Родительское собрание в подготовительной группе: Приобщение к истокам чувашского народного искусства. Конспект
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: «Приобщение к истокам чувашского народного искусства» «Чудеса чувашского края».
Родительские собрания в детском саду традиционно остаются самой распространенной формой взаимодействия с семьями воспитанников. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду позволяют решить сразу несколько задач, а именно: установление партнерских отношений с родителями; объединение усилий для развития и воспитания детей; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; переосмысление родителями своих воспитательных установок; выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.Цель: привлечь родителей к обмену мнениями по приобщению родителей и детей к истокам народного искусства.
Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями по народному искусству;
- объединить усилия детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников.
Форма проведения: деловая игра с элементами художественно - продуктивной деятельности.
Место проведения: групповое помещение.
Время проведения: октябрь.
Подготовительная работа:
• Подобрать чувашские народные пословицы и поговорки.
• Подготовить материалы для работы «Чувашский наряд».
• Выставка литературы с чувашскими народными сказками.
• Презентация чувашских народных костюмов.
• Выставка предметов чувашского декоративно-прикладного искусства.
Материал для проведения:
• Карточки с отрывками из чувашских сказок.
• Карточки с чувашскими пословицами и поговорками о дружбе, о природе и о труде.
• Разрезные элементы чувашского орнамента.
• Проектор, экран для презентации.
• Материал для практической части: краски, кисточки, вода.
• Почтовый ящик.
План проведения:
• Вступительная часть.
• Игра 1. «Назови сказку».
• Игра 2. «Продолжи пословицы – поговорки».
• Основная часть.
• Игра 3. «Собери целое».
• Презентация «Чувашские наряды».
• Практическая часть - работа родителей с материалом.
• Выставка работ.
• Заключительная часть «Ваше мнение?».
• Оглашение решения собрания.
Ход собрания:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы обсудим с вами проблему приобщения дошкольников к истокам чувашского народного искусства. Надеемся на ваше активное участие в предложенных нами мероприятиях.
Культуру Чувашии невозможно представить себе без чувашского народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни чувашского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти отражение в содержании воспитания, особенно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение современных детей. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свой край - задача, актуальная во все времена. Эта работа не может быть успешной без глубокого знания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, сказки, пословицы и поговорки. Только в этом случае народное искусство - этот подлинный источник прекрасного – оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты:
• Народное искусство всегда создавалось для человека и служило ему. Любая народная
игрушка – делалась для ребенка, чтобы его порадовать, развлечь.
• Народное искусство имеет корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и
отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит.
• Чувашское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить
жизнь человека, сделать ее наполненной.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные), слушая сказку, получают представления о добре и зле, испытывают те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встаёт на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.
Воспитатель: Сказки можно не только читать и рассказывать детям, в сказку можно поиграть.
Игра 1. Сейчас я вам зачитаю отрывки из чувашских народных сказок, а вы угадайте и назовите сказку.
- «Не дай погибнуть, ясный месяц! — взмолилась девушка. Луна услышала мольбу девушки,
засияла ещё сильней и на своих лучах подняла девушку с вёдрами с коромыслом к себе.
Теперь ведьмам до неё было уже не дотянуться». («Девушка на луне»).
- «Улып со своей женой перегнал свои стада по этому мосту на волжский берег. И как
только все стада перешли через мост, он исчез, стал невидим». («Мост Азамата»).
- «Вот эта-то вода, что, не переставая, текла из печи, и дала, как сказывают старые
люди, и дала начало большое реке, которая и по сей день течёт по чувашской земле. А
так как старухиного сына звали Атал Мишук, то и реку чуваши назвали Адал, то есть
Волга». («Как река Волга началась»).
- «У него было два любимца: жеребёнок и кудлатый щенок. Он постоянно играл с ними,
кормил и холил. И когда возвращался из школы, каждый раз сначала бежал к жеребёнку,
потом играл с собакой и только потом уже заходил в дом». («Иван»).
( Подводятся итоги, отмечается самый лучший знаток сказок).
Воспитатель: Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в чувашских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений чувашского народа. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности. Пословицы широко бытуют в чувашском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорится: «Пословица век не сломится». Пословицы оказывают влияние на интеллектуальное развитие ребенка, легки для запоминания и могут быть использованы родителями в воспитании ребенка.
Игра 2. Сейчас я предлагаю вашему вниманию начало пословицы или поговорки, а вы должны продолжить ее окончание.
О дружбе
- Правду все хвалят, …. (а лжи никто не верит)
- Чужая пища …. (кажется вкуснее)
- Слово равно …. (золоту)
- Скотина со скотиной и человек с человеком …. (не одинаковы)
- Одной рукой трудно …. ( и узел развязать)
- Правда с кривдой …. (не уживутся).
О природе
- Возле леса жить - .... (голодному не быть)
- И у березки слезки текут, …. (когда с нее корку дерут)
- Кто не сажал дерева, …. (тому не лежать в тени)
- Лес по дереву не плачет, …. (а по поросли сохнет)
- Много леса - не губи, мало леса - …. (береги, нет леса – посади)
- Не беречь поросли, …. (не видать и дерева).
О труде
- Работай, работай, ешь досыта, …. (не будешь работать – и есть не проси)
- Если хочешь жить богато, …. (то нельзя валяться на печи)
- Без труда на чужом богатстве …. ( долго не проживешь)
- Работа хлеба не просит, …. (она сама кормит)
- У работающего …. (лицо румяное).
Воспитатель: Хочется отметить, что, значительную часть чувашской национальной культуры составляет орнаментальное искусство. Значимость обращения к нему как корневой системе народной культуры определяется не только его социальной и воспитательной ролью, но и его национальной обусловленностью: через приобщение дошкольников к декоративному творчеству народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию. Овладение смыслом орнаментальной образности произведений находится в числе факторов, влияющих на накопление эмоционального, познавательного, эстетического и художественного опыта дошкольника. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого.
Игра 3. Сейчас я предлагаю вам собрать целое из частей. У вас получатся элементы чувашского узора, которого вы должны назвать. («дерево», «пахатная земля», «солнце», «двор», «животное»).
Замечательно справились с заданием. Молодцы!!!
Воспитатель: А теперь, вашему вниманию презентация «Чувашские наряды», где вы сможете увидеть узоры с использованием элементов чувашского орнамента.
Дорогие гости, сидеть без дела не годится.
Ваше старанье нам пригодится
Закатайте рукава,
Краски, кисточки, вода –
Все для вас имеется,
Пусть никто не ленится.
(Родители под чувашскую фольклорную музыку украшают чувашские наряды. После завершения оформляется выставка работ).
Прошу занять свои места,
Внимание нужно ваше!
Воспитатель: Уважаемые родители, мы сегодня, попытались обсудить с вами проблему приобщения детей к истокам чувашского народного искусства.
Мы хотим узнать ваше мнение.
1. Как вы считаете, нужна ли такая форма проведения родительского собрания? (ответы родителей)
2. Актуальна ли для вас данная тема? (ответы родителей)
3. Какие вы испытывали чувства при участие в мероприятиях собрания? (ответы родителей)
4. Изменилась ли ваша позиция в отношении взаимодействия с детьми в вопросах приобщения детей к народному искусству? (ответы родителей)
Приглашаем вас к дальнейшему сотрудничеству с нами и предлагаем определиться с темами, которые вы считаете наиболее важными. Для этого вам нужно написать тему следующего собрания на листочках и отпустить в почтовый ящик.
Проект решения родительского собрания:
Продолжить работу по приобщению детей к истокам чувашского народного искусства не только в детском саду, но и дома.
Спасибо всем за активное участие в собрании.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект родительского собрания в форме деловой игры для детского сада Родительское собрание в подготовительной группе. Конспект Конспект родительского собрания в подготовительной группе Родительское собрание в подготовительной группе. Психологическая готовность к школеПохожие статьи:
Родительское собрание в подготовительной группе «Скоро в школу». Начало года
Деловая игра с родителями на родительском собрании в детском саду
Родительское собрание в подготовительной группе. Игры с родителями
Родительское собрание в подготовительной группе. Гиперактивный ребёнок
Участник №2 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2018 года
Автор: Елена Николаевна Платонова
Опубликовано: 2508 дней назад (21 декабря 2017)
Просмотров: 3787
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!