Деловая игра с родителями на родительском собрании в детском саду
Родительское собрание в ДОУ с родителями подготовительной группы на тему «Ребенок - полноправный партнер в условиях сотрудничества»
Время проведения: по выбору воспитателя.
Форма проведения: деловая игра.
Цели: уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека; систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье; раскрыть содержание правового воспитания; развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении заданий.
План проведения
1. Определение проблемы.
2. Педагогический всеобуч.
3. Социологическое исследование.
4. Деловая игра.
5. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. Подготовка необходимого оборудования и материалов:
• статьи «Конвенции о правах ребенка» и сигнальные флажки (по количеству команд);
• табло успехов;
• технологическая карта «Правовое воспитание»;
• карточки с номером статьи Конвенции - по 3 карточки- сказки на каждую команду;
• итоговая таблица проблемных ситуаций, карточки с проблемными ситуациями;
• программы нового поколения.
2. Подготовка материалов к выставке «Нормативно-правовые документы по Защите прав ребенка»).
3. Оформление газеты для любознательных родителей «Вместе» по теме «Защита прав ребенка».
4. Подготовка домашнего задания вместе с детьми «Оформление и подготовка презентации газеты», отражающей проблему правового воспитания.
5. Изучение эмоционального самочувствия ребенка, определения доминирующего стиля воспитания в семье:
• игра «Почта»
Игра «Почта»
Подготовить несколько наборов картинок - изображение членов семьи (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка и др.). Педагог задает вопросы, ребенок «отвечает» картинкой (показывает).
10 «писем» об отношении ребенка к членам семьи
1. Этого человека я люблю.
2. Этого человека я не люблю.
3. По этому человеку я скучаю.
4. По этому человеку я не скучаю.
5. По этому человеку я скучаю, люблю играть и читать с ним.
6. Этого человека я иногда боюсь.
7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.
8. На этого человека я часто сержусь.
9. Этому человеку мне нравится помогать дома.
10. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью.
10 «писем» об отношении членов семьи к ребенку
1. Этот человек меня любит.
2. Этот человек меня не любит.
3. Этот человек всегда веселый.
4. Этот человек всегда на меня сердится и злится.
5. Этот человек всегда меня жалеет.
6. Этот человек меня часто наказывает и ругает.
7. Этот человек часто играет со мной.
8. Этот человек никогда не играет со мной.
9. Этот человек самый добрый и хороший.
10. Этот человек всегда все запрещает мне.
• анкетирование родителей
Анкета для родителей
Цель: выявить представления родителей о степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада и осознания возможных причин неблагополучия.
1. С каким настроением ваш(а) сын (дочь) идет в детский сад?
□ с радостным;
□ иногда не хочет;
□ часто отказывается;
□ капризничает;
□ другое __________________
2. В чем вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?
□ трудности в отношениях с педагогом, со сверстниками;
□ привязанность к матери;
□ позднее засыпание вечером;
□ другие причины
3. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения с сотрудниками сада?
а) Благополучно. С кем именно?
□ с воспитателями;
□ с помощником воспитателя;
□ с музыкальным руководителем;
□ с инструктором по физкультуре;
□ с другими специалистами _________________
б) Неблагополучно. С кем именно?
□ с воспитателями;
□ с помощником воспитателя;
□ с музыкальным руководителем;
□ с инструктором по физкультуре;
□ с другими специалистами _______________
в) В чем это выражается?
□ иногда бывают конфликты;
□ обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки;
□ другое _____________
4. С кем из детей группы ваш ребенок наиболее часто общается? _____________
5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?
□ да;
□ нет;
□ иногда.
6. Жалуется ли на сверстников?
□ да;
□ нет;
□ иногда.
Если да, то на что жалуется?
□ дети не принимают в игру;
□ обижают;
□ не хотят дружить;
□ отнимают игрушки;
□ шумят;
□ другое _________________
7. Что вам хотелось бы изменить в отношениях сына (дочери) с ровесниками?
8. Есть ли у вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?
9. Как ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.)?
10. Какой ваш ребенок в общении с другими детьми?
□ уравновешенный;
□ терпеливый;
□ чуткий;
□ уступчивый;
□ приветливый;
□ вспыльчивый;
□ склонный чаще командовать, чем подчиняться;
□ другой (опишите) ___________________
11. Как, на ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?
□ прямого влияния не оказывают;
□ благополучие семейных отношений - это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду.
6. Тестирование «Какой вы родитель?»
7. «Для вас, воспитатели! Правовое просвещение родителей» (приложение А).
II. Организационный этап
На собрании планируется работа в подгруппах, поэтому по количеству команд родителей ставятся столы. На каждый стол - статьи «Конвенции о правах ребенка», сигнальные флажки. Готовится стол для жюри и сигнальные карточки для оценки выступления команд. Для наглядности можно предложить на стол жюри поставить прозрачные емкости по количеству команд, в которые члены жюри будут опускать какие-либо предметы, обозначающие баллы за правильные ответы (например, мини-конфетки, фантики, шишки, маленькие игрушки-оригами и т. п.)
III. Этап педагогического всеобуча
Ведущий (воспитатель). Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется организм ребенка, осуществляется развитие личности.
И в то же время это период, когда дети находятся в полной зависимости от окружающих их взрослых - родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях.
В Конвенции ООН о правах ребенка заложены два основополагающих принципа:
• первый: ребенок - самостоятельный субъект права, т. е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
• второй: приоритетность детей перед потребностями общества, религии.
Настоящее время ставит перед нами конкретные задачи. Мы обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, пропагандировать их и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя с правами человека.
IV. Этап социологического исследования
Ведущий. При подготовке к родительскому собранию вам было предложено изучить эмоциональное самочувствие вашего ребенка и определить преобладающий (доминирующий) стиль воспитания в семье. Давайте подведем итоги игры «Почта», анкетирования и тестирования «Какой вы родитель?».
(Воспитатель делает обобщенные выводы по результатам исследования.)
Анализ заполненных родителями анкет позволил нам сделать следующие выводы:
• в нашем детском саду работа по ознакомлению с правами человека ведется еще на недостаточном уровне;
• следует активнее подключаться родителям к правовому воспитанию детей;
• родители хотят повысить уровень своих знаний о правах ребенка и правовом воспитании;
• правовое воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений в общей системе воспитания детей.
V. Этап проведения деловой игры
Ведущий. Итак, мы продолжаем наш разговор на важную и актуальную тему - права ребенка. Насколько вы осведомлены в области правовых вопросов, как понимаете содержание правовых
документов, готовы ли реализовать свои знания в работе с детьми, мы с вами сейчас и увидим. Наше родительское собрание пройдет в нетрадиционной форме, будет состоять из выполнения конкретных заданий.
(Ведущий предлагает родителям разделиться на три команды, занять столы и выполнить следующие задания. Можно использовать прием быстрого деления на команды: на подносе разложены лепестки трех цветов в перевернутом виде. Каждый из родителей берет один лепесток, садится за стол, на котором расположена сигнальная карточка - серединка цветка определенного цвета. Таким образом, родители составляют цветок и становятся единой командой. Выбирается жюри, которое будет оценивать выступление команд.)
Задание 1. Метод «Алфавит». Выстроить ассоциативный ряд слов по алфавиту, взяв за основу понятие «правовое воспитание».
Задание 2. «Брейн-ринг». Ответить на вопросы на знание основных правовых документов: Конвенции ООН и Декларации прав ребенка. После прослушивания вопроса команда поднимает сигнальный флажок. Та команда, которая ответит на вопрос быстро и правильно, получает балл.
Задание 3. «Я и мои права». Придумать сюжет, в котором отражается содержание статьи Конвенции и инсценировать его, используя звуковые, музыкальные и танцевальные приемы, но без слов. В представлении может участвовать вся команда или несколько игроков. Время показа - не более 3 мин. Максимальная оценка - 5 баллов. Две другие команды должны назвать, какая статья инсценирована, используя материалы Конвенции, лежащие на столах. Команда, которая назовет правильно статью Конвенции, получает дополнительно 1 балл.
Задание 4. «Сделать наоборот». Участникам предлагается изменить какое-то качество или свойство объекта, действие на противоположное. Можно и сам факт изменить на противоположный и пофантазировать, что получится. А далее следует перейти к формам воспитания и взаимодействия с детьми, попробовав все сделать наоборот. Например, вместо того, чтобы наказывать - поощрить; вместо того, чтобы шлепнуть - приласкать и т. д.
Задание 5. «Права человека в сказках». Команды должны назвать:
• литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора (если есть);
• статью, которая более всего подходит к данному литературному произведению.
Максимальная оценка - 5 баллов.
Задание 6. «Решение проблемных ситуаций»
Ведущий. Сейчас вам предстоит обсудить коллегиально проблемные ситуации, с которыми приходится нередко сталкиваться и определить:
• нарушает ли эта ситуация права ребенка прямо или косвенно;
• кто виноват в нарушении прав ребенка;
• каким образом можно разрешить ситуацию, чтобы она не затрагивала интересы ребенка.
(Командам раздаются карточки. Оценка за выполненное задание - 5 баллов.)
Задание 7. Домашнее задание. «Оформление газет». Подготовить презентацию газет, отражающих проблему правового воспитания, которые были оформлены родителями вместе с детьми. Газета может быть оформлена в виде рекламы. Каждая команда участников должна каким-либо образом заявить о Защите прав ребенка. Это может быть объявление в газете (несколько строчек) или реклама на радио, телевидении. В рекламе или объявлении необходимо указать главную цель - для чего это делается.
VI. Подведение итогов родительского собрания
Жюри подводит итоги. Победителям вручаются призы.
Зачитывается проект решения родительского собрания и принимается его решение.
Приложение А. Для вас, воспитатели!
Правовое просвещение родителей включает в себя:
• наглядную агитацию в виде текста Конвенции с выделенными основными положениями, а также выдержки из Семейного кодекса РФ;
• родительское собрание, посвященное пониманию прав ребенка в современном обществе. Акцентом собрания должна стать мысль, что нормы международного права имеют отношение лично к каждому гражданину России как любые нормы права, они являются не предметом свободного выбора каждого человека, а обязательными для исполнения каждым гражданином предписаниями;
• психологическое просвещение: разъяснение родителям принятых в учреждении педагогически целесообразных и психологически обоснованных норм общения с детьми и способов регулирования их поведения. Для решения этой задачи подойдет Памятка для родителей, которая выдается каждому вместе с путевкой ДОУ. Памятка должна содержа психолого-педагогические принципы построения общения взрослых с детьми в стенах учреждения;
• родительское собрание с элементами групповой дискуссии, позволяющее выявить существующее у родителей отношение к данной проблеме и обменяться родительским опытом;
• знакомство с психолого-педагогической литературой на занятиях в библиотеке детского сада и в период организации подписной кампании для родителей.
Повышению родительской компетентности способствует:
• игра, направленная на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребенка в различных ситуациях;
• психологический тренинг общения, позволяющий видеть реакцию партнера по общению и учитывать ее, меняя собственный стиль общения, понимать и осознанно использовать невербальные компоненты коммуникации;
• тренинг самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции;
• рефлексия собственного стиля родительского поведения и формирование осознанных установок на желаемое поведение.
Похожие статьи:
Родительское собрание в подготовительной группе. Гиперактивный ребёнок
Родительское собрание в подготовительной группе. Игры с родителями
Родительское собрание в подготовительной группе. Толерантность
Праздник «Семейные традиции» в старшей группе. Сценарий
Родительское собрание в подготовительной группе «Скоро в школу». Начало года
Нет комментариев. Ваш будет первым!