Познавательное занятие «Путешествие по материкам» (подготовительная группа)
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе ДОУ «Путешествие по материкам»
Цель: Дать детям элементарное представление об особенностях географического положения материков; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. Обогащение активного словаря. Воспитывать любовь, бережное отношение к живой природе.Материалы к занятию: макеты и плакаты материков, c изображением животного и растительного мира, фигурки животных, музыкальное сопровождение, финики, мягкие модули, кусок льда и прозрачная ёмкость с водой.
Предварительная работа: предложить детям вместе с родителями подготовить коротенький рассказ про любое животное.
Ход занятия:
На прошлом занятие мы путешествовали с вами по нашей стране, расположенной на материке Евразия, и остановились у берегов Тихого океана. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по остальным материкам. Давайте начнем наше путешествие с самого маленького континента. Он меня всегда привлекал своими интересными животными. Как он называется? (Австралия.) На каком транспорте мы туда отправимся? Нам надо построить самолет. В путь на самый маленький материк Земли!
-По какому океану мы плывем? Тихий океан самый большой.
-Ребята, в морях и океанах живут не только рыбы, но и морские животные. Каких морских животных вы знаете?
-Посмотрите, огромное морское животное с громким всплеском выпрыгивает из воды. Мгновение - и его тело вновь погружается в океан.
-Кто же это? (Это кит.) А кто может рассказать про кита?
Мы заговорились и не заметили, как показался австралийский берег.
Океан гонит на сушу волну за волной. Вот мы и в Австралии.
Мы плывем по реке Муррей. Это главная река Австралии (находим ее на карте).
На лужайках, вдоль берегов, пасется скот, ярко зеленеют поля, высятся стебли кукурузы, кругом сады, огороды.
Какие животные живут на этом материке? А у кого-нибудь есть любимое животное, о котором он хочет рассказать?
Хорошо в Австралии, но жарко. Хочется туда, где попрохладней.
До свидания, Австралия. Поплыли дальше.
Есть на нашей планете необычная земля. Назвали ее Антарктидой.
Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на карте.
- Что же обозначает белый цвет? Белый - цвет снега, льда, холода.
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном.
А на деле Антарктида
Холодней, чем даже с виду.
В холодильнике и то
Было б жарче без пальто.
Антарктида - самое холодное место на Земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег и метут метели.
- Посмотрите, из воды показалось что-то белое. Что это?
- Конечно же, айсберги – это «ледяные горы».
Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь или холмистый островок с широкими долинами, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами и отвесными склонами, Встречаются айсберги, похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками.
В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.
-Поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда.
- Утонул он? (Нет.)
- Почему? (Лед легче воды.)
- Где большая часть льда - под водой или над водой? У айсберга тоже над морем видна лишь меньшая часть льдины. Подводная часть айсберга очень велика!
Наш корабль очень осторожно прошел среди айсбергов.
Мы спускаемся по трапу с борта корабля и отправляемся исследовать Антарктиду.
Мы идем себе вперед,
Очень удивляемся:
Слева - лед
И справа - лед,
Перед носом - тоже лед,
Где же он кончается?
Земля в Антарктиде покрыта мощным слоем льда, который никогда не тает. Его называют ледник.
- Текут ли в Антарктиде реки (обратимся к карте)? (Нет.)
- Растут ли в Антарктиде леса (обратимся к карте)? (Нет.)
-Живут ли в Антарктиде животные?
Оказывается, живут. Какие животные живут на этом материке? А у кого-нибудь есть любимое животное, о котором он хочет рассказать?
Антарктида - самая холодная земля на планете, но там живут такие забавные существа!
-Могут ли жить в Антарктиде люди? Нет. Там нет городов. На
научных станциях живут ученые, изучающие Антарктиду.
-Чтобы нам не замерзнуть давайте потанцуем и споем песенку. («Где-то на белом свете…»)
-Давайте отправимся дальше.
Есть на нашей планете земля, по форме напоминает она два треугольника, встречающихся друг с другом.
Попробуйте сами найти ее на карте.
Это Америка: Северная и Южная.
- Какую землю назвали Северной Америкой, а какую - Южной
Америкой?
Мы плывем по Атлантическому океану.
Вот и берега Южной Америки.
Южная Америка - необычная, удивительная Земля. Там все «самое-самое»: самые большие горы, самая большая река, самые большие джунгли.
Попробуем найти на карте самые большие горы Южной Америки. Они, не прерываясь, тянутся вдоль берега.
Это Анды. Никакие горы суши не могут сравниться с ними. Вершины Анд чаще всего острые.
Мы пробираемся через лес, который покрывает склоны гор. Здесь растут пальмы, ананасовые, банановые и другие растения.
Особенно много лиан. Они стелются по земле, взбираются на стволы
деревьев.
Вот мы оказались у берегов самой большой реки. Называется она Амазонка.
Вот и она. Амазонка кажется морем: стоя на одном берегу, нельзя увидеть другой.
-Какие животные обитают в реке? В Амазонке много разнообразных рыб.
Здесь живет опасный хищник - пиранья. Эти небольшие рыбы очень агрессивны. Они молниеносно двигаются и всегда нападают стаей.
-Ребята, в Амазонке живут амазонские дельфины. Большинство дельфинов вместе с китами живут в морях и океанах.
-А кто расскажет про дельфинов?
Путешествуя по Амазонке, мы очутились в амазонском лесу.
Амазонский лес - невероятных размеров, одно из удивительных, неповторимых чудес природы. Здесь все необычно, причудливо, сказочно, полно еще нераскрытых тайн. Это джунгли.
-В джунглях всегда очень сыро и жарко. Почему, как вы думаете? Здесь очень часто и подолгу идут дожди.
-Кто же осмелился жить в джунглях?
В дебрях прячутся опасные хищные звери - ягуары, в болотах таятся комары, змеи.
Прощаемся с джунглями и возвращаемся на корабль.
Мы покидаем Южную Америку и продолжаем путь на север.
Граница между Северной и Южной Америкой - Панамский канал. Быстроходный кораблик несет нас к берегам Северной Америки.
Мы входим в порт самого крупного города Америки. Это Нью-Йорк (находим его на карте).
Климат, животный и растительный мир Северной Америки очень схож с Евразией.
Какие животные живут в Америке?
Физкультурная минутка: «Море волнуется…».
-Ребята, а вы знаете, что в Северной Америке есть пустыня, которую называют Долиной Смерти. Летом там исключительно жарко! Воздух нагревается так сильно, что даже мухи перестают летать, боясь опалить свои крылья.
Песок же становится таким горячим, что ящерицы переворачиваются на спину, чтоб охладить обожженные лапы. Недаром эту пустыню назвали «горящая земля». Путнику туда лучше не попадать.
Мы покидаем жаркую Американскую пустыню и продолжаем путь по Атлантическому океану.
-Догадайтесь, куда мы совершим путешествие?
Доплывем до Занзибара,
Поплутаем по Сахаре,
Поглядим Килиманджаро,
Погуляем с Гиппопо
По широкой Лимпопо.
- В Африку!
Попробуйте сами найти ее на карте. Сделать это не сложно. Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета.
-Как вы думаете, что обозначает желтый цвет?
Африка - царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. В Африке много пустынь.
-Что такое пустыня, как вы думаете? Пустыня от слова пусто,
пустынно. Там очень мало растений, почти нет животных.
-Давайте отправимся в пустыню, а чтоб было веселей споем песенку. («Если долго-долго…»)
Сахара - самая большая пустыня мира, ее называют «королевой пустынь».
Совершим небольшую прогулку по пустыне. В пустыне дуют
горячие ветра, годами не бывает дождей.
Растут в пустыне низкие растения, с маленькими листочками.
Как же они обходятся без воды? У этих растений очень длинные
корни. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу
15-этажного дома (посмотрите в окно), то его корни достанут до земли.
-Зачем растению такие длинные корни? Доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землей.
Кажется, что в пустыне не может быть животных. Но посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас медленно, с высочайшим чувством собственного достоинства движется высокое животное с большим горбом на спине.
-Кто же это?
Верблюда называют «кораблем пустыни». Кто-нибудь хочет рассказать про верблюда?
Поедем дальше и мы на «кораблях пустыни» (имитация поездки на верблюдах).
Жарко в пустыне! Так жарко, что иногда можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы. Это оазис. Отдохнем здесь (потанцуйте под музыку «Чунга-Чанга»).
В оазисе живут животные, живут и люди. Они угощают нас финиками с финиковой пальмы. Финики питательные, сладкие. Их с удовольствием едят верблюды. Угостим и их. Нам - сладкая мякоть, верблюдам косточки - это их любимое лакомство. Сушеные финики называют «хлеб пустыни», потому что финики - основная еда жителей оазиса.
Мы передохнули и подкрепились отправляемся дальше. Пустыня осталась позади. Впереди - африканская саванна.
-В Африке жарко всегда. Но летом в саванне (степи) дождей совсем нет, а зимой начинается период дождей.
-Ребята, какие животные живут в саванне? Расскажите про них.
В саванне есть небольшое озеро. Это водопой.
-Что такое водопой?
У водопоя собираются все животные саванны: напиться, искупаться.
-Давайте мы сейчас превратимся в животных саванны и покажем, как они идут на водопой. (пантомима.)
Вот подошел лев.
-Как он пьет? Покажите (лакает).
К водопою медленно, осторожно приближается семья жирафов. Как дотянуться им до воды? Они такие высокие, а вода так низко! Жирафы широко в стороны расставляют ноги, чтобы дотянуться до воды (имитируем).
Еще более осторожно подходят зебры, антилопы, газели. Они всегда на чеку (имитируем).
Только слоны никого не боятся. Торжественно они подходят к воде и пьют.
-Как они это делают? Хоботом слоны набирают воду и отправляют ее в рот. Поливают себя и друг друга водой, охлаждаясь.
В Африке есть трехглавая гора Килиманджаро (показывает на карте, иллюстрации). Все его три головы увенчаны снегами и ледниками.
Также в Африке течет широкая, очень красивая река - Лимпопо.
По её берегам растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы.
«В гостях хорошо, а дома лучше».
Возвращаемся на корабль и по Средиземному, Черному морям возвращаемся домой.
-Ребята, а где мы в городе можем увидеть диких животных? (В зоопарке, зверинце.)
-Хорошо, если животные живут в зоопарке, где люди постарались приблизить их жизнь к естественным условиям. А ведь многих животных держат в зверинцах в клетках. Как вы думаете, хорошо ли им там живется? Тогда давайте вернем всех животных на их Родину.
-Ребята, это макеты всех материков, на которых мы с вами побывали. Расселите на них животных.
- Вам понравилось наше путешествие?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Воздух и его свойства» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие на Север" Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Виды транспорта» Конспект познавательной деятельности в подготовительной группе по теме «Водоемы»Похожие статьи:
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Правила поведения в детском саду
Занятие по ОБЖ «Правила безопасного поведения на воде». Подготовительная группа
← Конспект занятия в подготовительной группе. Путешествие по России | Конспект занятия по математике в младшей группе. Геометрические фигуры →
Автор: Марченко Светлана
Опубликовано: 2820 дней назад (3 апреля 2017)
Просмотров: 10984
Блог: Блог Марченко Светланы
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!