Развитие речи у младших дошкольников в детском саду
Работа по развитию речи младших дошкольников.
Автор: Андронова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ Гаврилово Посадский детский сад №1 Ивановской областиОписание материала: предлагаю вам методическую разработку по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Материал будет полезен воспитателям детских садов.
Работа по развитию речи младших дошкольников.
Цель: развитие речемыслительной деятельности, речевой активности дошкольников. рассмотреть теоретические основы воспитания и развития звуковой культуры ребенка младшего дошкольного возраста, воспитывающегося в условиях дошкольного образовательного учреждения.Совершенствование речи, то есть овладение детьми способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для их полноценного и своевременного психического развития.
Передо мной стояли задачи «пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям».
В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешка, песенки, скороговорки и т. а. Начиная с младшей группы нужно подводить детей к различению жанров. Вовремя чтения обязательно называла жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)». В младшей группе дети, слыша название жанра, просто запоминают, что «Маша и медведь», «Кот, петух и ласа» — это сказки, «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой — это стихотворения, а «Ясочкин садик» Н. Забилы — это рассказ. Названия жанров давала четко и правильно: сказка, рассказ, стихотворение (а не стишок). Сказка рассказывается, рассказ читается, стихотворение читается и заучивается.
Для детей младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысла сказки. Дети слушали сказку, а я ее рассказываю. Чем эмоциональней рассказчик, тем лучше. Очень хорошо использовать книги с яркими иллюстрациями, также кукольный театр или любые другие игрушки.
В течение дня содержание произведения запоминается детям. На прогулке играла в игру по данной сказке, можно ее инсценировать. Перед сном прочитывала еще раз. Например, после прослушивания сказки «Маша и медведь» спросила у детей : «Что говорил медведь, когда он хотел съесть пирожок?» Дети, подражая медведю, низким голосом отвечают: «Сяду на пенек, съем пирожок». Вопрос: «А что Машенька отвечала медведю?» — побуждает их вспомнить слова: «Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, веси дедушке!» Повторяя эти строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова ее героев. И пусть пока они повторяли мои интонации, это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
После слушания сказок «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» с детьми повторяли песенки действия лиц: «Коля, повтори, какую песенку лиса пела под окошком петушку» — или: «Аня, вспомни, какую песенку коза пела своим козлятушкам». Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.
Для чтения младшим дошкольникам использовала небольшие рассказы и стихотворения. Такие, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой. Они воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, положительные эмоции. Их несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а затем и запоминают все стихотворение.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Такие стихотворения читала по нескольку раз. При повторном чтении дети усваивают смысл стихотворения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают свою речь.
В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов учила малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, я старалась особенно точно расставить логические ударения и добивалась, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, напоминала детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, после чтения рассказа Н. Забили «Ясочкин садик» спросила у детей, играют ли они со своими игрушками в детский садик и как играют или с кем. Прочитав стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама», спросила у ребенка: «Оля, а как твоя мама наряжала тебя к празднику?» Пусть, отвечая на эти вопросы, дети строят свое высказывание только из одного-двух простых предложений, но это уже подготовка к последующему развитию связной речи. Конечно, много вопросов малышам задавать не нужно; но два три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка, задать надо.
В течение года детям повторно читала знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки или ритмические строчки из сказок, для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались.
Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого чаще повторяла эти слова в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не поняв их значения. Моя задача — научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.
В практике работы использую такой подход к ознакомлению с художественной литературой: выразительно, эмоционально читаю сказку или стихотворение, но на этом «ознакомление» не заканчивается.
Дети, возможно, и хорошо поняли смысл прочитанного, но чтение не разовьет их мысли, содержание произведения и слова, которые они услышали, быстро забудутся. Конечно, очень важно соблюдать чувство меры, но работа над произведением, дальнейшее повторение слов и выражений, которые дети запомнили и усвоили, совершенно необходимы. Все малыши быстро запоминают строчки из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр»: «Да здравствует мыло душистое!» А вот слово душистое (или душистый, душистая) в разговорной речи ими почти не употребляется. Причина в том, что дальнейшей работы с этим словом не было. После занятия, на котором дети услышали слово душистое, спрашивала: « почему мыло названо душистым?». Если они затрудняются ответить, объясняла, что мыло приятно пахнет, а когда умываются им, то и руки становятся душистыми. На прогулке даю детям понюхать цветок и спросить, приятно ли он пахнет. Задаю вопрос: «А каким словом можно сказать про цветок, который приятно пахнет?» (Душистый.) Закрепить это слово можно в последующие дни, показав разные цветы и назвав их душистыми. После чтения рассказа К. И. Чуковского «Цыпленок» спрашивала: «Какой был цыпленок?» (Маленький, желтый, пушистый.) «А какая была его мама?» (Большая, добрая, ласковая.). После каждого занятия повторяла, закрепляла слова, преподносила их в самых разнообразных сочетаниях, дети будут усваивать словарь и строй родной речи, расширится их активный словарь и они начнут свободнее оперировать этими словами в своей речи.
Особое внимание уделяла формированию грамматически правильной речи, следила, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.
Маленькие дети – внимательные и благодарные слушатели. Им нравится все, что рассказывает взрослый. Вместе с тем существуют сюжеты, которые обязательно надо использовать в рассказах, ибо они имеют большое значение для детей. Темы для рассказов мне подсказывала жизнь группы. Вот некоторые из них:
• о язычке, который проболтал весь обед и оставил своего хозяина голодным;
• мальчике, который любил перебивать взрослых;
• забытых игрушках и другие.
Много внимания уделяла обогащению, уточнению и активизации словаря. В своей работе использовала следующие приемы:
• Показ предметов с их названиями при рассматривании окружающей обстановки («Наши игрушки», « Что стоит и лежит в буфете», «Наша мебель и мебель для кукол»), при проведение дидактических игр («Чудесная коробка» наборы одежды, обуви, головных уборов, овощей, фруктов);
• Сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию ( ощупывание, восприятие на слух, на вкус и т. п.). Этот прием употребляется при целенаправленном рассматривании любого нового предмета ( группы предметов). Кроме того, использовала его в дидактических играх и упражнениях типа «Чудесный мешочек» (ребенок на опознает предметы или определяет материал, из которого сделана вещь (из дерева, ткани и т.д.));
• Сравнение схожих по внешнему виду предметов (шуба – пальто, чайник – кофейник, туфли – босоножки и т. д.). Учила различать и называть эти предметы с помощью дидактических упражнений и игр «Не ошибись» («Не перепутай»), «Что изменилось?» и других.
У детей этого возраста уже можно и нужно отработать четкое произношение всех звуков родного языка, за исключением шипящих ( ж, ш, щ,) и сонорных ( р, л). « У – у – у – сигналит паровоз. Как он сигналит? А теперь послушаем, как сигналит Олин паровоз… Сашин…Наташин… Далеко паровоз, песенка его еле слышна … Теперь паровоз приближается к нам… Он совсем близко от нас… А Катин паровозик еще далеко … Митин паровоз совсем близко… Димин паровоз гудит басовито… У Настенькиного паровозика тоненький голосок…».
В своей работе использовала «Волшебный кубик». На гранях кубика (размером 10-15 см) наклеивала картинки: малышка Аленушка, паровоз, пароход, жеребенок и др. «Вертись, крутись, на бочок ложись!» - приговаривают дети, в то время воспитатель переворачивает куб с грани на грань. Вниманию детей предлагается одна из картинок, а малыши хором или индивидуально исполняют соответствующую песенку (на картинке самолет – в – в – в; водопроводный кран – с – с – с; комар – з – з – з). Грани куба заполняла картинками постепенно, по мере знакомства детей с новыми звуками. К концу года на занятиях использовала (поочередно) три куба. Аналогичные кубы (можно меньшего размера) желательно иметь для самостоятельной деятельности детей.
Дети этого возраста с удовольствием играют с фигурками настольного театра, проговаривая отрывки из знакомых сказок, импровизируя. Подобные игры подготавливают их к пересказу, драматизациям сказок, отрывков из них.
Правильное формирование речи — непременное условие нормального психического развития ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
Речевое развитие дошкольников Стихи для развития речи дошкольников Игры с песком для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: ВеснаПохожие статьи:
Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
← Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: Весна | Конспект занятия по лепке в младшей группе в детском саду →
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|