Игры по использованию палочек Кюизенера на ознакомление с транзитивностью как свойством величины с детьми 6-7 лет
Автор: Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию игры по использованию палочек Кюизенера на ознакомление с транзитивностью как свойством величины. В работе рассматривается вопросы: понятие «величина», свойства величины. Представленные игры можно использовать в организованной образовательной деятельности и самостоятельной игровой деятельности детей. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям детей дошкольного возраста.
Цель: привлечение интереса к использованию палочек Кюизенера в развитии познавательных способностей детей.
Представление о величине предмета формируется у детей дошкольного возраста. Правильное понимание величины предмета положительно влияет на умственное развитие дошкольников, так как связано с развитием способности сравнения, обобщения, отождествления, распознавания и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Математика – наука о величинах. Если предмет лишен величины, то он просто не существует.
Величина – математическое понятие, обозначающее пространственный признак предмета. Она познается только с помощью измерения.
Измерение – операция, по средствам которой определяются отношения одной однородной величины к другой однородной величине. Выделяют следующие
свойства величины: -
Сравниваемость двух и более величин (Например, длиннее-короче; шире-уже; выше-ниже)
-
Изменчивость: один и тот же предмет может быть разного размера
-
Относительность: сравнение величины относительно чего-либо. (Например, длинный относительно чего-либо).
-
Транзитивность: переносность. Если, а>b, b>c, то a>c. Содержание раздела «Величина» включает множество задач, которые усложняются от группы к группе. В старшей и подготовительной группах одно из усложнений заключается в том, что указанный воспитателем предмет в ряду сравнивается не только с соседним, но и со всеми предшествующими ему или последующими. В результате этого ребенку становится понятным, что каждый элемент в ряду меньше (больше), чем все предыдущие, и больше (меньше), чем все последующие. Так происходит осознание не только относительности размера, но и транзитивности отношений между упорядоченными элементами (если а>b и b> с, то а > с).
Предлагаю вам игры на ознакомление с транзитивностью, как свойством величины с использованием палочек Кюизенера.
«Помоги зайчикам добраться до домика!» Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: три домика, палочки Кюизенера, три зайчика.
Содержание: Зайчики идут к домикам по трем дорожкам. Второй зайчик идет по дорожке, которая шире первой, а третья дорожка шире второй. Сложи дорожки из палочек и помоги каждому зайчику дойти до домика. Какая дорожка самая широкая? Какая дорожка шире (уже) первая или третья?
Примечание: можно предложить детям сложить домики из геометрических фигур; из палочек Кюизенера.
Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми:
«Чей домик» Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: три матрешки, отличающиеся по величине и цвету, палочки Кюизнера.
Содержание: Построй из палочек домики для каждой матрешки. Домик синей матрешки выше, чем домик красной, а домик желтой матрешки выше домика синей матрешки. Что можно сказать о домиках красной и желтой матрешек, какой выше, какой ниже?
Примечание: можно сделать силуэты матрешек; можно использовать готовые матрешки.
Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми:
«Мосты» Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Мышка, зайчик, мишка, нарисованная река, палочки Кюизенера.
Содержание: Мышка, зайчик и мишка перебираются через реку. Мышкин мост уже моста зайчика, а мост мишки шире моста зайчика. Сложи из палочек мосты. Что можно сказать о мостах мышки и мишки? Какой уже, шире?
Примечание: мишку, зайчика, мышку можно вырезать из бумаги и приклеить на картон; можно взять игрушки.
Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми:
«Дорога» Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по длине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Три машины, палочки Кюизенера.
Содержание: Машины едут в гараж. Дорога, по которой едет первая машина короче дороги, по которой едет вторая машина. А третья машина едет по дороге, которая длиннее дороги для второй машины. Сложи из палочек дороги и гаражи для машин. Что можно сказать о первой и третьей дорогах?
Какая дорога шире (уже) первая, третья?
Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми:
«Подснежники» Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Палочки Кюизенера.
Содержание: В лесу выросли три подснежника. Второй цветок выше первого, а третий подснежник вырос выше второго. Сложи из палочек подснежники. Какой подснежник выше (ниже) первый, третий?
Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми:
«Лесенки» Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Зайчики, палочки Кюизенера.
Содержание: Зайчики поднялись по лесенкам. Второй зайчик поднялся на три ступеньки. Первый зайчик забрался на одну ступеньку ниже, чем второй. Третий зайчик забрался выше второго зайчика. Построй из палочек лесенки для каждого зайчика. Какой из зайчиков поднялся выше (ниже) первый, третий?
Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми:
Методические рекомендации: - Игры на начальном этапе лучше проводить с подгруппой из двух- трех человек или индивидуально;
- содержание каждой игры можно усложнять: выбрать один цвет палочек для дорожки, домика, мостика.
Спасибо за внимание! Удачи и творческих успехов!!!
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детей 5-7 лет на тему: Спорт
Математические игры с геометрическими фигурами для детей 5-7 лет
Математическая сказка - игра для детей подготовительной группы ДОУ
Дидактические игры по математике для детей 4-6 лет
Похожие статьи:
Упражнения со счетными палочками для дошкольников
Математические задачи шутки для дошкольников
Математические загадки для дошкольников в стихах с ответами
Игры на развитие элементарных математических представлений у дошкольников 3-5 лет
Игры с геометрическими фигурами для детей 4-6 лет