Интегрированный урок внеклассного чтения и развития речи в начальной школе
Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и развития речи для учащихся начальных классов
Автор : Асанова Лилия Рустемовна, учитель начальных классов МКОУ «Ливадийский УВК» г. Ялта Описание материала: Предлагаю вам конспект интегрированного урока " Учись быть солнышком!". Данный конспект может использоваться на уроках внеурочной деятельности, на классном часе о доброте. Даёт элементарное представления о духовных ценностях.
Интегрированный урок внеклассного чтения и развития речи для учащихся 1-4 кл.
Тема. «Учись быть солнышком!»
Цель : формировать у учащихся элементарные представления о духовных составляющих : доброте , честности, вежливости, щедрости, деликатности;
Задачи: раскрыть содержание разных проявлений красоты человеческого поведения, средствами чтения произведений, анализа ситуаций; систематизировать знания о поведении дома, в школе, среди людей вообще, среди природы, правила культуры общения; учить руководить своими эмоциями, управлять поступками; учить создавать психологический комфорт вокруг себя; воспитывать в детях доброту , вежливость, честность, взаимопомощь, сочувствие, любовь в любых жизненных ситуациях.
Оборудование: рисунок Солнышко; творческая проектная работа «Какой ты есть» (фотографии детей с написанными чертами характера, которые им присущи); слова к упражнению «Мозговая атака»; солнышко со страной «Я»; созвездие Семья, Друзья, Одноклассники, Природа; микрофон; карта для задания «Выберите правильные правила общения»; волшебный лучик; карточки для ситуативных заданий; маски для тех, кто учавствует в инсценировке; тексты В. Сухомлинского для чтения « А сердце тебе ничего не сказало?», « История одного Щегла».
Эпиграф: «Ты ещё маленький, но солнце в тебе может жить очень большое».
ХОД УРОКА
I.Организация класса Учитель. Утро! Солнце в небе поднимается. Ученики. Наш класс с гостями здоровается! Учитель. «Доброго утра!» - я желаю тому, кто пришёл работать в класс. Ученики. Почему? Учитель. Потому что я люблю людей и свой класс. Ученики. Почему? Учитель. Потому что ожидаю любви и плодотворного труда. Ученики. Мы любим труд и будем стараться! Учитель. Я приглашаю Вас к разговору о жизни, о людях, которые нас окружают. Собеседником у нас будет солнышко, которое тоже умеет слушать.
(Вывешивается рисунок солнышка. )
II.Мотивация учебной деятельности.
- Протяните свои ручки к солнышку. Представьте, как оно касается своими лучиками ваших ладошек. Что вы чувствуете? (Солнышко наши ладошки согревает теплом.)
- Какое настроение у вас от этого тепла появилось? (Стало радостно, хорошо, весело.)
- Что ещё, кроме тепла, может дарить солнышко? (Солнышко может дарить любовь, доброту, щедрость, радость.)
- С каким человеком можно сравнить солнышко? (С добрым человеком)
- Почему? (Потому что добрый человек похож на солнышко, он умеет согреть и осветить своей любовью, спокойствием, лаской, искренностью и щедростью. Хороший человек – это солнышко, которое согревает всё вокруг своими тёплыми лучиками и своим горячим искренним сердцем.)
III. Проверка домашнего задания.
1. Презентация проекта.
(Проводится презентация творческого проекта «Какой я есть». )
- На протяжении нескольких уроков мы готовили творческий проект «Какой я есть». Каждый из вас должен был написать те черты характера, которые он, по его мнению, уже имеет, а также выделит одну черту характера, которую он хотел бы воспитать в себе.
Давайте посмотрим, как мы за год объединились в одну дружную, школьную семью, в которой каждый ребёнок – это личность, каждый – со своим характером, эмоциями, привычками. Но мы учимся и будем учиться понимать желание другого, всегда со всеми быть честными, учтивыми, дарить радость от общения.
2.Технология «Мозговой штурм».
- Знания, которые вы получили при подготовке творческого проекта, помогут вам выполнить следующее задание.
Попробуйте к каждой букве слова подобрать черты характера, которые должны быть в человеке, который похож на солнышко.
С- сочувствие
О- опрятность
Н- нежность
Е- энергичность
Ч- честность
К- красота
О- осторожность
IV. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня мы с вами поучимся быть солнышками для окружающих, узнаем, в состоянии ли мы согревать кого-то, предостеречь от беды, помочь, успокоить. Читая произведения, анализируя ситуации, будем раскрывать содержание разных проявлений красоты человеческого поведения, правила культуры общения. Прочитайте эпиграф к уроку ( « Ты ещё маленький , но солнце в тебе может жить большое».) - Как вы понимаете смысл этого высказывания?
V. Работа над темой урока.
1. Составление ассоциативного куста. – -Сначала каждая планета «Я», как зеркало, воспроизводит то добро, щедрость, любовь, которую получает от окружающих. Но если вы хотите, чтобы окружающие вас уважали, прислушивались к вашему мнению. Нужно научиться уважать их, любить и помогать.
Солнечную планету «Я» окружают очень много созвездий – Это созвездия Семья, Друзья, одноклассники, Природа. Всё это окружение ожидает от вас доброжелательного, порядочного отношения. Вы должны понимать, что без доброго отношения, вежливого общения, понимания окружающих нельзя спокойно жить. Грубость, жестокость, зависть, хитрость, жадность наполняют нашу жизнь болью, стрессами, неурядицами.
( На доске строится ассоциативный куст
Созвездие природа Страна «Я» Созвездие Друзья
Созвездие Семья
2. Технология «Микрофон». Игра «Хороший ребёнок».
- Давайте вспомним, что нужно знать и делать, как относиться к родным, чтобы стать солнышком для своей семьи? (Учитель по очереди подходит к ученикам, они называют черты характера, которые должен иметь ребёнок, чтобы бережно и внимательно относиться к своим родным. Черты характера- доброта, послушность, честность, внимательность, любовь, терпимость, чуткость.)
- Как нужно относиться к родным? (Погладить по лицу, обнять, поцеловать, сказать добрые слова, прижать к себе, помочь на кухне, вместе убрать в квартире, не му4сорить, приготовить сюрприз, приготовить любимое блюдо для мамы, для папы. )
- Очень бы хотелось, чтобы вы всегда были добрыми и внимательными к близким и никогда не огорчали их. Потому что дети – самое дорогое, что есть у родителей, а для детей родители – ценнее всего. Но, к сожалению, не всегда так в жизни бывает.
3. Работа над рассказом В. Сухомлинского «А сердце тебе ничего не сказало?»
1) Чтение рассказа учителем.
- Послушайте рассказ В. Сухомлинского «А сердце тебе ничего не сказало?» и скажите, Почему мама заплакала.
Андрей пришёл из школы и увидел огорчённую маму. Он положил портфель и сел к столу. Ожидает обеда.
- А папу отвезли в больницу, - сказала мама. – Заболел наш отец.
Она ожидала, что сын обеспокоится, взволнуется. Но сын был спокойным, непреклонным.
Мама удивлённо посмотрела на Андрея.
- А нам завтра в лес идти, - сказал Андрей. – Завтра воскресенье…. Учительница сказала, чтобы все пришли к школе в семь утра.
- И куда же ты завтра пойдёшь?
- В лес…. Ведь учительница сказала. – А сердце тебе ничего не сказало? - спросила мама и заплакала….
2) Выборочное чтение. - -Прочитайте предложение, в котором сказано о том, почему мама была огорчённой.
- Как нужно прочитать это предложение? (Тревожно, тихо, взволнованно) -Прочитайте предложение, в котором говорится о том, какого отношения ожидала мама от сына. -Прочитайте предложение, в котором говорится о том, как Андрей себя вёл.
- Прочитайте предложение о том, куда сын должен был идти с одноклассниками.
- Какие главные, важные слова сказала мама Андрею?
- Как бы поступили вы на месте мальчика?
- Какой совет вы дали бы Андрею?
- Уважайте своих близких, родных, и от этого вам хорошо будет жить на земле.
4. Творческая работа «Выберите правильные правила общения». - Вы пришли в класс каждый со своим настроением, эмоциями, характерами. Чтобы нам хорошо жилось, работалось, в коллективе должны быть доброжелательные отношения, вежливое общение.
Хочешь для друзей солнышком стать- Правила эти ты обязан знать.
- Прочитайте правила общения между друзьями, одноклассниками и выберите правильные.
Карточка «Выберите правильные правила общения»
• Вести себя со своим другом так, как ты хотел бы, чтобы он обращался с тобой.
• Вести себя так, как тебе хочется.
• Чаще улыбаться.
• Быть сердитым и серьёзным.
• Рассказывать только о себе.
• Слушать своего друга.
• Обращаться к другу по имени.
• Называть друга только по фамилии.
• Сознаваться в своих ошибках.
• Скрывать свои ошибки и замечать чужие.
(ученики зачитывают правильные ответы)
5. Физкультминутка. «В этом классе все друзья – Ты, и мы , и вы, и я! »……. (Любые варианты о дружбе)
VI. Обобщение и систематизация знаний
1.Игра «Волшебные лучи». - Солнышко всех одарит своими лучами. И от этих лучей поступает тепло, внимание, спокойствие. Давайте проверим, на самом ли деле это так. Вот я беру волшебный луч, и он летит к … (назвать имя ученика), он делает тебя добрым, внимательным, заботливым. Чтобы ты хотел сказать своими друзьями?
2. Инсценировка ситуаций. Групповая работа.
- Но, к сожалению, в жизни встречаются люди, когда дети могут по – разному себя вести. Прослушайте некоторые из них.
Группа №1 «Оцените поступок» Мальчик встречает на улице заплаканную девочку – она заблудилась. Он думает, как ему поступить:
• успокоить и угостить конфетой;
• помочь ей найти ей дорогу домой, обратившись к милиционеру;
• посмеяться над её страданиями;
• пройти мимо неё, ничего не сделав.
- Какой поступок мальчика будет правильным? Почему?
Группа №2 «Оцените поступок» Сосед по парте взял без разрешения ваши фломастеры. Он виноват. Что вы сделаете?
• пожалуетесь учителю;
• будете кричать на него;
• будете плакать;
• молча отнимите;
• начнёте угрожать;
• вежливо попросите вернуть.
- Как поступить правильно?
3. Чтение рассказа учителем и сильными учениками.
- В добром, вежливом отношении к себе нуждается и природа. А что принадлежит к природе? Почему к её жителям нужно относиться бережно? - Послушайте историю, которая произошла со Щеглом. (1 часть чтения учителем и сильными учениками.)
(2часть – инсценировка. Действующие лица – автор, Щегол, Снегирь, Синица, Воробей.)
Автор. Наступила снежная зима. Голодные птички начали прилетать ближе к человеческому жилью. Однажды и к отворённому окну, где жил Щегол, прилетели птицы. Синица. Здравствует, Щегол! Почему ты такой грустный? Щегол. Как же мне не грустить, когда я в неволе, не могу летать по своим любимым местам? Сорока – белобока (вмешивается). А почему тебе так грустно? Тебе есть что кушать, а нам нужно добывать себе еду. Щегол. (тихо). Лучше бы я со своими друзьями летал стайкой и вместе искали еду. Тем более, что дети сделали кормушки, волнуются за птиц. Воробей (чирикал). И тепло тебе в квартире. А на улице вьюга гудит, снега намело. Чирик – чирик! Щегол. (Совсем тихо). А мне больше нравилось, когда мы с лесными друзьями прятались под крышами, возле труб отопительных. Автор. После этой встречи ещё сильнее загрустил Щегол. Он ничего не ел, не выглядывал в окно, чтобы видеть других птиц , которые на свободе летали?
- Как, по вашему мнению, может закончиться этот рассказ?
(Дети высказывают свои варианты)
- А теперь послушаем окончание этой истории. (Читает учитель окончание рассказа)
Наблюдал мальчик за птичкой, и ему стало очень жаль её. Понял мальчик, что Щеглу нужно жить на свободе……..
4. Работа по вопросам учителя. - Почему мальчику стало радостно на душе? – Что произошло бы с птичкой, если бы он её не выпустил? – Что произойдёт с цветком, когда его сорвёшь? – Что произойдёт с жучком, которого поймаешь?
5. Чтения стихотворений – обращение ко всем собравшимся.
Живи, добро твори,- Наград за это не ищи, Только в добро и правду вера Человека отличает от обезьяны и зверя, Пусть эта истина стара: Человек начинается с добра,
Будьте же, друзья, добры И внимательны друг к другу, Торопитесь оказать, если нужно, Помощь другу, не скупитесь на слова, Если ждут поддержки вашей, Будьте вежливы – и жизнь Станет лучше, станет краше.
Спасёт мир красоту, - Всегда так говорили. Теперь спасёт мир лишь доброта, Ведь красоты одной уж слишком мало, Ведь столько во вселенной зла!
Все люди на земле! Скорее добро творите, Чтоб не погибнуть нам в пучине зла, Чтоб каждый мог средь красоты прожить В царстве справедливости, добра.
VII. Итог урока
1.Рефлексия.
- Возьмите каждый своё солнышко, улыбнитесь ему так, как оно улыбается вам. Будьте добрыми, внимательными, искренними, честными всегда. Пусть солнышко будет постоянно сиять в ваших сердцах, и этим самым учит вас быть доброжелательными, вежливыми, дарите тепло и ласку окружающим, и тогда станет больше солнца в мире, больше счастливых людей, более радостной станет жизнь.
2. Домашнее задание.
- Попробуйте дома составить стихотворение о человеке, похожем на солнышко.
Список литературы.
1. Тексты В.Сухомлинского для чтения
* « А сердце тебе ничего не сказало?»
* «История одного Щегла»
2. Игровые и обучающие занятия с детьми 7-9 лет. автор Л.В. Мищенкова . Издательство Академия развития 2009 г.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия "А ну-ка, мальчики!" для начальной школы Развлекательная программа ко Дню смеха 1 апреля в начальной школе Развивающая игра для детей подготовительной группы детского сада Игра - викторина по сказкам для 1 - 2 классаПохожие статьи:
Игра – викторина в начальной школе по сказкам Андерсена
Участник №82 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 31 марта 2015 года
← Выпускной в начальной школе - 4 класс. Сценарий | Причины изолированности младших школьников в группе сверстников →
Автор: Лилия Рустемовна Асанова
Опубликовано: 3527 дней назад (27 марта 2015)
Просмотров: 4076
Рубрика: конспект урока
|
+8↑ Голосов: 8 |
Комментарии (13)
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|