Дифференциация и индивидуализация обучения детей с ОВЗ в начальной школе как средство эффективности развития их потенциала
Статья по коррекционной педагогике "Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника с ОВЗ."
Автор: Пригорнева Татьяна Александровна, учитель начальных классов ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам, обучающим учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах по адаптированной программе, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.
Личностно - ориентированный подход - главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Умелое применение приёмов и способов внутренней и внешней дифференциации делает педагогический процесс природосообразным – в максимальной степени адекватным своеобразию индивидуальной природы личности учащегося и в значительной мере содействующим формированию его неповторимых черт и качеств.
Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. Учащиеся, собранные вместе только по возрастному принципу без учета их индивидуальных способностей не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Одни ученики с трудом усваивают программный материал, более сильные ученики вынуждены работать не в полную силу, так как быстро справляются с заданиями и им неинтересно, что ведет неуспеваемости. Задача - достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть достигнута только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.
Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по показателям интеллектуально – личностного роста ребёнка., т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выраженная в объединении учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.
При организации дифференцированного обучения я делила детей на три группы. Первая группа - это учащиеся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, работоспособности. Во вторую группу входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интересом. Третью группу составляют учащиеся с низким уровнем сформированности познавательного интереса и низким уровнем мотивации к учению, низкими показателями успеваемости по предмету.
Наибольших усилий требует работа с учащимися третьей группы. Учащиеся этой группы испытывают значительные трудности в усвоении программного материала. К этим учащимся осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Успешное продвижение этих детей требует иного темпа усвоения учебной программы, глубоко индивидуального подхода. Для П. М. и Ш. Д. по письму и развитию речи, для Ш. Д. по математике были разработаны мной индивидуальные планы обучения.
В своей работе использую разные способы дифференциации учебных заданий по уровню сложности (применение знаний и умений в новой незнакомой ситуации, осуществление сложных мыслительные действия), по объёму учебного материала (обусловлено разным темпом работы). Дифференцированный подход можно использовать на различных этапах урока. Так, например, по математике при объяснении нового материала при изучении сложения двузначного числа с двузначным (42+23) учащиеся первой группы сразу после объяснения не пользовались счетными палочками (пучки палочек и отдельные палочки), а производили вычисления, опираясь только на запись примера. Ученики второй группы соединяли одной дугой десятки слагаемых, а другой дугой – единицы. Учащиеся третьей группы несколько уроков перекладывали палочки, а затем рисовали дуги.
Наиболее широко дифференцированный подход использую во время самостоятельных работ, выполнения заданий на закрепление изученного материала: варьирирую объем заданий, степень сложности и различные виды помощи. Например, объясняю на образце решение примеров со скобками. Ученики первой группы далее работают самостоятельно, ученики второй группы по одному примеру прорешивают с объяснением у доски, далее работают самостоятельно, ученики третьей группы несколько уроков решают с подробным объяснением.
Часто в самостоятельных работах давала задания для обязательного выполнения и задания дополнительного характера, для учащихся первой и второй групп.
На уроках применяла систематически карточки с разноуровневыми заданиями (обозначены разными цветами).
В ходе изучения геометрического материала также варьирировала задания в зависимости от темы урока. Задание для всех: построить отрезок длиной 5 см, учащимся второй группы - ниже построить отрезок на 2 см длинее, учащимся третьей группы - ниже построить отрезок в 2 раза длинее первого. Давала разноуровневые домашние задания.
На уроках письма и развития речи также осуществляла дифференцированный подход. Например, при изучении темы «Однокоренные слова» задание: выделить корень в однокоренных словах: гриб, грибной, грибники. Учащимся второй группы- составить предложение с одним из данных однокоренных слов. Учащимся третьей группы - составить предложение с одним из данных однокоренных слов и выделить главные члены предложения.
Задание: списать текст, вставить пропущенные буквы. Второй группе- подчеркнуть в тексте предлоги, третьей группе -подчеркнуть слова, обозначающие действие предметов.
Тема « Звонкие и глухие согласные». Задание- вставить пропущенные буквы в словах. Учащимся второй группы - записать проверочные слова. Учащимся первой группы – выписать только слова со звонкими согласными.
Дифференцированный подход позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию на « зону ближайшего развития» каждого школьника, что в свою очередь, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого школьника, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки. Дифференциация содержания учебного материала осуществляется по уровню трудности. При дифференциации обучения удачными являются следующие условия учебно – познавательной деятельности учащихся:
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
- сотрудничество учителя и ученика;
-гарантирование ученику право на повышение оценки;
- поощрение ученика;
- самооценка строится на основании реального осознания своих успехов и возможностей,
- чувства ответственности, товарищества,
- положительной мотивации к учебной деятельности. Учащиеся второй и третьей группы старались выполнить задания, которые давались ученикам первой группы, результата этой работы положительный (отражено в таблицах №1 и №2). Это повысило успеваемость в классе.
Дифференциация и индивидуализация обучения позволяет более эффективно строить образовательный процесс на основе личностно – ориентированного подхода и повышать качество образования.
Литература.
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В.В. Воронковой. Москва, 1994.
2. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга», 2004.
3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва, 1994.
4. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик, 1996
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Москва, 1986.
6. Перова М.П. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вид: учеб. для студ. дефект. фак. педвуз.-4-е изд., перераб. – М.: Гуманист.изд. центр ВЛАДОС, 2001. -408с.: ил. –(коррекционная педагогика).
7. Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике. Москва, «Просвещение», 1996.
8. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. Москва, «Просвещение», 1969.
9. Гоголева В.Г. Задачи, тренировочные упражнения и проблемные ситуации, предлагаемые учащимся коррекционной школы на уроках математики //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. —2002. —№5. —С. 42- 48.
Рекомендуем посмотреть:
Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей Формирование математических знаний у младших школьников коррекционной школы VIII вида Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВ← Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья | Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВ →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!