Конспект занятия ИЗО в старшей группе детского сада «Натюрморт с яблоками»
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе рисование сангиной с натуры «Натюрморт с яблоками»
Цель: формирование художественного творчества детей старшей группы в процессе рисования сангиной с натуры «Натюрморт с яблоками».Задачи:
Обучающие: Продолжать учить детей использовать в рисовании сангину. Закреплять знание детьми жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Продолжать учить изображать заданную композицию: блюдо с тремя яблоками.
Развивающие: Развивать умение обращать внимание на детали. Формировать эстетические чувства.
Воспитательные: Воспитывать интерес и бережное отношение к дарам природы.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке, просмотр презентации «Живопись». Дежурные по группе подготавливают рабочие места к рисованию: раскладывают клеёнки, салфетки, простые карандаши, ластики, бумагу для рисования.
Материалы и оборудование: макеты печки, яблони, репродукции картин художников (пейзаж, портрет, натюрморт), блюдо и три яблока, аудиозапись «Звуки природы: пение птиц»;
Для воспитателя: лист художественного картона, простой карандаш, палочка сангины, ластик, влажные салфетки;
Для детей: листы художественного картона, палочки сангины, простые карандаши, ластики, ватные палочки, влажные салфетки – по количеству детей.
Методы и приёмы работы:
Наглядные: показ репродукций картин, показ способов работы, показ ребёнком способов работы.
Словесные: стихи-загадки, рассказ, объяснение.
Практические: пальчиковая гимнастика, физминутка, самостоятельная деятельность.
Ход занятия:
1 часть. Организационная.Дети на ковре собирают пазлы «Живопись»
Входят гости. Дети здороваются. Гости проходят на места.
Входит Алёнушка:
- Ау, братец Иванушка! Отзовись!
Воспитатель: Здравствуй, Алёнушка! Откуда ты к нам? Что случилось?
Алёнушка: Здравствуйте, люди добрые! Братца я потеряла, Иванушкой его кличут. Убегали мы с ним от Бабы Яги, и он отстал от меня, когда молочную речку с кисельными берегами мы переходили.
Воспитатель: Ребята, как жаль Алёнушку! Поможем ей найти братца Иванушку?
Дети: поможем.
Воспитатель: Но для начала разогреем ручки.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, сказка!»
Солнце, дождик, приходите, (Сделать приглашающий жест сначала одной рукой, затем другой.)
Детям сказку приводите! (Похлопать в ладоши.)
А из тучи гром, гром (Постучать кулаками друг по дружке.)
Загоняет в дом, в дом. (Соединить руки над головой – «крыша».)
Покажись из тучи, солнце, (Поднять руки вверх, запястья соединить, сжимать и разжимать пальчики каждой руки попеременно.)
Загляни скорей в оконце, (Сложить ладошки перед лицом, затем раскрыть их и приставить к щекам – «глядим в оконце».)
Освети скорей светлицу, (Поднять руки вверх и развести в стороны, описывая дугу.)
Расскажи нам небылицу. (Левую руку выставить перед собой горизонтально, правую – вертикально, указательный палец правой руки приложить к правой щеке, покачать головой вправо и влево.)
Воспитатель: Вспомните сказку, ребята. Кто ещё помогал сестрице Алёнушке и братцу Иванушке от Бабы Яги прятаться?
Дети: Им помогала яблонька и печка.
Воспитатель: Хорошо, вспомнили. А вот и яблонька!
В группе созданы макеты печки и яблони. Проходят к яблоне. Возле яблони лежат яблоки и конверт.
Алёнушка: Ой, тут письмо.
Воспитатель: Интересно, что же в письме написано?
Алёнушка читает:
Сестрица моя, Алёнушка! Я отправился домой по короткой дорожке, к батюшке с матушкой. Только забыл я взять с собой яблок, что мне яблонька-защитница дала. Возьми эти яблоки и принеси нашим родителям.
Алёнушка: Не смогу я эти яблоки до дому донести! Путь мой не близкий, короткой дорожки я не знаю! Яблоки испортятся, а я не хочу огорчать батюшку и матушку! Что же мне делать?
Воспитатель: А ты, Алёнушка, нарисуй эти яблоки. Принесёшь свой рисунок родителям, покажешь, какие чудесные яблоки на яблоньке-защитнице растут!
Алёнушка: Только я не умею их рисовать! (плачет) Да и рисовать то нечем! Вот, только какие палочки у меня есть (достает из котомки палочки сангины)!
Воспитатель: Ребята, что это у Алёнушки в котомке?
Дети: …(сангина)
Воспитатель: Не плачь, Алёнушка! Мы с ребятами умеем рисовать сангиной! (обращается к детям) Поможем Алёнушке?
Дети: Да, мы рисовать умеем! И тебя научим!
Воспитатель: Давайте соберём яблоки на блюдо.
Алёнушка собирает яблоки и кладёт их на блюдо. Дети помогают ей.
Воспитатель: Посмотри, Алёнушка, у нас и бумага есть! А больше нам ничего и не понадобится.
Дети проходят на свои места.
2 часть. Теоретическая.
Воспитатель: ребята, давайте с вами вспомним, какие жанры живописи мы знаем. Алёнушка прочитает нам стихи-загадки, а вы отгадаете их.
Алёнушка читает стихотворение Александра Кушнера «О картинах»:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется… (Дети: пейзаж).
Воспитатель показывает репродукцию картины с пейзажем.
Воспитатель: Это пейзаж «Золотая осень» художника Исаака Левитана.
Алёнушка:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это… (Дети: натюрморт).
Воспитатель показывает репродукцию картины с натюрмортом.
Воспитатель: Это натюрморт «Цветы и фрукты» художника Ивана Хруцкого.
Алёнушка:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется… (Дети: портрет).
Воспитатель показывает репродукцию картины с портретом.
Воспитатель: Это портрет «Три богатыря» художника Виктора Васнецова.
Алёнушка: Молодцы, ребята, знаете!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Алёнушка положила на блюдо три яблока. Это наша композиция: яблоки на блюде. И мы, как настоящие художники, будем изображать эту композицию на бумаге. Картина какого жанра у нас получится?
Ответы детей…
Воспитатель: правильно, натюрморт. Давайте с вами посмотрим на предметы, которые находятся на блюде? Какой они формы, какого цвета, большие они или же маленькие?
Ответы детей (яблоки круглой формы, красного цвета, блестящие, большие).
Воспитатель: Давайте теперь вспомним и расскажем Алёнушке правила рисования сангиной.
Ответы детей…
Воспитатель: правильно, мелки сангины очень хрупкие, но рисовать ими очень легко. Они оставляют чёткий, яркий след. Линии мы рисуем гранью палочки сангины, а закрашиваем или делаем фон боковой стороной палочки. Если нам не нужен слишком яркий, нужен размытый цвет, мы можем растушевать сангину при помощи… (Дети: пальчика).
Воспитатель: Кто покажет нам, как растушевать сангину пальчиком.
Ребёнок рисует что-нибудь сангиной, растушёвывает.
Воспитатель: посмотрите, как получается у (имя), теперь предмет смотрится иначе! А если пальчики запачкались, мы можем использовать влажные салфетки.
Воспитатель: ребята, вспомните, как изображаются предметы в натюрморте?
Ответы детей…
Воспитатель: правильно, художники изображают предметы в натюрморте в центре картины, крупно. Нужно изобразить предметы именно так, как они располагаются в составленной композиции: количество предметов, их цвет, расположение нужно стараться передать в рисунке. Сначала делают набросок, то есть намечают, где будут располагаться предметы в натюрморте, какой они будут формы и размера. Сделать это можно… (Дети: простым карандашом). А уже затем добавляют цвет.
3 часть. Практическая.
Воспитатель: А пока сделаем паузу, немного подвигаемся. Вставайте все у своих мест.
Физминутка «Вот так яблоко!»
Вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс)
Руку протяните, (Протянули руки вперед)
Яблоко сорвите. (Руки вверх)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко! (Встали)
Оно (Руки в стороны)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс)
Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места. У меня есть специальная бумага для рисования сангиной, называется – художественный картон. Вы можете выбрать для себя нужный вам цвет бумаги. (Дети выбирают.) Теперь вы можете приступать к работе. Алёнушка, а ты посмотри, как ребята рисуют.
Звучит аудиозапись «Звуки природы: пение птиц». Дети рисуют. Сначала делают набросок простым карандашом, затем рисуют сангиной (кто-то сразу рисует сангиной), растушёвывают. Воспитатель и Алёнушка помогают затрудняющимся детям.
4 часть. Итоговая.
Когда дети закончили работу, воспитатель проводит рефлексию.
Воспитатель: ребята, теперь посмотрите внимательно на свои работы. Подумайте, всё ли у вас получилось? Посмотрите на нашу композицию, сравните, похож ли ваш рисунок и композиция? Довольны ли вы своей работой? Хочет ли кто-нибудь из вас что-то исправить в своей работе?
Ответы детей…
Воспитатель: давайте теперь подарим свои чудесные работы Алёнушке.
Дети отдают работы Алёнушке. Она прикрепляет их на доску.
Алёнушка: благодарю вас, ребята, за помощь. Теперь мне можно возвращаться домой! До свидания!
Воспитатель: До свидания, Алёнушка! И гостям нашим тоже скажем: до свидания! Спасибо за внимание!
Приложение
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока ИЗО в старшей группе Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы. Осень Конспект занятия по аппликации для детей старшей группы детского сада Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшей группы← Конспект занятия по аппликации для детей подготовительной группы. Квиллинг "Снежинки" | Викторина для детей подготовительной группы: Животные из красной книги →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!