Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы «Колесо истории». Конспект
Конспект интеллектуальной игры для детей подготовительной группы «Колесо истории»
Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества.Задачи:
Образовательные: Расширять знания детей о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси , о силе и славе богатырей – защитников русской земли. Формировать патриотическую память.
Развивающие:Развивать быстроту реакции, психические процессы: мышление, память, воображение, внимание; развивать умение быстро и четко формулировать свой ответ.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории России и любовь к Родине, патриотические чувства. Вызвать желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины.
Интеграция образовательных областей: социально-личностное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая; познавательная; продуктивная; социально - коммуникативная; двигательная.
Билингвальный компонент: кольчуга, рубаха, шлем, князь, ров, град, береста, былина. названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук.
Предварительная работа: Чтение былин «Сказания о богатырях земли русской». Чтение героических сказок «Русские богатыри», «Добрыня Никитич и Змей - Горыныч», Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алеша Попович и Тугарин», «Никита Кожемяка». Показ презентаций для детей «Военные профессии в стихах и картинках», «Богатыри земли русской». Рассматривание картины М.В.Васнецова «Три богатыря». Дидактический материал: богатырское оружие, снаряжение, быт древней Руси. Коллективная аппликация «Богатыри». Раскраски «Защитники древней Руси»; беседа по военной тематике; рассматривание иллюстраций ко Дню 23 февраля.
Оборудование: Колесо с цифрами от 1 до 4, фишки, аудиозапись русской народной музыки, призы детям, картинки с изображением оружия, одежда для богатыря.
Методы и приемы:
Словесный метод.
Наглядный метод.
Игровой метод.
Стркуткра ООД:
1.Организационный момент.
2.Основная часть.
3. Физкультминутка.
4. Итог. Рефлексия деятельности
Ход игры.
1.Организационный момент. В группу входит воспитатель в костюме.Воспитатель.
Здравствуйте ребята! Я - Королева Историй. Я рады всех вас видеть. Я слышала, что вы любите и знаете Историю, и решила сама убедиться в этом. Вы любите играть?
Дети: Да!
Воспитатель.
Тогда я предлагаю поиграть в интеллектуальную игру «Колесо истории», в ней мы с вами прикоснемся к истокам, к тому времени, когда наше могучее ныне государство называлось - Русь.
Правила игры:
Колесо разделено на 4 частей и участников тоже 4 человека, У каждого свой цвет, все остальные ребята разделены также по цветам. Это нужно для того, чтобы знать, какая часть детей может помочь своему по цвету участнику. Будьте внимательны, раньше времени не подсказывайте. Победителей ждут сюрпризы.
2. Основная часть
Воспитатель.
Итак. Вопрос участнику для красной дорожки.
Кто были наши предки и как они жили?
Ребенок
Наши предки – это славяне. Жили они в поселках и все вместе – племенем, поодиночке они бы погибли.
Воспитатель.
Вопрос участнику для зеленой дорожки:
А) О каком городе на Древней Руси говорили «Мать градам русским» Почему?
Ребенок.
Так говорили о городе Киев. Он был сказочно красив, это первая столица земли русской.
Б) Какой город называли Великим господином и почему?
Ребенок:
Так называли Новгород. Он порождал своим богатством, кипучей деятельностью, большими, чистыми улицами. В этом городе правил не один человек, а собрания - «вече» городских жителей.
Воспитатель.
Следующая команда готова к ответу? Тогда вопрос для участников на желтой дорожке.
- В древней Руси никто не знал ни компаса, ни карты, а как узнавали названия городов? Назовите такие города.
Ребенок:
Название городам давали по природным признакам, такие были в этой местности. Если сосны растут на одном берегу реки, то это город Сосницы, а если на другом берегу рос камыш, то этот город называли Камышин и только потом у городов появились гербы.
Воспитатель.
Вопрос участнику на синей дорожке. -Кого называли князями, назовите имена? Ребенок:
Славяне жили родами, все были в родстве между собой. Главный среди родичей назывался князем. Были такие князья: князь Игорь, князь Владимир, княгиня Ольга.
Воспитатель.
И вопрос для всех участников. Чем и как защищались города Древней Руси от врагов?
Ребенок:
Насыпали огромный вал - земляная насыпь. Рыли глубокий ров -глубокая канава. Иногда наполняли водой. Строили Тыл - это заостренные бревна, поставленные плотно друг к другу. Засека - это поваленный лес. Эти сооружения строились вокруг городов.
Воспитатель:
Были на Руси праздники, посвященные главному Богу Славян, какие это праздники? Что было главным Божеством?
Ребенок:
Главным Божеством у славян было Солнце. Праздников, посвященных Солнцу, было два. Зимний - это Масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Делали чучело, водили хороводы вокруг него, а потом за кликами о весне его сжигали. Летний - это праздник, посвященный Солнцу - это Иван Купала. Ночью разжигали костры, прыгали через них. Плели из трав и цветов венки, которые потом бросали в воду, после все заканчивалось купанием.
Воспитатель:
Молодцы! Хорошо вы ответили. Ну, а теперь немного отдохнем.
3. Физкультминутка
(проговаривает текст воспитатель, а дети выполняют движения). Дружно встанем – раз, два, три – Мы теперь богатыри.
Дуйте, дуйте ветры в поле, - Плавное движение руками в стороны
Чтобы мельницы мололи - Круговые движения руками
Чтобы завтра из муки - Приподнимаются на носочки
Испекли нам пироги. - Кланяются.
Воспитатель.
Мы с вами отдохнули, но колесо истории вращается дальше, и мы переходим к следующим испытаниям. Вам будет помогать Ваша команда
Воспитатель.
Вопрос для команды красного цвета. - Назовите одно из блюд русской кухни в древней Руси? (Блины) Воспитатель.
Вопрос для команды на зеленой дорожке. - Кто был первым русским царем? (Иван Грозный)
Воспитатель. Вопрос для участника на желтой дорожке. - В Древней Руси не было бумаги, на чем писали? (На бересте! ) Воспитатель.
Вопрос для участника на синей дорожке. - Как в Древней Руси назывались стихи? (Былины!)
Воспитатель. Что такое былина?
Ребенок: Это особый жанр русского фольклора, это повествование о легендарных героических подвигах, совершаемых храбрыми, благородными богатырями.
Воспитатель. А теперь проведем викторину по русским былинам-старинам, которые мы с вами читали. (За каждый правильный ответ – ребенок получает фишку. В конце викторины подсчитывается количество фишек – определяется победитель викторины).
- Кто слагал Былины о богатырях? (Сказитель ) - Как сказитель рассказывал Былину? ( Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту).
- О каком богатыре в народе говорили – «Как одно на небе красно – солнышко, а один на Руси ( Илья Муромец) - Почему Илью назвали Муромцем? (Родом из Мурома). - Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили). - Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие) - Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца? ( (Сражение с Соловьем-разбойником) - Каких богатырей, помимо Ильи Муромца вы знаете? (Добрыня Никитича, Алеша Попович, Вольга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко, Василий Буслаев и другие).
- Кто из трех богатырей на картине М.В.Васнецова « Три богатыря» стоит в середине? (Илья Муромец - Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич) - Чем былина отличается от других литературных произведений? (Ответы детей. Былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.)
Воспитатель.
А теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический. (Д/И «Собери богатыря в дорогу» Из всех предложенных картинок вам нужно выбрать доспехи и оружие, которое может пригодиться богатырям в бою, но не просто выбрать, а назвать, почему вы выбрали именно это оружие).
(Звучит музыка)
Воспитатель.
Молодцы! Хорошо знаете былины и их главных героев. А теперь давайте вернемся в наше время.
- Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
- Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)
Воспитатель.
Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.
Вы хоть еще и маленькие, но можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить друзей, близких, не будете ссориться. Давайте, посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами - россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
4. Итог.
Воспитатель.
Все участники – молодцы! Все показали отличные знания истории нашей страны! Я получила огромное удовольствие, слушая ваши ответы и я очень рада.
Мы думали и веселились
И даже спорили слегка,
Но крепче подружиться
Нам помогла игра.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра
А дружба не кончается НИКОГДА!
И я хочу сделать вам подарки – раскраски о русских богатырях.
Список используемой литературы
1. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. /Мулько И. Ф. М. ТЦ «Сфера» 2004.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
3. «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы
5. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников /М.Д. Маханева. - М., 2009
6 Родные сказки / Шорыгина Т. А., - М., 2003.
7. Нравственно- патриотическое и духовное воспитание дошкольников./ Под ред. Н.В. Микляевой., - М., 2013
8. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007
9 Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы детского сада Сценарий интеллектуальной игры для детского сада. Подготовительная группа Конспект интеллектуального развлечения в подготовительной группе Сценарий интеллектуальной игры для подготовительной группы детского сада
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!