Беседа о Танце для школьников
ТАНЕЦ. История, традиции
ТАНЕЦ - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Первоисточник танца разнообразные движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно изменялись, преображались, подвергались художественному обобщению и это привело к возникновению искусства танца, являющегося одним из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл значение самостоятельного искусства. Созданные талантливыми представителями народа, танцы получали распространение, совершенствовались, обретали устойчивые формы. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, хореографический язык, пластичность выразительность, свои приёмы соотношения движения с музыкой. На этой основе стал формироваться профессиональный сценический танец. В профессиональном театральном искусстве танец достиг высокой степени развития и подвергся научной систематизации. Сложились различные танцевальные системы: европейский классический танец - основная система современного европейского балета. Наряду со сценическим танцем складывался бытовой и бальный танец, также обычно возникавший на основе народных танцев.
Являясь одним из видов искусства танец служит средством идейно-эмоционального воздействия. Совершенство танцевальных образов определяется их содержанием и формой. Искусство танца раскрывает духовный мир человека. Основные выразительные средства танца: гармоничность движения и позы, пластическая выразительность и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространств, рисунок, композиция. Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и в сочетании с другими выразительными средствами, прежде всего с мимикой. Средством его обогащения и конкретизации являются костюм, театральный реквизит. В балете танец обогащается выразительными средствами драматургии, что придаёт ему особую силу воздействия.
Применительно к европейскому сценическому танцу в искусствоведении установлены следующие положения: танец организован в пространстве и времени. Простейший элемент, составляющий основу танца,- телоположение (в классическом танце - позиции, позы). Переход из одного телоположения в другое, их смена образует движение. Простейшая форма танцевального движения - темп. В свою очередь, темпы складываются в па, которые образуют различные танцевальные сочетания. Организация Ттанца во времени подчинена законам определённой музыкальной системы. танец измеряется теми же длительностями, что и музыка.
Развитие европейского сценического танца представляет собой длительный и сложный процесс. Большое влияние на развитие танцевальной культуры Европы имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности. Танец занимал видное место в религиозных празднествах Ассирии, Египта , о чём свидетельствуют произведения письменности, скульптуры и живописи. В Древней Греции танец занимал значительное место в жизни народа, являясь не только частью культа (медленные торжественные танцы в честь Аполлона, экстатические вакхические пляски в честь Вакха и др.), но и средством воспитания ("пиррические" танцы - военные и атлетические танцы спартанских юношей, способствовавшие гармоничному развитию тела). Танец был разработан,систематизирован. Он являлся обязательной частью представлений греческих античных комедий и трагедий. В эпоху эллинизма (4-2 вв. до н. э.) появляются танцовщики-пантомимисты. В Древнем Риме (2-1 вв. до н. э.) происходило освоение эллинистических танцев, которые позднее во 2-5 вв. получил развитие в пантомиме. В эпоху средневековья танец подвергался гонениям со стороны духовенства, но развитие его продолжалось. Наряду с народными танцами существовали ранние формы сценических танцев, которые исполняли жонглеры, шпильманы, скоморохи. В дальнейшем происходит постепенная театрализация танцах. В странах Европы в средние века танец связан с народными и придворными празднествами (в Англии- мамминчс и дисгайзингс - "ряжения", в Италии - маскарады при дворах и др.). В 15-16 вв. исполняются сюжетные танцевальные сцены - морески, в сер. 16 - нач. 17 вв. т. н. бялло-фигурато (фигурные, изобразительные танцы). Создаются трактаты и учебники танцев.
В нач. 17 в. с появлением балетных спектаклей искусство танца усложняется, обогащается новой техникой. Деятельность Королевской Академии танца, созданной в 1661 во Франции, способствовала дальнейшей систематизации, разработке танца и определению его как системы художественного движения. Эта система получила впоследствии условное название "классического танца" (в конце 19 в.).
Накануне буржуазной революции во Франции происходит реформа балета, способствовавшая расширению технических и выразительных возможностей танца. Развитие музыкального театра способствует появлению новых структурных форм балета, который в эпоху Просвещения выделяется в самостоятельный вид искусства. В это время углубляется эмоционально-драматическое содержание танца. В балетах Ж. Ж. Новера, ф. Хильфердцнга, Г. Анджолини танец связан с пантомимой, что порождает форму действенного танцевального - па д'аксъон. Эта форма получает дальнейшее развитие в романтическом балете (нач. 19 в.), где происходит обогащение техники классического танца, возникают новые выразительные приёмы (женский танец на пальцах, прыжковая техника), создающие ощущение лёгкости, полёта. На протяжении 2-й пол. 19 в. идёт разработка нового виртуозного танцевального стиля, пальцевая техника становится средством создания бравурного танца, насыщенного эффектными трюками. Этому способствовало появление специальной обуви, дающей возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах.
В последней четверти 19 в. (70-х гг.), когда к созданию балета обращаются музыканты-симфонисты, в частности П. И. Чайковский, возникает тенденция к симфонизации танца (возникновение танцевальных лейтмотивов, согласованность танцевальных солистов и кордебалета и др.). Это находит выражение в отдельных сценах, постановочными балетмейстерами М. И. Петипа и Л. И. Ивановым. В нач. 20 в. происходит дальнейшее обогащение сценического танца. Ещё в 19 в. наряду с классическим танцем значительное, место занял характерный танец. Впоследствии интерес к народным танцам усиливается, его используют в своих балетах балетмейстеры М. М. Фокин, Л. Ф. Мясин, К. Я. Го-лейзовский, Ф. В. Лопухов. В то же время идёт процесс создания новых форм, разрушаются традиционные структурные каноны сценического танца (па-де-де, па-де-труа, гран па и другие.).
В начале 20 в. возникло новое направление в танцевальном искусстве, условно именуемое танцем модерн, пластичность или ритмо-пластичность танца. Оно включает элементы различных танцевальных школ, но противостоит классический танец. В своих истоках танец модерн связан с учением Ф. Дельсарта о пластике и с системой ритмичности воспитания Э. Жака-Далъкроза. Формированию танца модерн способствовало также искусство А. Дункан (импровизация, свободные движения, выражающие настроение, подсказанное музыкой). На протяжении 40-60-х гг. в странах Европы и США наблюдается процесс взаимодействия и взаимообогащения танца модерн и классического.
В это же время получает развитие эстрадный танец - небольшое хореографическое произведение, предназначенное для концертного исполнения. Отличительной чертой эстрадного танца является стремление исполнителей и постановщиков к внешней эффектности, виртуозности, лаконизму, остроте исполнения.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие для девочек к 8 марта, 4-7 класс. Сценарий Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 класса на тему: Семья Кадетский бал. Танцевальная композиция Сценарий отчетного концерта детских творческих коллективовПохожие статьи:
Сценарий внеклассного мероприятия: Наш край
Внеклассное мероприятие в школе «Карнавал дружбы»
Автор: Федорова Светлана
Опубликовано: 3547 дней назад (16 февраля 2015)
Просмотров: 7590
Рубрика: Беседы о хореографии.
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!