Внеурочное занятие "Домашние животные", 1-2 класс
Конспект внеурочного занятия для младших школьников «Почему животных одомашнили?»
Цели: познакомить обучающихся с тем, как происходило одомашнивание диких животных, показать значение домашних животных для человека. Задачи: воспитывать любознательность, доброе и ответственное отношение к животным, желание помогать им.
Начнём занятие с повторения пройденного материала.
Вспомним, что включает в себя понятие живая природа. Это растительный и животный мир.
На какие группы делятся животные? Звери, птицы, рыбы, насекомые.
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? Рыбы.
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? Птицы.
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? Звери.
Послушайте загадки.
Хозяин двора,
Его дом – конура.
Виляет радостно хвостом,
Но чужака не впустит в дом. Собака
Серый, толстый южный зверь…
Лишний хвостик? Ты не верь!
Он ушами мух гоняет,
Носом воду набирает. Слон
Кто умеет умываться
Без водички – языком?
И мяукать, и ласкаться,
И гоняться за клубком? Кот
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. Медведь
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. Волк
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
– Мне погладите бока –
Дам парного молока! Корова
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица. Белка
О ком шла речь в загадках? (О животных)
А на какие 2 группы можно разделить этих животных? (На диких и домашних).
А всегда ли так было: существовали на Земле и дикие и домашние животные?
Сегодня мы с вами поговорим о животных, которых когда-то давным-давно приручил, одомашнил человек.
Как вы объясните это понятие – одомашнивание? Это процесс приручения человеком диких животных с их последующим разведением для своих нужд.
Вам, пожалуй, трудно представить, что в те давние времена не было ещё на Земле городов и деревень, самолётов и машин, компьютеров и телефонов. Словом, не было всего того, что окружает нас сейчас. Люди жили в пещерах. Чтобы прокормить себя и своих детей, изготовить примитивную одежду, они промышляли охотой. Это были сильные и мужественные люди, но и они боялись нападения свирепых хищников.
И вот наступило время (примерно 10-15 тысяч лет назад), когда люди стали подкармливать волков, которые стаями ходили вокруг их жилищ. Постепенно волки перестали проявлять агрессию, а их щенки привыкли к людям, стали жить рядом с ними. Это были уже не дикие звери, они стали домашними. Таким образом, самым первым животным, которого приручил человек, стала собака – верный друг человека. Она была помощником на охоте, сторожила жилище.
Возвращаясь с охоты на кабанов, быков, баранов, козлов, первобытные люди вместе с добычей приносили домой их потомство – поросят, телят, ягнят, козлят. Так, и эти животные стали домашними. Их содержали в специальных загонах.
Позже человек приручил дикую лошадь – своего верного спутника на протяжении тысячелетий.
Одомашнивание животных проходило много этапов и занимало смену многих поколений. Домашние животные уже сильно отличались от своих диких сородичей и внешним видом, и характером. У них выработались послушание и привязанность к людям. Они привыкали к условиям, созданным для них человеком.
Внешне крупные виды уменьшились в размерах, а мелкие – увеличились, стали короче лапы. Произошло изменение свойств шерсти и перьев, окраса.
Домашние животные растеряли те качества, которые им были необходимы для выживания в дикой природе.
Задание 1. Соедините животное с его жилищем.
Собака---------- логово
Белка----------- берлога
Волк------------ нора
Лиса------------ курятник
Курица---------- будка
Лошадь---------- дупло
Медведь--------- конюшня
Вот, что получилось: у собаки - будка, у белки - дупло, у волка - логово, у лисы - нора, у курицы -курятник, у лошади - конюшня, у медведя- берлога.
Сделаем вывод: дикие животные строят себе жилища сами, домашним животным – строит человек.
В чём ещё отличие в жизни домашних и диких животных? Дикие животные сами добывают пищу, заботятся о своих детёнышах. О домашних животных заботится человек.
Задание 2. Зоопарк – ферма.
Кто знает, что такое ферма? Откроем толковый словарь. Здесь это слово объясняется так: ферма – сельскохозяйственное предприятие, принадлежащее фермеру и ведущееся на его собственной земле.
Перед вами карточки с изображениями животных, их нужно распределить по группам: кого-то отправить жить на ферму или в дом, а кого-то в зоопарк или в дикую природу.
Физкультминутка
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
Ну, а нам пора садиться
И учиться, не лениться.
Поговорим подробнее о тех, кто живёт на ферме.
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! Корова
Наибольшую пользу человеку принесло одомашнивание тура – дикого быка. Это предок современных коров. Что вы знаете о корове? У коровы есть рога, при помощи которых она защищается, почувствовав опасность. Коровы общаются друг с другом при помощи мычания, они безошибочно находят дорогу домой. Летом коровы пасутся на лугах и питаются сочной травой, а зимой их кормят сеном. Оказывается, их возраст можно определить по рогам. С рождением каждого телёнка у коровы на рогах появляется новое кольцо.
Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек,
Но в век машины и мотора
Боюсь, в отставке буду скоро. Лошадь
Миллионы лет назад, когда на Земле не было людей, на нашей планете обитал небольшой зверёк, размером с лисицу. Это животное – далёкий предок осла, зебры и лошади. Учёные назвали его Эогиппус. Он был слабым, миролюбивым, травоядным.
Приручение лошадей началось много столетий назад. Во многих районах Европы и Азии паслись дикие лошади – тарпаны. Это и есть предшественники современных лошадей.
Главные качества лошади, сложившиеся на протяжении длительной эволюции – сила, скорость, выносливость, хорошая обучаемость.
Чтобы лошадь была здоровая, красивая, за ней надо ухаживать: мыть, чистить, расчёсывать гриву, кормить. Как называется группа лошадей? Табун.
Это, что за дереза,
В огород залезла,
Двое рожек у неё,
Молоко полезное. Коза
Коза – очень полезное для человека животное. Мы получаем целебное молоко, которое излечивает многие болезни; шерсть, пух. У козы есть маленькие рожки и крохотные аккуратные копытца. Козы любят объедать кору деревьев и молодые листочки. Согласно исследованиям учёных, единого предка у современных домашних коз нет.
По горам, по долам ходит
Шуба да кафтан. Овца, баран
Люди разводят овец с незапамятных времён. Предками современной овцы были дикие бараны – архар и муфлон. Овцы обладают сильным стадным инстинктом, поэтому их содержат группами – отарами. Овцы пасутся на лугах. Для чего их разводят? Из овечьей шерсти прядут пряжу, из овчины шьют дублёнки, из овечьей кожи – обувь. Мясо употребляют в пищу.
Носик круглый, пятачком,
Хвостик маленький, крючком,
Уши лопушками.
Встретит лужу или грязь,
И спешит туда упасть.
Нелегко с ним маме!
Чешет спинку о забор, мама сетует:
«Позор! Что за ребёнок!»
А ребёнок: «Хрю, хрю, хрю!
Что хочу, то и творю! Я ведь поросёнок».
По своим нравам, по характеру, по неразборчивости в пище домашние свиньи очень похожи на своих диких родственников – кабанов. У них слабое зрение, но острый слух и чуткое обоняние. Мясо свиней употребляют в пищу, из кожи шьют обувь и одежду.
Задание №3. Кто чей ребёнок?
У свиньи – … поросёнок
У коровы – …телёнок
У утки – …утёнок
У гуся – …гусёнок
У лошади – …жеребёнок
У овцы – …ягнёнок
У кошки – …котёнок
У собаки – …щенок
У курицы – …цыплята
Люди одомашнили не только зверей, но и птиц. Познакомимся с ними.
Важным по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг –
Удивительный …индюк.
Индейки являются самыми крупными домашними птицами. Взрослые индюки могут весить 35 кг. У них крепкие длинные ноги и широкий хвост. Индейки чувствительны к холоду и сырости, очень любят тепло. У них неуживчивый характер.
Птица ли она? Ответь, сумей-ка,
У неё и крылья, и перо.
Целый день хлопочет чародейка,
Чтобы людям приносить добро.
Пробегает быстро через улицу,
Ну, конечно, это наша... курица.
Живу во дворе, пою на заре,
На голове гребешок. Я горластый...петушок.
Жёлтые комочки, лёгкие, как вата!
Бегают за квочкой. Это кто? Цыплята
Для чего человек разводит кур? Куры несут яйца, мясо их идёт в пищу, перьями набивают подушки.
А вот интересно, умеют ли куры разговаривать? Понимают ли они друг друга, как вы думаете? Оказывается, куры, даже разных пород отлично понимают друг друга.
Удивительный ребёнок,
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. Утёнок
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет,
Я иду, не боюсь.
Кто же это? Это гусь.
У гусей и уток есть плавательные перепонки. Они плавают, ныряют.
Задание 4. Кроссворд (самостоятельная работа)
По горизонтали:
2. Косолапый зверь лесной
Просыпается весной.
5. Носит на животе в сумке детей,
Ловко скачет среди степей.
7. Ловко прыгать по лианам
Очень любит ...
10. В лесу в дупле она живёт:
Орешки, жёлуди грызёт.
11. Носит домик на себе
И на суше и в воде.
13. Рыжая плутовка
С пушистым хвостом
Серого зайчика ждёт за кустом.
14. У него всё тело в пятнах,
Он высок невероятно.
У него весёлый нрав,
Потому что он - ...
По вертикали:
1. Любит в грязи поваляться,
Потом в луже искупаться.
И похрюкать ей не лень
Даже в самый жаркий день.
3. Нет полезней этой птички,
Ведь она несет яички.
Её жёлтые ребятки
Называются цыплятки.
4. В будке этот зверь живёт,
Громко лает, хвостиком виляет.
5. Капусту любит есть она,
Есть рога и борода.
Хитрые блестят глаза,
И зовут её ...
6. Без воды умывается,
С собаками не знается.
8. Ценный мех она имеет,
Бегать шустренько умеет,
Слышит чутко, видит зорко.
И зовется она ...
9. С солнышком он просыпается вместе,
Громко кричит: «Ку-ка-ре-ку» на насесте.
12. Я лошадки младший брат,
Меня погладить каждый рад.
Всех детишек обожаю,
Их, конечно, покатаю.
Ответы на кроссворд «Животные»
Самостоятельная работа детей
Задание 5. Закончите предложение.
Животные бывают …
Все домашние животные произошли от …
Домашние животные отличаются от диких тем, что …
Человек приручил животных для того, чтобы иметь …
Сделаем вывод. Животные бывают дикими и домашними. Все домашние животные произошли от диких. Домашние животные отличаются от диких тем, что о них заботится человек. Дикие животные сами добывают пищу, заботятся о своих детёнышах, строят себе жилища.
Рекомендуем посмотреть:
Внеурочное занятие во 2 классе Внеурочное занятие для 2 класса по ФГОС. Невербальные средства общения Внеурочное занятие по окружающему миру для 2 класса на тему: Весна Праздник доброты в начальной школе, 2 класс. Сценарий с презентациейПохожие статьи:
← Внеурочное занятие для учащихся 4 класса ко Дню науки | Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в начальной школе →
Автор: Любовь Михайловна Дятлова
Опубликовано: 1402 дня назад (20 февраля 2021)
Просмотров: 8455
Рубрика: Конспекты занятий
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!