Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Воздух и его свойства»
Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Воздух и его свойства».
Цель: Познакомить детей с тем, что воздух есть вокруг нас, что на Земле кроме четырёх океанов, есть ещё и пятый – воздушный океан. Познакомить детей с понятием «атмосфера», дать представление о том, что воздух это вещество газообразное. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха, продемонстрировать их через опыты (воздух невидим, он прозрачен, не имеет собственного запаха, воздух имеет вес, воздух всё время находится в движении). Продолжать расширять естественнонаучные представления детей. Воспитывать у детей организованность, дисциплинированность.Активизация словаря: воздух, атмосфера, климат.
Оборудование: доска, указка, карта мира, Воздушный Снеговик», шары, соломинки, стаканы с водой, стаканчики для игры с мыльными пузырями, таз с водой, мячи разного размера, целлофановые пакеты, освежитель воздуха (аэрозоль), кусочки глины, прозрачная чашка, большой стакан, салфетка, пластилин.
Ход занятия:
Воспитатель. Дети, сегодня у нас будет необычное занятие, мы сегодня познакомимся…
(стук в дверь, входит Воздушный Снеговик – взрослый, обвешанный целлофановыми пакетами разных размеров, заполненных воздухом).
Воздушный Снеговик. Здравствуйте, дети! Отгадайте кто я? (предположения детей). Правильно, я Снеговик, но не снежный , а воздушный, проверьте, какой я лёгкий.
(Снеговик обходит детей, они пробуют его на вес, подставляя свои ладошки).
Воспитатель. Вот вы и познакомились с нашим гостем, Воздушным Снеговиком и даже узнали каков он на вес – он лёгкий, воздушный. А что такое воздух я вам сейчас расскажу:
Как вы уже знаете, наша Земля круглая, на Земле есть четыре водных океана (обращаю внимание детей на карту мира). Но есть ещё и пятый океан, он самый большой и, мы с вами, сами того не замечая, каждый день, как бы, купаемся в этом океане, и всё, что окружает нас, тоже день и ночь плавает в нём. Океан этот не пресный, и не солёный, без берегов и без воды, но это самый большой океан - Воздушный. Четыре водных океана разлились на Земле, а пятый – Воздушный, над Землёй. Пятый океан просто необходим нам, ведь всё живое должно дышать: растения, животные, люди.
Попробуйте сейчас закрыть ладошками рот и нос. Воздух не поступает в наши дыхательные пути, мы не можем долго не дышать. Поэтому, когда человек надевает водолазный костюм и погружается на дно морское, он берёт с собой запас воздуха. И космонавт, улетая в космическое пространство, тоже запасается воздухом.
И, если бы вдруг, воздушный океан пропал, наша Земля за несколько минут стала бы безжизненной, всё без воздуха погибло бы. Наша Земля находится, как бы, в голубой рубашке, которая называется атмосферой. В переводе с греческого языка слово «атмосфера» означает – воздух вокруг Земли.
Атмосфера играет очень важную роль для нашей планеты. Благодаря ей Земля не перегревается от палящего солнца, она защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов, когда они падают на Землю, атмосфера задерживает их падение и они сгорают, не достигнув Земли, а те, которые всё-таки достигают её поверхности не причиняют большого вреда.
Рассказывать о воздухе можно много, а давайте мы с вами проведём опыты и убедимся в том, что воздух нас окружает повсюду.
Опыт 1. Поднимите перед собой руки и поднесите ладони к лицу, подуйте на ладони: на левую посильнее, а на правую послабее. Что вы ощутили? (движение воздуха).
Опыт 2. Возьмите соломинку, опустите её в стакан с водой, через нос вдохните, а через соломинку выдохните. Что вы увидели? (пузыри, наполненные воздухом).
Опыт 3. Возьмите в руки целлофановые пакеты, откройте их, поводите пакетом в разные стороны, а теперь зажмите края пакета. Что у вас в пакете? Какую форму принял воздух? А если бы это был шар, какую бы форму принял тогда воздух? (в пакете воздух, он принимает любую форму).
Воспитатель. А теперь давайте немного отдохнём и сделаем зарядку.
Шарик, шарик мой воздушный,
Непоседа непослушный!
(«Подкидывают» шарик то левой, то правой рукой )
Шарик круглый, шарик гладкий,
Шарик тонкий, шарик мягкий.
Мы на шарик нажимаем,
(Описывают руками круг. «Трогают» шарик, «гладят», нажимают»)
Из – под рук он вылетает.
Но я его поймал, нитку к пальцу привязал.
(Поднимают кверху руки, «ловят» шарик. «Наматывают нитку»)
Вправо-шарик, влево – шарик,
Мой светящийся фонарик!
(Руки параллельно вправо и влево)
Дай, тебя я обниму
И к щеке своей прижму.
Ты меня не покидай,
Будь со мной, не улетай!
(«Обнимают» шарик. Прижимают к щеке.)
Воспитатель. Мы с вами подвигались, а теперь давайте убедимся, что и воздух умеет двигаться.
Опыт 4. Беру баллончик с освежителем воздуха и брызгаю в сторону от детей. Вы почувствовали запах? А почему? Ведь я брызгала в противоположную, от вас, сторону? ( Да, почувствовали. Потому, что воздух движется).
Опыт 5. Кусочек глины опускаем в стакан с водой. Почему она не утонула? (Внутри глины – воздух).
Воспитатель. А сейчас давайте послушаем сказку. Сказка эта не простая, а волшебная. А ещё — поучительная, полезная, интересная.
«Добрый воздух». Автор сказки: Ирис Ревю.
В чистом царстве, в воздушном государстве стояла необычная школа. Лесная школа. На уроке в Лесной школе Мудрейшая Сова рассказывала зверятам про воздух.
— Всему живому на земле известно, что воздух необходим, — говорила Мудрейшая Сова. Он питает все клеточки нашего организма, поддерживает огонь. Люди, животные, растения дышат воздухом. Воздух – везде, он большой и всепроникающий. Воздух умеет поглощать влагу, переносить её, а потом, в другом месте отдавать. Воздух защищает землю от вредных для всего живого космических лучей, оказывает сопротивление падающим метеоритам.
Внимательно слушали зверята Мудрейшую Сову. А после уроков маленький Лисёнок вдруг сказал: «А мне не нужен воздух. Я его всё равно не вижу».
В этот момент налетела неведомая сила, закружилась-завертелась вокруг Лисёнка, и унесла его с собой. Не успел Лисёнок опомниться, как оказался на другой планете. Это была планета Марс. На Марсе практически нет воздуха, и воздушная оболочка не защищает эту планету. Вся поверхность Марса была разбомблена метеоритами.
Всего несколько минут побыл Лисёнок на другой планете. Ему не хватало воздуха. Но вот добрые силы сжалились над ним, и вернули его в чистое царстве, в воздушное государство.
Тогда-то и оценил Лисёнок всю ценность воздуха. Ничего, что он не видел воздух. Главное, что воздух существует. Добрый, всепроникающий воздух.
Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами много говорили о воздухе, проделывали опыты, слушали сказку, а хотите поиграть? В какую игру мы будем играть, вы узнаете из стихотворения С. Я. Маршака:
Воды обыкновенной
В стаканчик набери.
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.
Соломинку пустую
Сейчас возьму я в рот,
Воды в неё втяну я,
Потом слегка подую
В соломинку – и вот,
Сияя гладкой плёнкой
Растягиваясь вширь
Выходит нежный, тонкий
Раскрашенный пузырь.
Он воздухом надутый,
По воздуху плывёт
И не одной минуты
На свете не живёт.
(дети берут соломинки и начинают пускать воздушные пузыри).
Итог:
Воспитатель. Кто приходил к нам в гости? О чём мы говорили на занятии? Что такое атмосфера? Почему нам необходим воздух?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Свойства воды Конспект НОД по экспериментированию с детьми подготовительной группы Экспериментальная деятельность в подготовительной группе ДОУ Конспект занятия для детей подготовительной группы детского сада. Воздух и его свойства← Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Свойства воды | Развлечение для детей старшего дошкольного возраста к 9 мая - День Победы →
Автор: Елена Анатольевна Дейнекина
Опубликовано: 3340 дней назад (11 сентября 2015)
Просмотров: 4017
Рубрика: Конспекты НОД для дошкольников
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!