Методические рекомендации по постановке танца
Из опыта работы педагога дополнительного образования. Методические рекомендации по постановке танца
В моей хореографической практике, самым интересным для меня является постановка нового танца, рождение, вдохновение, первое движение.В базовом понимании хореографа существует три составляющих проекта.
Первое – музыка. Услышав музыкальный трек, мы наполовину сделали уже готовый проект. Можно сразу увидеть какой-то образ для танца. Но это не главная составляющая. Идея изначально может прийти без музыки, совершенно случайно.
Следующее - это образ. Если у вас есть картинка в голове, задумка, примерно как должно это выглядеть, в каком костюме, в стиле, либо история, какую хотели вы донести до зрителя. Возможно, это и есть та идея, чтобы потом в дальнейшем уже специально искать музыку. И потом подбирать движения, просто взяв придуманную картинку.
Третий путь возникновения хореографической идеи или вдохновения - движение. То с чего возможно некоторые хореографы даже начинают, то есть у них есть определенная база движений. Даже если это будет немного, но знаете с чем работать, что хотите делать. И уже по движениям подбираете музыку. Примерно, в каком стиле, и в каком темпе будут движения, подбираете музыкальный ряд под ваш образ.
А есть ещё четвёртая составляющая, про которое мы забываем это – танцоры. Они должны быть на первом месте, потому что прежде чем начать что-либо ставить, надо понимать с кем будете танцевать. Какой физический уровень подготовки танцоров, сколько дети могут выдержать, какой их уровень начинающий или продолжающий. Всё нужно продумать заранее. В общем, сначала думайте о том с кем вам танцевать и упростите себе подготовку танца.
Вы тогда упростите себе очень много задач и в плане техники. Как только у вас появляется одна из идей, появляются исполнители. А дальше у вас находится музыка, образ, либо вы придумали комбинацию движений. Потом начинаете работать с этим одновременно. Очень часто хореографы делают ошибку, выбрав музыку, и работают только над движением. А потом с образом. Надо постараться делать это одновременно, распределяя по времени подготовки. То есть сделали блок танца, и примерно с образом и воображением создаётся костюм. Не обязательно шить прямо сейчас, хотя бы держать в голове задумку. Были случаи, что мы придумали танец и подготовили к выступлению. Потом надели костюмы и просто невозможно делать движения. Мы перешиваем костюмы. Если времени нет, переделываем танец. На переделку тоже нужно время. В общем, можно попасть в такую западню, не успев отработать танцевальную композицию, не будет синхронна. И к выступлению у танцоров номер не готов. Продумываете всё заранее.
Приступая к работе, необходимо обратить внимание на этапы постановки. Есть пять основных частей танца: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Экспозиция - это введение в действие. Она должна быть ясной и доходчивой. Зритель по музыке, костюму, движению знакомится с действующими лицами, сольный или массовый. Становится понятным жанр - это народно-характерный, классический, фольклорный, исторический, бальный или современный, сюжетный.
Следующее - завязка. Название этой части говорит о том, что здесь завязывается действие: яркое или незаметное. В развитии сюжета вложены первые шаги, которые впоследствии приведут к кульминации. Исполнители делают более сложные движения, в определенном геометрическом направлении (линии, круг, диагональ), проявляя интерес к развитию действия - следующей ступени перед кульминацией, с сильным нарастанием в сложности движений. Это смена темпа, ритма, динамики в рисунке, пластическом единстве, органическом сочетании. Определяется замысел и содержание хореографического произведения.
Кульминация, как и завязка, может быть яркой, впечатляющей или же бледной, робкой. Кульминация - это наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения, включая трюки, позы в соответствующих ракурсах, жесты, мимика, в логическом построении приводит к вершине.
Развязка должна быть подготовлена всем ходом танцевального действия к завершению танца. Это идейно-нравственный итог сочинения, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на сцене. Итог всего хода действия завершает мысли и ставит точку.
Про ошибки
Проблема, с какой часто сталкиваются, это недостаточно знания танцевального слова, либо очень слабая база движений, которой обладает хореограф. Хотя постановка танца - это не только количество движений, но и само погружение танцоров в образ. Вы можете поставить хореографию из пары движений или очень красиво ходить по сцене, и это будет потрясающе. Поэтому играйте не только с количеством, но и с качеством. Мы делали практику, то есть создавали из трёх-четырёх движений, которые знаем, целый танец. И получалось великолепная композиция. Попробуйте с минимальным блоком движений что-то придумать. Например, перемещение, перестроение, маленькое изменение в деталях блока, делать по очереди, вперемешку. Очень много инструментов, атрибутики для простых элементов в танцевальной комбинации. Может получиться очень красиво и не однообразно.
Создавая, не забывайте, как будет выглядеть танец в плоскости на ровной сцене, что увидит зритель.
Другая сторона медали и другая ошибка, это когда вы делаете столько комбинаций движений, виртуозные связки. Танцоры стоят на одном месте, без поворотов, лицом в зал, а танцуют сложнейшие трюки. То есть всего много, но танец воспринимается зрителем тяжело. Хотя этому имеет место быть. Это может быть интересным, если суметь раскрыть образ, актёрское мастерство и донести до зрительского зала. Это наша профессия выразить эмоцию через тело, через движение. Научить танцоров. И обязательно отработать каждый элемент синхронно. Показать сюжет танца с обновлением эмоций или в одном порыве. Сразу становится интересно смотреть: нескучно и гармонично. Сочиняйте групповую постановку. Пусть дети участвуют в создании танца. У них есть, что вам предложить.
Умение пользоваться грамотно постановкой композиции - один из самых трудных, сложных этапов в творчестве хореографа. Ведь ни один танец не может строиться по стандарту, каждая тема подсказывает свою особую форму воплощения. От вдохновения, изобретательности, опыта и мастерства зависит создание танца.
Рекомендуем посмотреть:
Применение игровых технологий на занятиях хореографией с детьми 6-8 лет Тестирование хореографических способностей детей Правильное питание для танцоровПохожие статьи:
0 Голосов: 0 |
Комментарии (1)
|
Спасибо) Очень полезно. |