Конспект культурной практики «От волшебных звуков до весёлых ноток» с детьми подготовительной группы
Музыкальное занятие в подготовительной группе ДОУ
Цель: освоение нотной грамоты с использованием цветовой системы детьми старшего дошкольного возраста. Задачи:
1. Обучение основам музыкальной грамоты.
2. Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах по нотам; развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение различать высоту звуков, различать долгие и короткие звуки.
3. Способствовать развитию интереса к сочинительству, самостоятельности, творческой активности, коммуникативных навыков, умения работать в группах.
Методы и приемы: показ, художественное слово, беседа, просмотр видеоролика, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование, моделирование мелодии, «ритмической дорожки»
Предварительная работа: слушание музыкальных произведений, дидактические игры, работа с ритмическими формулами, игра на музыкальных инструментах.
Демонстрационный материал: «ритмическая дорожка», большие и маленькие кружки из цветной бумаги; «ноты», нотный стан, «лесенка», музыкальная шкатулка.
Раздаточный материал: музыкальные инструменты - ксилофоны, ноты разного цвета и размера, игровые поля с нотоносцем, цветные карандаши, листы с нотоносцем.
Оборудование: Ноутбук, проектор, музыкальный центр, фортепиано, детские музыкальные инструменты - ксилофоны.
Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, мои друзья,
Рада встречи с вами я!
Сегодня к нам пришли гости, давайте пожелаем им "Доброго дня" нашей песенкой.
Дети поют:
« Добрый день, добрый день, (1-2-3-4-5-6 ступени)
Нам здороваться не лень.( 5-4-3-2-1-1-1 ступени)
Этими словами (1-2-3-4-5-5 ступени)
Здороваемся с вами!»( 5-5-4-3-2-1-1 ступени)
Игровая мотивация «В гостях у феи Мелодики»
Музыкальный руководитель:
Ребята! Этот музыкальный зал – волшебный, а я - хозяйка этого замечательного зала. Зовут меня фея Мелодика. Я очень люблю играть со звуками. А играть со звуками – это значит петь, сочинять музыку и играть её на музыкальных инструментах. Сегодня утром я получила видеописьмо. Его прислал мне мой помощник Доноткин. Давайте просмотрим его вместе.
Проблемная ситуация «Где спрятались ноты?».
Просмотр одноимённого видеописьма.
Доноткин: «Привет, ребята!!! Я - Доноткин – великий музыкант и композитор из страны Звуколяндии! Я хотел сочинить новую мелодию для королевы Музыки. Но все нотки спрятались от меня, а без них в музыке нельзя. Прошу вас помогите мне сочинить красивую мелодию! С огромным приветом ваш Доноткин».
Музыкальный руководитель:
Ребята, давайте поможем Доноткину. Но прежде чем мы с вами это сделаем, вы должны знать, что сочинять музыку – это волшебство. И вы во всём убедитесь! Поэтому я с удовольствием посвящаю вас в помощники феи Мелодики с помощью волшебного ключа. Дотрагиваюсь до каждого и пропеваю имя каждого.
Давайте сочинять!!! А я вам буду помогать. Но прежде, чем приступить к работе, скажите, что нужно, для того, чтобы получилась мелодия? Дети отвечают: звуки, ноты.
Ситуативный разговор «Что такое нота?»
Музыкальный руководитель: Правильно ноты.
Что такое нота? Это знак.
В музыке без нот нельзя никак.
От того, как нотки станут в ряд,
Песенки по-разному звучат
Л. Малахова.
И нам с вами предстоит их отыскать.
А какие мы с вами знаем ноты? Сколько их? А вы знаете, что число семь символично
- семь цветов радуги;
- семь дней в неделе;
- семь нот на нотном стане.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Этих нот всего лишь семь, но они составляют такое разнообразие музыки, которое вы сейчас услышите.
Восприятие музыки «Поппури»
Музыкальный руководитель: Вот видите, какой разной бывает музыка. Без нот не будет звучать ни грустная мелодия, ни веселая. Какая звучала музыка? Дети отвечают.
А где живут ноты? Дети отвечают.
Давайте заглянем на нотоносец, вдруг озорные нотки уже вернулись домой. Показываю пустой нотоносец. Да, он действительно пуст: ноты всё ещё где-то прячутся.
Игровая ситуация «Необычное в обычном»
Музыкальный руководитель: Мне кажется, что они не могли просто так исчезнуть, наверняка оставили нам подсказки. Давайте внимательно посмотрим вокруг себя. Вы ничего не замечаете необычного? Обращаю внимание на ритмическую дорожку, на которой выложен ритмический рисунок из маленьких и больших кружков. Ребята, посмотрите какая замечательная дорожка. Что на ней необычного? Дети отвечают: Разные кружки. А как вы думаете, как эти кружки связаны со звуками? Дети: Они означают долгие и короткие звуки. А давайте вспомним, как мы называем долгие звуки? Дети: ТА. А короткие? Дети: ТИ.
Игра «Создаём ритмы» (с использованием моделей звуков разной длительности).
Музыкальный руководитель: Давайте поиграем на этой дорожке. (имя ребенка) прыгает и проговаривает ритмический рисунок, а мы проговариваем вместе и хлопаем в ладошки.
- А теперь давайте (имя ребенка) изменит дорожку, (имя ребенка) пропрыгает и проговорит, а мы вместе проговорим и прохлопаем. Дети проговаривают, а желающий ребенок прыгает ритмично по кружкам.
Игра «Лесенка» (развитие звуковысотного слуха).
Музыкальный руководитель: Вот видите, мы с вами вместе творим волшебство: создаём удивительные ритмы. Молодцы! Но наша с вами задача какая? Ответы детей.
Обращаю внимание детей на лесенку, стоящую на пианино и торчащие из-под крышки картинки с лесенкой (нарисованы внизу – медведь, вверху – птичка).
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, что бы это значило: лесенка и эти необычные рисунки? Предположения детей. Правильно, мелодия может двигаться вверх и вниз: от высоких звуков к низким и наоборот. Давайте споём песенку «Лесенка», показывая направление мелодии ладошкой. Поют Песенку "Лесенка".
Сюрпризный момент «Музыкальная шкатулка».
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, крышка пианино открыта, может заглянем под неё, может там тоже оставили нам подсказку. Ребята, посмотрите, тут какая-то маленькая коробочка! Вам нравится?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель:
Подойдите и рассмотрите её. А как вы думаете, это простая коробочка или нет?
Дети: Нет. Это музыкальная шкатулка.
Музыкальный руководитель:
Правильно, это музыкальная шкатулка. Давайте её заведём. Кто мне поможет? Желающего ребёнка выбрать. Какая легкая музыка звучит!
Давайте откроем её и посмотрим, что же там внутри! (Достаю бесцветные нотки)
Музыкальный руководитель:
Смотрите, ребята? Это ноты. Вот куда они спрятались от нашего Доноткина.
Давайте вспомним названия нот, для этого повторяйте вместе со мной фразу: «Семь названий знаем мы – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си».
Обратите внимание, ноты все одинаковые. Они совсем не отличаются друг от друга. Как же мы узнаем, где какая нота? Что нам делать? Предположения детей.
Музыкальный руководитель: А я предлагаю раскрасить нотки в цвета радуги. Для этого положим нотки в шкатулку и я произнесу волшебное заклинание… А знаете что? Давайте творить волшебство вместе! Повторяйте за мной! Произносят заклинание – «Фокус-покус, тра-ля-ля, раскрасим ноты без труда»
Колдуем, и я показываю разноцветные ноты из шкатулки (в шкатулке двойное дно).
Моделирование «Здесь живут ноты»
Музыкальный руководитель: А сейчас предлагаю вернуть озорные нотки на нотоносец. Выстроим их по цветам радуги, давайте их вспомним.
Проговаривают цвета радуги в нужном порядке, а затем по очереди выстраивают на нотоносце ноты.
Нотка До – очень важная, носит шляпку и красное платьице.
Нотка Ре – самая решительная нотка в оранжевом платьице.
Нотка Ми – миленькая нотка, подружка солнышка в жёлтом наряде.
Нока Фа – фантастичная нотка в зелёном платьице.
Нотка Соль – легкая как небо, поэтому у неё небесный наряд.
Нотка Ля – певучая нотка, ей к лицу синее платьице.
Нотка Си – симпатичная в фиолетовом платье.
Ребята, вы настоящие волшебники! И мне кажется, что совсем скоро мы услышим волшебную мелодию, а наш друг Доноткин будет очень доволен.
Подвижная игра «Построй звукоряд».
Вот теперь, когда все нотки в красивых нарядах вернулись в свой дом. Давайте с ними поиграем. У меня есть вот такие большие цветные ноты. Наша с вами задача расположить их по порядку. Дети под весёлую музыку двигаются, а с окончание музыки выстраиваются в нужном порядке.
Музыкальный руководитель: Вот видите, мы с вами вместе творим волшебство: создаём удивительные ритмы, раскрашиваем ноты. Но мы совсем забыли просьбу Доноткина: нам нужно сочинить мелодию. Нотки отыскали, подружились с ними, теперь давайте сочинять! Для этого мы с вами разделимся на группы и займём место у своего игрового поля, на котором располагается нотный стан и разноцветные нотки разной величины.
Разделить на три подгруппы. Каждая группа детей сочиняет свою мелодию.
Продуктивная, творческая самостоятельная деятельность «Мы – композиторы и весёлые музыканты».
Дети выстраивают на игровом поле из разноцветных ноток разной величины свои мелодии и зарисовывают их на нотоносец, нарисованный на бумаге. Эти нотоносцы вывешивают на магнитной доске. А затем проигрывают на любом музыкальном инструменте получившуюся мелодию.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Мы с вами очень постарались, и у вас получились замечательные мелодии. Я уверена, что Доноткину тоже очень понравится, когда я отправлю ему ваши записи.
Заключительная часть «Подарок на память».
Музыкальный руководитель: Ребята, вы были замечательными учениками. Спасибо вам!
Все сегодня отличились, каждый, каждый - молодец.
А теперь пора прощаться, путешествию конец.
На память о нашей встрече я хотела бы вручить вам музыкальные раскраски. Обязательно верьте в чудеса! До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Музыкальное занятие в старшей группе с элементами ТРИЗ: Времена года Эссе музыкального руководителя ДОУ Конспект доминантного музыкального занятия в подготовительной группе детского сада Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста в детском садуПохожие статьи:
← Сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в детском саду | Сценарий развлекательной программы для школьников →
Автор: Ирина Владимировна Есакова
Опубликовано: 2846 дней назад (5 февраля 2017)
Просмотров: 3279
Блог: Блог Ирины Есаковой
Рубрика: Конспекты музыкальной деятельности
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!