Экологическая тропа в детском саду
Экологический проект в детском саду
В своей работе по экологическому воспитанию мы уделяем особую роль экологической тропе, так как она открывает окно в мир природы, формируя экологическую культуру у детей. Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые наши воспитанники получают на тропе, тесно связаны с программным материалом, они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.
На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Опыт показывает, что именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе помогает нам реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Для объективного восприятия тропы мы составили карту-схему тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов и рисунков-символов. Карта-схема содержит небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут.
Мы вместе с детьми выбрали «хозяина тропинки» — сказочного персонажа - Лесовичка, который даёт задания, и приглашает в гости, что делает увлекательнее знакомство с природой.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время мы посещаем различные точки. В младшей группе мы проводили занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. В этом помогали наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретали практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, бархатцев.
В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Мы ставим задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляем на занятиях в группе.
В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.
Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада.
Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей мы проводим наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии. Но необходимо помнить при этом об интегрированном подходе. На тропинке с детьми мы делимся своими впечатления об увиденном, затем это выражаем в разных видах деятельности.
Объекты для исследования
- Пень – жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник — стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов-«солдатиков», муравьев.
- Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабо видящие дети) — пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Еще знакомит с правилами общения с природой.
Дошкольники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные (чтобы их легче было заметить).
- Огород – место, где можно посадить овощи, ухаживать и наблюдать за их ростом.
- Яблоневый сад – место, где можно вести наблюдение круглый год, начиная с холодной зимы, весенним цветением, летним ростом плодов и осенним плодородием.
- Цветник – в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) — это тоже объект для наблюдения детей.
- Небольшой лесок – Деревья, типичные для данной местности деревья и кусты, что поможет показать детям многообразие растительного мира. Под березой или сосной в земле может быть муравейник. Позволяет увидеть наросты на стволах деревьев, а так же травянистые растения растущие возле детского сада.
Дети исследуют кору, ветки. Есть ли на дереве насекомые? Как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться как можно дольше живыми?
- Участок - особый интерес для дошкольников предоставляет участок для прогулок и игр, различных наблюдений и открытий.
Так же это место посещаемое птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники; просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов воробьи. Участок привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, в зной прячутся в тень под массивными ветвями деревьев.
Красота в природе - удел не только дальних стран. Если присмотреться, она окружает нас в саду, в лесу, на лугах и на полянах. Именно это необходимо привить в ребенке, чтобы он мог находить и любоваться ею самостоятельно.
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект в детском саду. Средняя группа Энциклопедия - одна из форм ознакомления дошкольников с миром природы родного края Музыкальное занятие в старшей группе на тему: Зима Развлечение в детском саду совместно с родителями. Знатоки природы
Автор: Гульшат Салаватовна Вафина
Опубликовано: 3324 дня назад (16 ноября 2015)
Просмотров: 10791
Рубрика: Экологическая тропа в детском саду.
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!