Семинар-практикум для родителей ДОУ. Обучение дошкольников грамоте
Семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте»
Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.Задачи:
1. Расширить знания родителей о звуках, буквах, слогах, словах.
2. Уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова).
3. Тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости. 4. Закреплять навык звукового анализа слова.
5. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Логопед: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей очередной встрече. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений, как у детей так и у родителей. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
• сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
• знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
• умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой
• владение навыками послогового чтения.
Логопед: Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложение? Родители: Предложение – это слова связанные между собой по смыслу.
Логопед: Предложение состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков. Звуки бывают - гласные, согласные. В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Логопед: Вспомните и назовите гласные звуки
Родители: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Логопед: Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть [ССС], [МММ].
Согласные звуки бывают глухие и звонкие. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Глухие звуки - К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ (называют родители по схеме)
Звонкие звуки - Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р (называют родители по схеме)
Согласные звуки, которые могут быть твёрдыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Логопед: Давайте немножко поиграем, а называю звук, а вы поднимаете синий или зелёный квадратик. А теперь называю слово. Если в начале слова услышите твёрдый звук, поднимите синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, мак, лимон, дом…)
Логопед: Звуки на письме обозначаем буквами. Родители в домашних условиях могут обучать чтения своего ребенка, но при этом должны знать, что: 1. Звуки отличаются от букв? Что такое звук?
Родители: Звук - это то, что мы слышим, произносим.
Логопед: Что такое буква?
Родители: Буква это то, что мы видим и пишем.
Логопед: Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. в результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению, по которой работает наш детский сад предусмотрено называние букв по из звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.
Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) мы предлагаем использовать следующие задания:
-написать букву в воздухе;
-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
-вылепить из пластилина, теста;
-написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;
-выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Место звука в слове
Логопед: Звук может стоять в начале, середине и конце слова. Для определения места звука в слове, нам понадобится звуковая дорожка. Если нужно определить место гласного звука, мы берем красный квадрат, для определения согласного твердого – синий, и согласного мягкого – зеленый. Уважаемые родители, определите место звука А в словах: аист, мак, роза. Теперь, определите место звука М в словах: лимон, машина, сом. (родители определяют место звука в слове с помощью звуковых дорожек).
Звуко-буквенный анализ слова
Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (малина).
Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога.Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. (Например: ммак, маак, макк)
Работы со схемой слова:
МАЛИНА
• определяем количество звуков в слове;
• называем звуки по - порядку;
• определяем количество слогов.
• произносим 1-й слог МА-
• какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
• какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
• произносим 2 слог? ЛИ
• какой звук в этом слоге1-й? (Л) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)
• какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный)
• произносим 3 слог НА
• какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
• какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
• сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;
• сколько согласных звуков;
• назвать первый звук, последний, третий;
• сколько в слове звуков? Сколько букв.
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.
Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов (у каждого родителя картинка и набор букв и сигнальных квадратов).
Деление слов на слоги.
Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов.
Сколько в слове гласных столько и слогов.
Анализ предложения.
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
Анализ предложения.
Кошка сидит.
Серая кошка сидит.
Серая кошка сидит дома.
Логопед: Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.
Рекомендуем посмотреть:
Семинар практикум для родителей в детском саду «Здоровье детей в ваших руках» Семинар для родителей ДОУ. Духовно-нравственное воспитание детей Практикум для родителей средней группы детского сада Семинар для родителей в детском саду на тему: Природа и дети. Подготовительная группаПохожие статьи:
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе в игровой форме
← НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звуки [В], [Вь]. Буква В» | Образовательная деятельность в старшей группе по лексической теме "Осень. Деревья" →
Автор: Елена Сергеевна Викторова
Опубликовано: 3286 дней назад (23 ноября 2015)
Просмотров: 5493
Рубрика: Работа с родителями
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (1)
|