позвоночник, плечевой пояс, руки, брюшной пресс. Занятия на детских тренажерах представляются ребенку в виде своеобразной игры. А это значит, что, тренируясь, малыш будет совмещать приятное с полезным: и весело проводить время, и укреплять свое здоровье.

Сектор «Нетрадиционное оборудование» применяется на физкультурных занятиях и самостоятельной двигательной деятельности с применением нетрадиционного оборудования, которое стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

Предлагаемое нестандартное оборудование, изготовлено своими руками, при поддержке родителей и используется для проведения игр, игровых упражнений и упражнений направленных на профилактику миопии.

Сектор «Фитбол». Эффективность применения больших гимнастических мячей для оздоровления организма и профилактики заболеваний обусловлена воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски и суставы.

Упражнения с этими мячами способствуют созданию сильного мышечного корсета вокруг позвоночника, развитию выносливости, ловкости, координации движений, улучшению работы внутренних органов.

Фитболы укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, развивают координацию и чувство равновесия, но главное – формируют, сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях, навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно - сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость, повышается подвижность и гибкость позвоночника.

Упражнения на мяче способствуют развитию силы, заряжают энергией, усиливают кровообращение и обмен веществ. Занятия на мячах улучшают общее самочувствие, повышают эмоциональный тонус, создают оптимальные условия для правильного положения туловища, способствуя улучшению осанки и профилактики ее нарушений.

Сектор «Спортивные и подвижные игры». Выполняет различные функции развития: Физическое развитие, при котором происходит укрепление нервной, дыхательной и сердечно - сосудистой системы организма. Кроме того, развиваются такие качества как сила, выносливость, ловкость и быстрота движений.

Умственное развитие. Способствует развитию сообразительности и активизации мышления. А также формируются навыки хорошей ориентации в пространстве. Коммуникативные способности. Спортивные развлечения в детском саду учат очень важному умению – искусству взаимодействия с коллективом. Малыши постепенно понимают, что нужно считаться с мнением других и уметь разрешать конфликтные ситуации.

Нравственно-волевые черты. Самодисциплина, воля, самообладание, честность – одни из немногих перечисленных качеств, которые взращивают подвижные и спортивные игры в дошкольном образовательном учреждении.

Сектор «Спортивное познание». Целью этого сектора является закрепление знаний детей о различных видах спорта, спортсменах; развитие физические качества, расширение кругозора детей.

Задачи сектора:
- воспитывать интерес к различным видам спорта и спортивным играм;
- формировать осознанное позитивное отношение к занятиям физической культурой и спортом, потребность в целенаправленной развивающей двигательной активности;
- развивать двигательную активность, самоконтроль, координацию движений и моторные навыки;
- развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, зрительную память и наблюдательность;
- расширять кругозор, обогащать словарный запас дошкольников, обучать составлять короткий рассказ по картине и из личного опыта.

На участке имеются все необходимые пособия: ленты, платочки, мячи различных размеров, султанчики, мелкие игрушки и много е другое для проведения утренних гимнастик и образовательной деятельности по физическому развитию.

Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей.. Конечно, очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это использовать.

Вывод
Реализация нашего инновационного проекта по созданию тематической площадки «Здоровячок» доказывает необходимость инновационного подхода в формировании здорового образа жизни дошкольников. Данная работа осуществлялась с учетом программы «Детство», с учетом возраста и индивидуальных возможностей детей. В ходе реализации данной площадки можно сделать вывод о том, что у детей улучшилась двигательная активность, повысился интерес к дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья. Созданная система условий, средств и форм организации деятельности детей обеспечивает высокий уровень их физического развития, повышает его устойчивость к различным заболеваниям, вызывает активизацию защитных сил организма его иммунитета, способствует всестороннему, гармоничному и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости, правильной осанки. Движение, физическая культура в детском саду, здоровый образ жизни - это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения.

Рекомендуем посмотреть:

Развивающая среда в детском саду своими руками Развивающая образовательная среда в средней группе детского сада своими руками Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС. Презентация Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС
Конспект интегрированного занятия в средней группе ДОУ на тему: Зима | Лэпбук по ПДД для детского сада своими руками. Старшая группа
Опубликовано: 1433 дня назад (24 мая 2020)
Просмотров: 878
+3
Голосов: 3
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!