Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игры на развитие элементарных математических представлений у дошкольников 3-5 лет

Обучение счету детей дошкольного возраста. Математические игры-задачи

В возрасте от двух до семи лет дети усваивают основной объем информации об окружающем их мире. В этот же период происходит активное освоение математических представлений о жизни, так как математикой наполнена окружающая нас реальность. Покупая в магазине пособие по математике, мы уже решаем математическую задачу. В повседневности мы поминутно сталкиваемся с математическими действиями: сосчитать, отнять, прибавить, разделить, умножить. Можно сказать, что математика это способ понимать и практически осваивать действительность.

Каждый человек от природы наделен математическим мышлением, так же как он наделен способностью к освоению речи и письма. В человеческом мозгу существуют области, дающие возможность понимать числа. Эксперименты показали, что уже в пять месяцев младенец понимает разницу между одной и двумя игрушками. Помочь ребенку развить математическое мышление и освоить математические действия еще в дошкольном периоде в силах родителей. К трем годам у детей уже накапливается примитивный математический опыт, они могут различать формы и соотношения части и целого, осваивают понятия «много» и «мало», так как им постоянно приходится разбираться в происходящем вокруг и отвечать на простые вопросы: «Что за предметы?», «Сколько их?». Позднее ребенок узнает, что числа можно складывать и вычитать, получая новое число, учится распознавать соотношение «больше — меньше». Впоследствии знакомится с простейшим умножением. Занятия, проводимые с дошкольником в игровой форме, помогают осознать ребенку, что математика это не только числа и цифры, а решение жизненных ситуаций.

Какие же математические знания должен приобрести ребенок в дошкольный период? Вы должны помочь ему освоить прямой и обратный счет до 10, уметь называть числа по порядку, правильно пользоваться количественными числительными. Уметь сравнивать группы предметов и формулировать на основе счета представления о равенстве и неравенстве. Дети старшего дошкольного возраста должны знать, как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из последующего. Знать и понимать знаки +, —, =. Уметь разделить предмет на 2 — 4 равные части, сравнивать несколько предметов разной длины, высоты, ширины. Знать геометрические фигуры— треугольник, квадрат, круг. Ориентироваться в пространстве, определяя направление от себя (справа, слева, сверху, внизу) и обозначать словами положение предмета (впереди, позади). Ориентироваться во времени, иметь представления о частях суток, календаре, неделе, месяце, временах года. Ребенок также должен ориентироваться на листе бумаги в клетку, отмеряя клетки в направлениях: левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под. Далее приведены игровые упражнения, которые помогут вашему малышу приобрести и закрепить необходимые математические знания.

Игры, формирующие элементарные математические представления у дошкольников

Для начала необходимо научить малыша отвечать на вопрос «сколько» словами много, мало, один, несколько.

Много и один

Игра 1. Играя, давайте малышу задания: принести много шариков и один кубик. Принести много кубиков и один шарик. Взять много карандашей и один фломастер. Положить на стол много карандашей и мало фломастеров. Топнуть один раз ногой и хлопнуть несколько раз руками.

Игра 2. Можно играть дома и на улице. Попросите ребенка перечислить предметы окружающей обстановки — которых много или один.

Игра 3. Задайте ребенку следующие вопросы: «Сколько у тебя друзей? Сколько звезд на небе? Сколько перышек у птички? Сколько раз в году мы отмечаем День рождения? Сколько в небе светит солнц? Сколько лун? Сколько тебе лет? Это много или мало? Сколько раз ты ходил в цирк?» Пусть он сам придумает вопросы, на которые можно ответить словами «один, несколько, много, мало».

Игра 4. Предложите ребенку рассмотреть картинку, на которой изображены предметы в разном количестве. Пусть ребенок ответит на вопрос, каких предметов несколько, каких много, а какой один.

Игра 5. Дайте ребенку карточки-раскраски, на которых изображены предметы по одному и группой. Пусть раскрасит те, на которых изображен один предмет.

Игра 6. Потренируйтесь с привычными игрушками, пусть ребенок раздаст им что-либо: кукле дать много цветов, а мишке несколько, на куклу Машу надеть много вещей, а на куклу Аню мало, зайчику дать много конфет, а волку одну, и т. д.

Игра 7. Пусть ребенок, убирая игрушки, правильно выполнит ваши задания: на верхнюю полку поставить несколько игрушек, а на нижнюю много, в правый ящик положит много игрушек, а в левый одну и т. д.

Игра 8. Разложите перед ребенком в ряд несколько игрушек — мишка, зайка, котенок, лошадка, матрешка. Пусть ребенок несколько минут посмотрит на них, запоминая, какие стоят игрушки, сколько их, какая за какой стоит. Потом пусть он закроет глаза, а вы убираете одну игрушку. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось, больше или меньше стало игрушек, какой не хватает. В следующий раз вы добавите одну игрушку и зададите ребенку те же вопросы. Вы можете также оставить прежнее количество игрушек, но изменить расстояние между ними, или заменить среднюю в ряду игрушку. Снова задайте ребенку вопросы.

Часть и целое

Дайте ребенку начальное представление о том, что такое часть и целое.

Игра 1. Дайте ребенку бумажный прямоугольник, пусть он сложит его пополам и разорвет на две части. Задайте ему следующие вопросы: «Что ты сделал? Как называются эти части? Одинаковые ли они? Как это можно определить (наложить одна на другую)? Почему каждую из них можно назвать половиной?»

Игра 2. Дайте ребенку бумажный квадрат, покажите ему, как можно сложить его по диагонали. Пусть он разорвет квадрат на две части по линии сгиба. Сколько частей получилось? (Две). Как их можно назвать? (Половины). Почему? (Они одинаковые). Как это определить? (Наложить их друг на друга).

Игра 3. Дайте ребенку две конфеты и попросите поделиться с вами. Что он сделал? Сколько конфет у него? А у вас? Поделите пополам яблоко, мандарин и т. д., сопровождая словами: «Тебе половина, и мне половина».

Игра 4. Вспомните известное стихотворение «Мы делили апельсин». Продемонстрируйте его на наглядном примере, разделив его между игрушками:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один!

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для утят,

Эта долька - для бобра.

А для волка — кожура!

Привлекайте ребенка к работе по дому, давая ему простейшие задания по делению на части: разложить вещи для глажения из одной стопки в две, разложить конфеты в вазочки расставить цветы в вазы, насыпать в сахарницу половину пачки сахара и т.д.

Игры на определение признаков предмета

Вырабатывайте у ребенка умение определять признаки предметов и ориентироваться в формах и величинах .

Научите его из множества выбирать предметы по признаку.

Найди такой же

Вам понадобится набор шаров разного цвета и размера. Вы можете также использовать воздушные шары разного цвета, надувая их до разных размеров. Смысл игры заключается в том, что ребенок должен отобрать сходные по какому-либо признаку предметы.

1. Из множества шаров одного цвета, но разных по размеру выбрать большие.

2. Из множества шаров разного цвета выбрать красные.

3. Из шаров разного размера и цвета выбрать:

а) все большие;

б) только красные;

в) большие синие шары.

Обсуждайте с ребенком его выбор, пользуясь словами: одинаковый, тоже большой, такой же.

Подбери такой же

В эту игру можно играть дома и на прогулке. На улице вы можете собрать несколько листьев, камешков, каштанов и т. д. и попросить ребенка найти и подобрать предметы, наиболее похожие на те, которые собрали вы — такие же. Когда ребенок выполнит задание и принесет предметы, попросите его объяснить, почему он считает их такими же. Дома вы можете попросить его принести или выбрать из множества такие же предметы сервировки стола — ложки, чашки, тарелки, или мелкие предметы — нитки, пуговицы и т. д. Можно также попросить ребенка самостоятельно найти или подобрать из числа имеющихся два одинаковых предмета.

Разложи в коробочки

Вам понадобятся две коробочки разного размера и набор мелких предметов разной формы. Можно использовать довольно известный набор «Чудо-мешочек». Предложите ребенку разложить предметы в разные коробочки: круглые в большую, квадратные в маленькую.

Подбор пар

Предложите ребенку выбрать два одинаковых по размеру кубика, мячика, карандаша, воздушных шара.

Кубики и мячики

Для игры понадобится набор мячиков разного размера и набор кубиков разного размера. Предложите ребенку расположить кубики в ряд в порядке возрастания величины справа налево. Затем попросите разместить рядом с самым маленьким кубиком самый большой мячик, рядом с кубиком побольше — мячик поменьше. Таким образом параллельный ряд мячиков должен расположиться в порядке убывания.

Накрываем на стол

Предложите ребенку накрыть на стол, разложив продукты в тарелочки разного размера: яблоки в большую тарелку, мандарины в среднюю, конфеты в маленькую и т. д. Можете также сервировать кукольный стол, используя разную и одинаковую посуду. Обговаривая сервировку стола, используйте слова: такая же, одинаковая, большая, маленькая, средняя, больше, меньше.

Цветные льдинки

Зимой залейте водой, подкрашенной разноцветными чернилами или акварелью, формочки для песочницы (или печенья) и поставьте их на улицу или в холодильник, чтобы вода замерзла. Можно положить в формочки петельки из веревочки — на следующий день у вас будут готовы ледяные елочные игрушки. Пусть ребенок назовет одинаковые среди них. Можете украсить ими елочку или обычный кустик на улице. Развесьте их на разной высоте. Пусть ребенок скажет, какая выше всех, какая ниже всех.

Что за спиной

Играет группа детей. С помощью считалки выбирают ведущего. Дети встают в круг, ведущий с мячом в центре круга. Тот, кому он бросит мяч, должен перечислить по памяти предметы, которые находятся у него за спиной, сказать, какой они величины, какой самый большой, а какой самый маленький.

Похожие статьи:

Упражнения со счетными палочками для дошкольников

Математические загадки для дошкольников в стихах с ответами

Игры с числами для дошкольников

Математические задачи шутки для дошкольников

Игры с геометрическими фигурами для детей 4-6 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!