Внеурочное занятие в 6 классе: Традиции ханты
Занятие: «Маленькая хозяйка большого чума». (6 класс). Конспект занятия
Цель:- закрепить представление о том, что такое семья, родственные отношения и обязанности членов семьи;
- познакомить детей с особенностями поведения мужчин и женщин в семье ханты;
- воспитать у мальчиков внимательное и уважительное отношение к женщинам, стремление оказывать посильную помощь, а у девочек заботливое отношение к людям, аккуратность.
Ход занятия
Сейчас я вам зачитаю стих. Слушайте внимательноХолмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)
Как вы понимаете слово отчизна? Что такое родина? А как называется наша родина?
Ответы детей
В Нижневартовском районе находится наш поселок.
Как называется поселок, в котором вы живете?
И сегодня мы с вами поговорим о жизни, быте коренных народов нашего края.
- Ребята, кто из вас знает, как называется наш округ?
(ХМАО).
А так он называется потому что здесь проживают коренные жители ханты и манси коренные жители это жители которые родились и живут в этой местности.
Поселение Хантов, называется - Стойбище.
Отношения в семье ханты регулировались строгими правилами, которые женщина должна была неукоснительно соблюдать. Ей запрещалось переступать через вещи, принадлежащие мужчине, надевать его одежду, садиться в мужские нарты. Система жестких правил должна была оградить женщину от мира духов и умерших, регулировала ее отношения с родственниками. Согласно этике семейной жизни женщины-ханты прикрывают лица от мужчин – родственников мужа, его отца и старших братьев. Входя в дом, где находится родственница, мужчина предупредит ее о своем появлении легким покашливанием, и за доли секунды до того, как он войдет, женщина сдвинет платок глубоко на лицо. Она не откроет его до тех пор, пока мужчина находится вблизи.
Традиционный дом ханты и манси чум - летнее и зимнее жилище, меняется лишь его покрытие. Летом оно из бересты. А зимой из оленьих шкур.
Территория стойбища и само жилище условно разделяется на мужскую и женскую части. Передняя часть дома, хозяйственные постройки, лабазы для хранения продуктов и одежды, печь для выпечки хлеба и место рубки дров считается территорией женской трудовой активности. Пространство за домом и место, где мужчина занимается строительством, считается его территорией, при этом пространство за домом, как и внутри дома у стены, противоположной входу, является священным и запретным для женщин детородного возраста. Установка чума, издревне была женской обязанностью. В центр ставился шест. По кругу к нему в наклон ставились жерди.
Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т. д. И я хочу, чтобы мы с вами тоже немножко чему-то научились. Мальчики сейчас у нас пойдут на охоту (кидание обруча на кеглю).
А девочки попробуют установить чумы, это будет наше небольшое стойбище. Давайте вспомним, с чего начинали устанавливать чум?
Посмотрите, в чуме горит огонь. Женщина была хранительницей очага.
А вы знаете, что огонь это для ханты имеет символическое значение. Символ огня - благопожелание - пусть огонь не гаснет в вашем чуме, то есть пусть никогда не закончится ваш род. Давайте все здесь разглядим. В центре чума разжигали костер. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани. Для чего ханты и манси разбирают и перевозят свои дома - чумы?
Ханты занимаются оленеводством, т. е. держат оленей. И поэтому им нужно постоянно передвигаться с места на место что бы искать новые пастбища для пищи оленей. А чем питается олень? Правильно, олень питается мхом который называется ягель. Олень кормит и одевает ханты а также служит средством передвижения. Сани, которые впрягают в упряжку оленей, называются нарты.
Мужчины занимались промыслом – это рыболовство. А женщины разделывали добычу, заготавливали и перерабатывали продукты промысла. Вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы - их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки. Все работы проводились на стойбище или недалеко от дома. Редкая женщина уходила больше чем на день из дома, и то, если это было необходимо для снабжения семьи.
Семья была патриархальной: главой семьи считался мужчина, счет родства велся по мужской линии. Дети при разводе оставались у отца. Однако женщина обладала в семье относительной свободой, имела возможность развестись.
У нас сегодня было так много информации. Давайте в конце занятия разгадаем небольшой кроссворд.
По горизонтали:
1. Традиционное жилье ханты (чум)
3. Что закрывала при встрече с родственниками мужа жена(лицо)
4. Кто занимался обработкой промысла (женщина)
по вертикали:
1. Кто был добытчиком в семье (мужчина)
2. Как называется традиционное жилье ханты (стойбище)
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий игровой программы ко Дню Земли для 5-7 класса Игра "Найди клад" для учащихся 5-7 классов Внеклассное мероприятие по профилактике табакокурения, 6 класс Внеклассное мероприятие для 5-7 классов по трудовому воспитанию. СценарийПохожие статьи:
Внеклассное мероприятие для 6, 7 класс по теме увлечения
Внеклассное мероприятие по географии 6, 7 класс
Внеклассное мероприятие в 6, 7 классе. Тема: История мороженого
Внеклассное мероприятие в 6-7 классе ко Дню святого Валентина
← Конспект коррекционного занятия в школе для детей средних классов с ОВЗ. Времена года | Елочка в технике стимпанк своими руками →
Автор: Мария Владимировна Комбарова
Опубликовано: 2857 дней назад (26 января 2017)
Просмотров: 1985
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!