Экспериментальная деятельность на тему: «Секретные записки» с детьми подготовительной группы.
Автор: Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад№4», г. Лиски Воронежская область.
Описание. Предлагаю вашему вниманию познавательный материал по экспериментальной деятельности. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: установление простейших причинно - следственных связей.
Задачи: 1. Продолжать развивать у детей познавательные способности, самостоятельность.
2. Выявить возможность использования различных веществ, способы их проявления.
3. Воспитывать аккуратность, интерес к экспериментам.
Материал: лимон, вата, палочки, чаша, листы, краски и гуашь, пищевые красители, настольная лампа, фрукты и овощи.
Ход занятия. Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон передал мне письмо. Давайте прочитаем адрес: « Воронежская область, город Лиски, детский сад №4, группа «Цветик - Семицветик».
(Воспитатель открывает письмо, обнаруживает чистый лист бумаги)
- Ничего не пойму, кто же над нами так пошутил? (Дети рассматривают).
Дети. Может быть письмо написано какими - то светлыми чернилами? Может быть поднести письмо ближе к окну? А может возле настольной лампы будет лучше видно?
(Воспитатель с детьми подносят письмо к окошку, затем к настольной лампе и обнаруживают, что при нагревании появляются буквы, но их сложно прочитать, текст нечеткий).
Воспитатель. Что же нам делать? Однажды я прочитала в книге еще об одном способе проявления чернил. Нужно в стакан воды капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать лист с письмом.
• Дети выполняют эти действия и обнаруживают, что письмо легко можно прочитать.
«Здравствуйте, ребята! Это секретное письмо написал вам Незнайка. У нас в Цветочном городе все жители пишут письма невидимыми чернилами. Если разгадаете их секрет, то получите подарки. Желаю удачи. Незнайка». Воспитатель. Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила?
• Возьмите разные вещества и найдите самые невидимые чернила.
(Дети пробуют писать белой гуашью, белой акварелью. Пищевыми красителями.
Воспитатель. Скажите, ребята, что удобнее использовать вместо ручки?
Дети. Белая краска почти не видна, при нагревании над лампой и смазывании йодным раствором ничего не изменилось, буквы не проявляются. (Такой же вывод делаем и с пищевыми красителями.)
Воспитатель. Что можно использовать еще вместо чернил? Можно ли использовать сок разных фруктов и овощей?
• Дети берут сок яблока, апельсина, помидора, лимона. Перед этим воспитатель напоминает, что сок фруктов и овощей плохо отстирывается от одежды, поэтому нужно надеть передники.
(Дети делают выводы, что лучше невидимые чернила получаются из лимона).
Воспитатель. Под воздействием настойки йода содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому написанное проступает в виде белых букв или знаков, если записку зашифровали.
Воспитатель. Ребята, вы молодцы, что смогли правильно разгадать секрет чернил. Возьмите в сундучке подарки от незнайки.
(Дети достают ручки).
Воспитатель. Это ручки - невидимки. Попробуйте ими что - нибудь написать или нарисовать.
(Дети пробуют и обнаруживают, что ничего не видно).
Воспитатель. А теперь потрите лист обратной стороной ручки, что вы видите?
Дети. Мы видим рисунки, надписи.
Воспитатель. Правильно говорят: «Все тайное становится явным».
Подводится итог занятия. Дети благодарят за подарки.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Воздух и его свойства»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. Старша
Конспект НОД по экспериментированию с детьми подготовительной группы
Конспект занятия для детей подготовительной группы детского сада. Воздух и его свойства