Формирование этнотолерантности у учащихся в современной школе
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Автор: Кулыгина Надежда Николаевна, педагог дополнительного образования МБУ ДОД "ЦДОД "ЮНИТЭР"г.Рузаевка Республика МордовияОписание материала: Предлагаю статью для педагогов образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, которая будет полезна в процессе учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении..
Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.
В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она причина большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний. Резкие перемены в жизни общества породили проблемы: растущая безработица, недостаток жилья, низкий уровень жизни, который нельзя назвать достойным. Происходит героизация насилия, образы которого обрушивают на детей СМИ (в т.ч. кино, мультфильмы, комиксы). Часто дети используют их в качестве моделей поведения. Возрождаются идеологии ненависти – нацизм, фашизм. Они вовлекают молодежь в политические движения, направленные против иммигрантов и представителей другой культуры (например, движение скинхедов). Социал-экстремизм, ксенофобия – это опасные реальности сегодняшнего дня.Если симптомы нетерпимости существуют в обществе, то они существуют и в школах: насмешки, оскорбления, запугивание, подавление, насилие и др. Эти симптомы могут проявляться в отношениях между всеми участниками образовательного процесса. В сфере образования толерантность можно понимать как признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, способность конструктивно преодолевать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий. Для того чтобы успешно решать задачи по воспитанию толерантности, педагог сам должен быть толерантен, должен учиться толерантности, постигать ее суть умом и сердцем.
Не требует доказательств тот факт, что эгоистичная нетерпимость по отношению к ученику, в какой бы форме она не проявлялась, какими бы доводами не оправдывалась, действует только разрушительно. Портятся взаимоотношения со школьниками, теряется контроль над классом, формирует негативное отношение к преподаваемому предмету... В то же время ни для кого не секрет, что такое качество личности, как доброжелательность, способно создать творческую атмосферу в коллективе и в итоге способствовать более успешной и результативной деятельности.
Итак, среди качеств, необходимых для современного педагога, можно выделить:
• гуманность, предполагающую уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма;
• рефлективность - понимание особенностей, достоинств и недостатков каждого человека,
• свободу самовыражения, которая не забывает о личной дисциплине и долге;
• ответственность - стремление качественно выполнить принятое решение, желание принести пользу;
• защищенность - умение сплачивать коллектив перед лицом проблемных ситуаций;
• гибкость - выстраивание системы отношений в группе на основе владения всей информацией о составляющих ее людях;
• уверенность в себе - адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодоления всех препятствий;
• самообладание - владение собой, управление эмоциями и поступками;
• перцепция - умение подмечать и выделять различные свойства людей, отражающие их внутренний мир;
• эмпатия - сопереживание чувствам других людей, способность к эмоциональной оценке событий;
• чувство юмора - умение словом и жестом разрядить напряженную ситуацию, а иногда и посмеяться над своими промашками.
Формирование межнациональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование. Школа, как место социализации, должна стать центром воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только школы, но и общества в целом.
Этнотолерантность подразумевает диалог культур, преемственность и взаимодействие с другими, какие они есть. При этом необходимо, чтобы срабатывало "золотое" правило нравственности в той или иной форме, присутствующее в различных этнокультурах: относиться к другому так же, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Уважение к живущим рядом, понимание их жизни и быта - надежный путь к национальному согласию. Одной из важных воспитательных задач на занятиях творческого объединения является изучение и понимание культур различных народов, их обрядов, обычаев. Решение этих задач особенно актуально при выполнении различных поделок на национальную тематику.
В настоящее время я работаю по общеобразовательной программе «Волшебное творчество», целью которой является формирование у детей представлений о художественной культуре как составной части материальной и духовной культуры на основе вовлечения их в продуктивную творческую деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства.
Освоение различных видов творчества, таких как изонить и макраме, вышивка бисером, заключают в себе органичное соединение различных направлений деятельности, образования и воспитания, образования и досуга, общения и игры, творческие и практические занятия. В процессе реализации программы дети получают новые знания, происходит некое слияние художественного творчества с изучением истории развития данных видов творчества, истории культуры народов, населяющих Республику Мордовия, с их традициями и фольклором. Результатом изучения данной программы являются не только знания, умения и навыки, а воплощение ребенком этих знаний в реальный продукт деятельности – декоративно-художественное изделие.
Творческое объединение посещают дети разных национальностей и разного возраста. Однако творческая работа, общая подготовка выставок декоративно-прикладного творчества и мероприятий объединяет детей, делает их добрее, терпимее к друг другу, воспитанники сопереживают успехи и ошибки других, старшие оказывают помощь младшим и советом и делом.
Необходимо избавляться от стереотипов, они могут стать причинами непонимания, неприятия, дискриминации. Все люди разные. Необходимо терпимое отношение к различиям. Важно противостоять проявлениям нетерпимости. Толерантность – это дорога к миру и согласию.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий общешкольного праздника для 9-11 классов на тему: Толерантность Из опыта работы учителя начальной школы. Если в классе есть ребёнок аутист Формирование толерантного отношения к детям - инвалидам и детям с ОВЗ в классеПохожие статьи:
Автор: Надежда Николаевна Кулыгина
Опубликовано: 3332 дня назад (8 ноября 2015)
Просмотров: 2875
Рубрика: Методические разработки
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!