Конспект коррекционного занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Автор: Пимонова Елена Владиславовна, учитель-дефектолог КОУ ВО «Борисоглебская специальная коррекционная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Описание материала: Предлагаю вниманию коллег конспект комплексного коррекционного занятия в 1 классе непосредственной образовательной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам развитие устной речи учащихся (предмет: развитие речи предметные уроки экскурсии) и понятие о величине (предмет: математика). Данный материал будет интересен педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз F- 70, F-71. Материал занятия направлен на формирование представления детей о величине, а также на развитие связной речи.
Предполагается, что на занятии присутствуют герои мультфильма «Паровозик из Ромашково»: паровозик, лесные жители, а так же Домовенок.
Цель: развитие представлений детей о заданной величине, формирование связной речи.
Общеучебные задачи: - закрепление знаний о понятиях выше-ниже; обогащение словаря;
- развитие умения общаться;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционные задачи: развивать у детей слуховое восприятие, внимание, приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения; развитие восприятия величины реальных объектов.
Форма занятия: коллективная.
Оборудование: макет паровозика; кукла, лесные жители (игрушечные животные), Домовенок, наборы кубиков по количеству детей; компьютер; звуковые записи.
Ход НОД
Звучит тихая мелодичная музыка, напоминающая щебет птиц. Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто нас дожидается в классе?
Дети: Наш друг Паровозик,
Учитель: Верно. По-моему, Паровозик приглашает нас в дорогу. Как вы считаете?
Дети: Да.
Учитель: Ну, тогда усаживайтесь поудобнее и начнем наше сегодняшнее путешествие.
Звучит стук колес паровоза. Учитель: Куда же это нас привез Паровозик? Да это же лесная полянка! Посмотрите, кто нас на ней встречает?
Педагог показывает куклу, игрушечных животных (все игрушки небольшие, но разные по высоте). Учитель: Давайте-ка с ними знакомиться. Сначала представитесь вы, а потом они представятся нам.
Проводится игра «Кого как зовут?» Материал. Кукла, игрушечные животные: мишка, заяц, лиса, волк и др.
Ход игры: Ребята садятся на ковре, по кругу, а в центре круга сидят игрушки. Педагог подходит к одному из детей и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет себя. Если он молчит, то взрослый помогает ему: "Тебя зовут Саша, Наташа?". Далее педагог просит назвать свои имена еще нескольких детей, а затем интересуется у 2- 3 детей, как зовут других ребят, дотрагиваясь при этом до плеча этих ребят. После этого педагог показывает куклу и говорит: "Эту куклу зовут Ирина. Как ее зовут?" Дети отвечают.
"А это кто?" - спрашивает педагог, показывая на волка. "Волк" – отвечают дети. "Этого волка зовут Иван". Дети повторяют кличку волка, и аналогичная работа проводится с другими игрушками. Дети повторяют за педагогом.
Педагогу необходимо следить, чтобы дети четко и внятно называли свои имена, имена других детей, куклы, клички животных.
Если в группе есть не говорящие дети, то они тоже принимают пассивное участие в игре. Педагог постоянно тактильно контактирует с ними, что бы те ощущали причастность к происходящему.
Учитель: Молодцы! Как хорошо, что мы все теперь знакомы. Пришло время и отдохнуть.
Физминутка. Звучит негромкая музыка
Учитель: Ребята, на нашу лесную полянку налетел ветерок.
Дети повторяют за учителем плавные движения с поднятыми руками, имитирующие качающиеся деревья
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер, тише, тише, тише…
Деревцо все выше, выше!
Движение повторяется несколько раз. Учитель: Сморите, сколько у нас сегодня появилось новых друзей, с которыми мы познакомились на лесной полянке. Я предлагаю вам каждому взять себе одного нового друга (лучше, если педагог сам раздаст каждому ребенку в руки по игрушке).
Учитель: Молодцы! А теперь подойдите к своим партам, на них у вас лежат наборы кубиков. Я предлагаю вам построить башенки высотой с вашего нового друга. Вот так.
(Педагог показывает образец). Проводится игра «Построим башенки». Материал: наборы кубиков по количеству детей, по два набора на парту. Фигурки животных.
Ход игры: Дети вместе с учителем строят из кубиков башенки по две на каждой парте высотой с выбранную игрушку. Когда башенки построены, педагог предлагает сравнить их по высоте: какая выше, какая ниже или одинаковые. Игру необходимо повторить несколько раз с разными игрушками, чтобы на каждой парте получались разные комбинации для того, чтобы все могли наблюдать и сравнивать высоту башенок.
Учитель: Молодцы! А теперь складываем кубики в коробки.
(В это время учитель собирает фигурки животных). Учитель: Вам понравилось на лесной полянке?
Дети: Да!
Учитель: Приедем сюда еще?
Дети: Да!
Учитель: Отлично, я рада, что вам понравилось. А теперь пора в обратный путь. Усаживаемся поудобнее и отправляемся в обратный путь.
Снова звучит стук колес. Учитель: Ну, вот мы и дома. Сморите, кто нас встречает! Наш дружок Домовенок, который живет в нашем классе. Он очень нас ждал и соскучился, а еще ему очень интересно, где мы с вами побывали и что там делали. Настала пора рассказать Домовенку о том, что с нами произошло.
Подводится итог занятия, на котором дети по наводящим вопросам учителя рассказывают о том, что делали на занятии. Литература Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом
Автор: Максаков А. И., Тумакова Г. А. Москва: Просвещение, 1983 г.
Рекомендуем посмотреть:
Коррекционное занятие по развитию речи для 3 класса на тему: Март
Коррекционное занятие по развитию речи для 3 класса. Растения весной
Конспект коррекционного занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для воспитанника младшего школьного возраста