Конспект комплексного дефектологического занятия с элементами театрализации «Путешествие с Красной Шапочкой»
Автор: Пимонова Елена Владиславовна, учитель-дефектолог, КОУ ВО «Борисоглебская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Описание материала: Предлагаю вниманию коллег конспект комплексного дефектологического занятия в 5 классе для детей с ЗПР и детей с умственной отсталостью. Занятие направлено на развитие личностной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка с особыми образовательными потребностями.
Цель: дать учащимся доступные знания, необходимые им в повседневной жизни, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи.
Коррекционные задачи: - формировать способность сохранять, перерабатывать, воспроизводить полученные знания и умения;
- развивать регулятивную, коммуникативную функции речи, обеспечивающие социализацию обучающихся в обществе;
- содействовать исправлению недостатков развития общей и мелкой моторики, совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
- формировать личностные положительные качества обучающихся (доброжелательность, терпимость, аккуратность).
Общеучебные задачи: -закрепление математических умений;
- закрепление знаний о лекарственных растениях, о видах городского транспорта;
- активизация и обогащение словаря детей через ответы на поставленные вопросы.
Предварительная работа: в течение нескольких занятий учитель с детьми на листе пенопласта из зеленых лоскутков методом торцевания делают имитацию лесной полянки и дорожку, которую засыпают песком.
Далее изготавливаются из картона и цветной бумаги несколько деревьев и лесной домик, на котором обязательно виден домофон.
Педагог на листе формата А3 рисует конверт. На нем прописаны только отдельные пункты адреса отправителя и адресата.
Оборудование: пакет на лоточке с оладьями, ценник с надписью «1 кг – 50 руб.»,10-и рублевые купюры, монеты по 5 рублей, фигурки двух охотников, бабушки, Красной Шапочки и волка, игрушечная карета или телега.
Ход занятия:
Учитель: Дорогие ребята, сегодня наше занятие будет не совсем обычным, а точнее совсем не обычным. Посмотрите на лесную полянку, которую мы с вами изготовили, мне кажется, что она ожила, а знаете, почему я так решила? Потому что сегодня я нашла на столе вот это.
(Демонстрация письма) Учитель: Сегодня волк принес письмо
Письмо было от бабушки
Просила та прислать скорей
Малины и оладушки.
Как вы думаете, кого это бабушка просит прислать ей малины и оладушки?
Дети: Свою внучку - Красную Шапочку.
Учитель: Как вы думаете, а почему бабушка не воспользовалась почтой?
Дети: Да потому что на почте его бы не приняли, так как конверт подписан не правильно.
Учитель: Молодцы! Заметили. А какие ошибки вы нашли? Перечислите их.
Дети: Индекс не указан на конверте; написан населенный пункт, но не указана улица и номер дома. Обратный адрес не указан.
Учитель: Отлично! Вы нашли все ошибки. А теперь давайте еще раз внимательно прочитаем письмо. Как вы думаете, зачем бабушки потребовалась малина, ведь она живет в лесу и наверняка у нее есть малина. Здесь что-то не так. Я думаю, что бабушка заболела. Как вы думаете, почему я так решила?
Дети: Малиновое варенье – это хорошее средство против простуды и гриппа. Это лекарственная ягода.
Учитель: Правильно, это очень хорошее лекарственное средство, а какие еще лекарственные растения вы знаете, и для чего они применяются.
Дети: Подорожник – хорошее кровеостанавливающее средство, календула – противовоспалительное средство, листья липы заваривают в чай и пьют, когда болеют простудой.
Учитель: Молодцы, значит, если кто-то заболеет, то вы сможете подсказать верное средство против болезни.
Как же быть, надо скорее вылечить бабушку, варенье-то у нас есть, а вот время на то, что бы испечь оладушки совсем не осталось, а как же быть, что же нам делать?
Дети: Надо пойти в магазин и купить оладушки.
Учитель: Верно, надо идти в магазин, а что берут с собой, когда собираются в магазин?
Дети: С собой берут деньги.
Учитель: Для чего нужны нам деньги?
Чтобы что-то покупать!
А для этого нам надо стоимость товара знать.
И так, в нашем волшебном магазине как раз есть оладушки. Посмотрите на ценник. Какова стоимость 1 килограмма оладушек?
Дети: Килограмм оладушек стоит 50 рублей.
Учитель: Я вам предлагаю из купюр и монет, которые у вас есть набрать нужное количество денег, чтобы купить оладушки. Отсчитываем нужную сумму и отправляемся к бабушке. Только вот если мы пойдем пешком, это будет очень долго, да и в лесу легко заблудиться, тогда мы не сможем помочь бабушке, да и сами потеряемся. Как же быть? Но, кажется, я знаю, кто нам сможет помочь. Как вы думаете, кто это?
(Демонстрируются фигурки охотников) Дети: Это охотники!
Учитель: Верно, охотники! Я думаю, они нам и помогут, наверняка у них есть транспорт, на котором они нас и довезут до бабушки. А вот и транспорт.
(Демонстрируется игрушечная карета) Учитель: Ну, вот, теперь мы можем отправиться в путешествие по лесу.
(В карету учитель помещает фигурки Красной Шапочки и двух охотников) Учитель: По сказочному лесу мы можем путешествовать и на карете, и на телеге, а на чем можно ездить в городе? Какие виды городского транспорта вы знаете?
Дети: Машина, автобус, трамвай, троллейбус, метро.
Учитель: Молодцы! Вы хорошо знаете все виды городского транспорта. Ой, смотрите, кто это с нами тоже решил поехать? Да это же волк!
(Демонстрируется фигурка волка). Учитель: Смотрите-ка, какой он сегодня добрый, принес нам письмо от бабушки. Наверное, он решил измениться. Возьмем его с собою?
Дети: Да.
(Фигурка волка тоже помещается в карету) Учитель: Ну, вот и хорошо, за разговором мы уже и доехали. Вот и домик бабушки.
(Учитель вынимает фигурки Красной Шапочки, двух охотников и волка из кареты и выставляет их около домик Бабушки) Учитель: Подошли все вместе к дому
Постучались было в дверь
Потолклись у домофона
Что же делать нам теперь?
Кто подскажет номер нужный?
Где, зачем и что нажать
Может сделать что-то нужно?
Нужно что-то здесь решать.
А решать нам надо вот что - эти примеры. Ребята, справимся?
Дети: Да!
(Каждому из детей раздаются листочки с примерами на сложение и вычитание в одно действие, в ответе у всех примеров получается одно и тоже число – 12) Учитель: Сколько у вас получилось в ответе?
Дети: Получилось 12.
Учитель: Я думаю, что это именно то число, которое нам надо. Но, как же, пользоваться домофоном? Вы знаете?
Дети: Да. Надо на щитке домофона набрать нужное число – и тогда дверь откроется.
Учитель: Правильно! Тогда вперед. Набираем нужное число и вот дверь открылась. Думаю, что мы успели вовремя.
(Демонстрируется фигурка бабушки) Учитель: А вот и бабушка, мы подоспели вовремя.
(Все фигурки выставляются около домика бабушки) Учитель: Мы с вами путешествовали по сказочному лесу с Красной Шапочкой, охотниками, волком, приехали к бабушке. Я вижу, что все герои этой сказки в сборе. Хочу у вас спросить, как же называется сказка, герои которой нас сегодня сопровождали в путешествии?
Дети: Сказка «Красная Шапочка».
Учитель: Конечно, совершенно правильно, эта сказка называется «Красная Шапочка», молодцы! Думаю, что малинового варенья и оладушек нам хватит на всех. Я предлагаю вам сейчас пересесть за обеденный стол и попить чай с малиновым вареньем и оладушками. Бабушке будет очень приятно с вами пообщаться. Вы ей расскажите о тех приключениях, которые с вами происходили во время путешествия.
(Дети по очереди рассказывают о том, где они побывали во время путешествия)
Рекомендуем посмотреть:
Формирование математических знаний у младших школьников коррекционной школы VIII вида
Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Дифференциация и индивидуализация обучения детей с ОВЗ в начальной школе как средство эффективности
Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВ