Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект ОД по чтению художественной литературы в старшей группе ДОУ

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками по чтению художественной литературы: "Башкирская народная сказка"Сарбай"
Образовательная ситуация с дошкольниками.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Тема: Башкирская народная сказка «Сарбай».
Цель:
1. Познакомить с башкирской народной сказкой «Сарбай»;
Задачи:
1. Формировать опыт самостоятельной фиксации затруднения;
2. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения на основе рефлексивного метода;
3. Актуализировать знания детей о дружбе, совершенствовать умение детей понимать переносное значение образных выражений;
4. Развивать слуховое восприятие, литературную речь, образное мышление, воображение, память детей;
5. Воспитывать интерес к башкирскому народному творчеству, чувства доброты, дружелюбия.
Дидактические материалы: иллюстрации к сказкам «Айога», «Мышка Вострохвостик», «Лиса и волк», «Сарбай», книга башкирских народных сказок, «Цветок дружбы».
Предварительная работа: чтение произведений о дружбе, проведение словарной работы - в почете, жать, жатва, в арбе, с неистовым, припеваючи.
Краткая аннотация к работе: Художественные произведения для детей 5-6 лет подбираются таким образом, чтобы удовлетворять познавательные потребности, познакомить детей с разными сторонами окружающей их жизни: миром природы, человеческих отношений, миром собственных переживаний. Существенно разнообразятся сказки: появляются волшебные, поучительные бытовые, сказки разных народов, которые часто имеют похожий сюжет, но при этом несут на себе отпечаток национальных культур.
Ход образовательной ситуации:
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи:
1)Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, у вас есть друзья?
- Расскажите, как вы дружите.
- Ребята, недавно у Буратино был день рождения и Мальвина подарила ему волшебный цветок дружбы. Но недавно Буратино увидел, что все лепестки с волшебного цветка опали. (На коврике лежат разноцветные лепесточки) А перед этим она обиделась на Буратино и сказала: «Друг познается в беде». Но Буратино ничего не понял и просит вас помочь понять, что же означает эта пословица и почему обиделась его подруга?
- Ребята, хотите помочь? Сможете?
2.Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) Актуализировать знания детей о дружбе;
2) Совершенствовать умение детей понимать переносное значение образных выражений;
3) Развивать мышление, речь, коммуникативные качества.
- Ребята, расскажите Буратино, каким должен быть настоящий друг?
Дети поднимают лепесточки и высказывают свои предположения:
- Настоящий друг не обзывает своего друга, не обижает.
- Помогает другу в беде, делится игрушками.
- Не обманывает друга, всегда с другом честен.
- Настоящий друг верный, надёжный.
- Он умеет признать свои ошибки и помириться с другом.
- Всегда внимателен к своему другу.
- Настоящий друг умеет уступать своему другу.
Дети из лепесточков собирают цветочек.
- Вот и ожил цветочек у Буратино, теперь он понял свою ошибку.
-Что должен сделать Буратино, чтоб Мальвина его простила? (Буратино должен извиниться)
- Но нам еще нужно помочь ему понять значение пословицы «Друг познается в беде».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Воспитатель, выслушав мнения детей обобщает: «Не каждый знакомый может быть настоящим другом, а только тот, кто помогает тебе в трудную минуту, защищает, помогает решить проблему»
3.Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1)Формировать опыт самостоятельной фиксации затруднения, понимания его причин и опыт целеполагания;
2)Формировать умение связывать значение пословицы с содержанием сказок;
3)Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.
Игра «К какой сказке подходит?»
- Мы с вами прочитали много различных сказок, давайте рассмотрим иллюстрации и подумаем, к сюжету какой сказки подходит эта пословица.
Воспитатель показывает иллюстрации к сказкам: нанайская народная сказки «Айога», чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик», русская народная сказка «Лиса и волк», башкирская народная сказка «Сарбай».
Дети рассматривают иллюстрации, говорят свое мнение о том, что эти сказки не про дружбу и данная пословица не подходит по смыслу к этим сказкам. Последняя иллюстрация не знакома, вызывает затруднение.
- Вы знаете из какой сказки эта иллюстрация?(Нет)
- Почему не знаете? (Мы не читали эту сказку)
- Ребята, Буратино тоже не знает эту сказку.
- Смогли мы помочь Буратино узнать, подходит пословица к этому произведению? (Нет)
- Что нужно сделать, когда что-то не знаешь, но хочешь узнать?
( Спросить у кого-то, прочитать и т.д.)
- Я буду читать, а вы внимательно слушайте и подумайте, о чем эта сказка и подходит ли пословица «Друг познается в беде» к содержанию этой сказки.
4.Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1)Формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода
2)Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы.
3)Развивать слуховое восприятие.
Дети садятся на стульчики. На доске выставлены иллюстрации к башкирской народной сказке «Сарбай».
Воспитатель знакомит детей с башкирской народной сказкой «Сарбай».
Работа над содержанием текста по вопросам:
- Как вы думаете, подходит пословица «Друг познается в беде» к содержанию этой сказки? (Да)
- Кто из героев настоящий друг? (Собака Сарбай)
- Почему? (Потому что Сарбай спас ребенка от волка)
- Что предложил собаке волк? (Что волк утащит ребенка, а хозяева будут любить Сарбая как раньше)
- Как вы думаете, правильно ли поступил Сарбай?
5.Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1)Формировать умение осмысливать идею произведения;
2)Развивать диалогическую и монологическую речь, мышление, память.
Физминутка: «Буратино»
- Ребята, поиграем с Буратино.
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)
- Ребята, а какие произведения вам знакомы, где так же поднимается тема «Друг познается в беде»? ( «Лев и собачка», «Два товарища», «Кот, петух и лиса», « Петух и бобовое зернышко»)
Дети высказывают свое мнение.
6.Осмысление.
Дидактические задачи:
1.Формировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, позволяющие его достичь.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, кому мы сегодня помогали? (Буратино)
- Какая новая сказка вам помогла раскрыть смысл пословицы «Друг познается в беде»?
- Молодцы, ребята! Буратино очень благодарен за вашу помощь.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект ОД в старшей группе с презентацией Конспект ОД для детей старшей группы по направлению: Нравственно патриотическое воспитание Конспект образовательной деятельности в старшей группе: Птицы зимой Конспект ОД в старшей группе. Птицы зимой
Консультация для педагогов детского сада «Моделирование образовательных ситуаций при изучении ПДД» | Театрально-игровые технологии в детском саду
Опубликовано: 2094 дня назад (27 февраля 2019)
Просмотров: 3074
Рубрика: Публикация
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!