Праздник «Семейные традиции» в старшей группе. Сценарий
Сценарий семейного праздника в детском саду. Старшая группа
Время проведения: II квартал (ноябрь-декабрь).
Форма проведения: круглый стол.
Цели: поиск новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей; повышение педагогической культуры родителей.
План проведения
1. Вступительное слово.
2. Круглый стол.
3. Музыкальная пауза.
4. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье.
5. Обобщение предложений родителей и обсуждение рекомендаций по проведению праздников.
6. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. За неделю раздать приглашения родителям в виде открытки с темой родительского собрания (приложение Б).
2. Празднично украсить группу (музыкальный зал).
3. Оформить в родительский центр рекомендации для воспитателей «Праздник с родителями» (приложение А).
4. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:
• Дети, любите ли вы праздники?
• Какие у вас дома бывают праздники?
• Приходилось ли вам отмечать праздник вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом?
• Что на таком празднике вам больше всего запомнилось?
• Вы любите подарки?
5. Провести анкетирование родителей «Ваши впечатления от праздников» (приложение Д).
6. Обобщить результаты анкетирования. Помощь воспитателям в обобщении результатов анкетирования могут оказать члены родительского комитета или представители инициативной группы.
II. Организационный этап
1. Разместить плакаты с надписями:
• «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» (А. де Сент-Экзюпери);
• «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Толстой).
2. Подготовить столы для проведения собрания.
3. Оформить тематическую выставку книг и журналов о проведении детских праздников, подборки игр, затейливые пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей и т. п. (приложение Г).
В помощь воспитателю - рекомендации для воспитателей «Как Готовить и провести праздник с родителями» (приложение Е).
III. Этап проведения круглого стола
1. Вступительное слово ведущего
Ведущий. Как заметил известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, «единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?
Сегодня на нашем собрании нам предстоит поделиться опытом, поговорить о семейных традициях. Семейные традиции - это не только праздники, хотя именно о них мы будем говорить больше всего, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.
Если 1 сентября вы с детьми сажаете деревце или под Новый год выезжаете в лес с семьей для того, чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц, или 9 Мая по-особому поздравляете дедушку или соседа-ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.
2. Представление результатов анкетирования родителей «Ваши впечатления о праздниках»
Ведущий. Как вы считаете, нужно ли организовывать праздники по поводу дня рождения ребенка?
(Родители высказывают свое мнение.)
Предлагаю вам послушать ответы ваших детей на вопросы «Вы любите домашние праздники?», «Какие бывают у вас праздники?», «Что запомнилось?».
(Прослушивание магнитофонной записи.)
Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка - не то, что для нас, это действительно событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника, как считаем мы года от одного важного события нашей жизни до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», как писал К. Ушинский. А как по-вашему, праздники помогают в воспитании ребенка?
(Высказывания родителей.)
Ум ребенка развивают загадки, викторины, познавательные игры. В доме праздник - нужно заранее подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить - так труд входит в жизнь ребенка. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку - разве не воспитываем мы своих детей эстетически? Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, когда ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту? ц еще: семья - это коллектив. Пусть маленький, разновозрастный, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.
А как быть, если праздник, например ваш день рождения, вам предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, видя подготовку к нему, просит: «Можно и я с вами буду праздновать?» Что вы ответите? Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да (нет)?
(Высказывания родителей.)
Мы задавали вашим детям еще такие вопросы: «Дети, приходилось ли вам отмечать праздник вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом? Что на таком празднике всем запомнилось?» Давайте послушаем, что они отвечали.
(Прослушивание магнитофонной записи.)
Как это ни странно, но и детские праздники, бывает, взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры, и детям на таком празднике скучно, а иногда и обидно: никто не помнит о виновнике торжества. Часто на взрослых праздниках ребенку уделяют особое внимание. Его оставляют за общим столом, он становится свидетелем взрослых разговоров, нередко вмешивается в них. Ребенок скажет или сделает что-нибудь смешное - всем это кажется забавным, взрослые ждут от него новых шуток. Ребенок привыкает быть центром внимания, что развивает в нем нескромность и развязность. О таком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворении «Бедный Костя»:
Если вдруг приходят гости
В дом на праздничный пирог,
Мама с папой просят Костю:
«Спой, пожалуйста, сынок!»
Начинает Костя мяться,
Дуться, хныкать и сопеть.
И нетрудно догадаться:
Мальчуган не хочет петь.
«Пой! - настаивает мама, -
Только стой на стуле прямо!»
Папа шепчет: «Константин,
Спой куплетик! Хоть один!»
От досады и от злости
Все кипит в груди у Кости.
Он, кряхтя, на стул встает,
С отвращением поет.
А поет он, как ни странно,
Серенаду Дон-Жуана,
Что запомнилась ему
Неизвестно почему.
Гости хлопают в ладоши:
«Ах, певец какой хороший!»
Кто-то просит: Ты, малыш,
Лучше спой «Шумел камыш...»
За столом смеются гости,
И никто не скажет: «Бросьте!
Перестаньте приставать,
Малышу пора в кровать».
А бывает, мы любим демонстрировать способности своего ребенка. И если присутствует несколько детей, устраиваются своеобразные «конкурсы талантов». Но дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно чувствуют себя робкие ребята. Заставлять их выступать не следует, гораздо охотнее они будут петь, танцевать, что-то рассказывать, когда это выпадает им сделать при игре или по фанту. Помните, пожалуйста об этом.
В дни рождения, а иногда и в праздники, мы дарим детям подарки, они их любят и всегда ждут. А какие подарки вы предпочитаете дарить своим детям?
(Обмен опытом.).
Нужно ли дарить их в праздники? Какие? Как дарить подарки в Новый год?
(Высказывания родителей.)
Подарки должны всегда быть немного «на вырост», но не слишком, а в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Не забудьте о мячиках и скакалках, спортивном инвентаре, об альбомах для рисования и фломастерах, о книжках, об азбуке в картинках, пластинках со сказками, детскими песнями. Мальчикам можно подарить самый простой набор инструментов: молоток, клещи, плоскогубцы, отвертку небольших размеров. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок имел несколько любимых книг, дисков с музыкой и мультфильмами. Конечно, подарки детям - отнюдь не баловство, но, тем не менее, именно подарками легко избаловать детей-
(На данном этапе собрания можно использовать прием «Поздравляем с днем рождения». Участники определяют для себя роли. Это может быть растение, животное, предмет. Затем они объединяются в пары, и каждый придумывает подарок на день рождения своему партнеру. Это могут быть стихи, рисунки, полезные предметы и вообще все что угодно. Участники обмениваются подарками, а затем стараются представить, какие эмоции мог бы испытать объект, выбранный ими для своей роли.)
Как вы считаете, умеет ли ваш ребенок принимать подарки? Обращаете ли вы внимание на это? Какой из ответов будет ответом вашего ребенка, если ему в подарок принесли игрушку, которая у него уже есть? Вариант 1: развернув подарок и поблагодарив, ребенок говорит: «Я мечтал о такой машинке!» Вариант 2: «Ну, зачем мне такая машинка? У меня уже есть такая!»
(Прослушивание магнитофонной записи с ответами детей на вопросы: «К вам пришли гости, вручили подарки, нужно ли их тут же разворачивать? Что вы скажете, если вдруг вам подарили такую книжку, игрушку, которая у вас уже есть?» Обсуждение вопроса с родителями «Как вручать и принимать подарки».)
Вы готовитесь к празднику, ждете гостей в своем доме. Придаете ли вы значение оформлению комнаты во время подготовки к торжеству? Как по-вашему, нужно ли оформлять квартиру к празднику? Для чего? Что вы уже использовали в своей домашней практике? Как украсить комнату, дом к празднику? Ведь от этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая своих детей общим делом, развиваем их творческие способности. Конечно, лучшее украшение дома - чистота и порядок.
К торжественному дню, как правило, наводят особенный праздничный блеск: моют, выбивают, натирают. Пусть этим займутся и большие, и маленькие. Но к празднику нужны и особые украшения. Украшая стены, окна, потолки, соблюдайте меру. Помните, оформления не должны повторяться. Каждый раз придумывайте что-то новое, необычное, неожиданное. Конечно, без цветов праздники - не праздники. По традиции в вазу ставят нечетное количество стеблей. Если нет цветов, можно заменить их осенним, зимним букетом-композицией.
(Обмен опытом, секреты мастерства: как сделать веточки, обсыпанные снегом, что учесть при составлении композиции. См. также «Наряд для елочки» (приложение В). Может быть использован прием «Фантастические мысли». Воспитатель сообщает участникам фантастическую идею, связанную с темой родительского собрания. Родители продолжают развивать предложенную тему. Основная цель данного приема - поиск новых идей по данной проблеме. Это задание направлено на развитие разнообразных способов выражения собственных мыслей: словом, рисунком, моделированием, игрой, песней и т. д.)
IV. Музыкальная пауза
Варианты проведения:
• вопрос-ответ (ответить на вопрос из песни словами другой песни). Например: «Отчего у нас в поселке у девчат переполох?» - «В общем, так: один жираф влюбился в антилопу!» и т. п.;
• кто больше споет песен о зиме, празднике Новый год;
• игра «Угадай мелодию»;
• музыкальная игра «Караоке со звездами».
V. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье
Ведущий. А теперь поговорим о праздновании дня рождения вашего ребенка. Вот такая ситуация.
Встретились две мамы, разговорились.
- У моего сына через 2 дня будет день рождения, - делилась радостью одна из них. - Думаю ребят пригласить, пирогов напеку, салатов наготовлю, музыка будет. Пусть празднуют.
- И все? - поинтересовалась собеседница.
- А что ты мне еще посоветуешь? Что мне - клоуном перед ними быть?
Представьте, что такой разговор состоялся между вами и вашей приятельницей. И она спрашивает у вас совета. Что бы вы посоветовали? Будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка? Запомнится ли он детям? Как отмечать день рождения ребенка? Что интересного было в вашей семье?
(Обмен опытом. Может быть использован прием «Поделитесь знаниями». Воспитатель просит родителей рассказать о традициях своей семьи. Затем предлагает придумать новую традицию (или ритуал). Это может быть: ритуал встречи гостей перед началом детского праздника; ритуал поздравления воспитанников группы с днем рождения и т. п. Варианты должны быть предложены всеми участниками родительского собрания и выбран лучший.)
VI. Обобщение предложений родителей и обсуждение рекомендаций по проведению праздников
1. Ребенок становится на год старше. Из года в год объясняйте детям: ты стал взрослее, сильнее, умнее, больше умеешь, больше можешь. Во многих семьях существует обычай в дни рождения отмечать на стене или двери рост ребенка. Пусть он видит, насколько подрос за год. Неплохо, если в день рождения вы сфотографируете ребенка одного или в кругу семьи.
2. Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумайте вместе с ребенком, как пригласить гостей, - это могут быть затейливые пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей.
3. Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты. Украсят праздники и сюрпризные моменты. Это может быть и появление сказочного героя - взрослого в роли Незнайки, волшебника, Чебурашки.
VII. Подведение итогов собрания
Ведущий. От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами. От вашей выдумки, фантазии зависит успех. Во время торжественных праздников, которые обычно проводятся в кругу семьи, подумайте о тех, кто одинок. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя забытым и покинутым. Поздравьте вашего соседа или соседку, подарите букетик цветов, веточку вербы, елочную игрушку, сделанную своими руками. И вы увидите это скромное проявление доброты в сердце вашего ребенка.
(Для подведения итога собрания можно использовать следующий прием «Синтез информации». Участникам родительского собрания предлагается назвать все происходящее на собрании одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом - используя целое предложение, которое раскрывает суть темы.)
VIII. Принятие решения собрания
Приложение А. Рекомендации для воспитателей «Праздник с родителями»
В толковом словаре (под ред. Д. Ушакова) слово «праздник» разъясняется как «день массовых игр, развлечений», «счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием». Для педагогического коллектива праздник - это возможность общения и непринужденной, радостной обстановки с родителями и детьми одновременно. Традиционно на праздниках мы с гордостью демонстрировали родителям свои достижения. Радость, веселье, торжество наших праздников разделяли и сохраняли в душе надолго и взрослые и дети. Вместе с тем, всем педагогам хорошо известно, что с каждым годом у нас все больше становится «проблемных» детей. Педагогический коллектив детских садов делает все возможное, но ситуация осложняется тем, что родители (не виной, а бедой которых является низкий уровень педагогической культуры) усугубляют состояние ребенка (грубые окрики, одергивание и т. п.). В настоящее время, когда большинство семей сталкивается с социально-экономическими трудностями, а многие живут в состоянии постоянного стресса, хронического недовольства жизнью, атмосфера праздника может явиться именно той формой, которая психологически наиболее адекватна сегодняшнему времени. Так давайте использовать праздники не только с целью радостного торжества, а как средство повышения педагогической культуры наших родителей. Но для этого необходимо во многом пересмотреть свои взгляды относительно организации праздников, отбора содержания, отношение к детям и их родителям. Давайте поговорим о том, что праздник - это место:
• встречи и общения детей и их родителей;
• проведения игр, развлечений, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке;
• получение ребенком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной атмосфере;
• где родители могут увидеть своего ребенка на фоне других детей, соотнести свои действия с действиями других родителей;
• знакомство с практическими приемами работы педагога с детьми в той или иной ситуации (как он инструктирует ребенка для выполнения задания, как разрешает конфликт между детьми и т. п.), успокаивает гиперактивного ребенка;
• где педагоги предоставляют родителям возможность почувствовать очарование детства и получить опыт полноценного взаимодействия со своим ребенком.
Припожение Б. В помощь воспитателю. Примерный образец приглашения родителей на праздник
Вариант 1
Уважаемые (Ф.И.О.)!
Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество,
которые разделяют и взрослые, и дети. Вы для детей самые дорогие и близкие люди. Они гордятся вами!
Детям очень хочется вместе с вами танцевать, вместе петь песни, вместе играть, делиться с Вами радостными впечатлениями. Пройдут годы, дети забудут музыкальные произведения, которые звучали на празднике. Но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Поэтому мы приглашаем Вас на праздник не в качестве зрителя, а повеселиться вместе со своей любимой дочкой (сыночком)-
« ___ » _____ 201 ___ г. в ___ ч ____ мин
Воспитатели: _____________
Вариант 2
Мамочка и папочка!
Я вас очень люблю и жду на своем празднике, который состоится _____
Ваш любимый (любимая) ______.
Вариант 3
Дорогие мамочка и папочка!
Приглашаю вас на праздник не в качестве зрителей, а как дорогих гостей, самых любимых и близких людей. Мамочка и папочка, я люблю вас и жду на своем празднике, который состоится « ____ » _____ в ___ ч.
И не забудьте принести красивые чашки, чтобы пить чай.
Ваш малыш.
Приложение В. Наряд для елочки
В канун праздника хочется всего необычного, немного сказочного и волшебного. Даже елку и ту нарядить как-нибудь по-иному, чтобы заворожила и запомнилась всем - и большим, и маленьким - надолго. Приближается лучший праздник - Новый год. Все - в предвкушении торжества, запаха еловой хвои, перезвона стеклянных шаров, подарков под елкой. Малыши уже начинают одолевать мам и пап вопросами: «А скоро Новый год? А Дед Мороз - он настоящий? Он придет к нам со Снегурочкой?» Попробуйте в этом году елку нарядить не привычными шарами, гирляндами и звездочками, а иначе... Так, чтобы потом можно было вспоминать: «Да, это произошло в тот год, когда наша елка была невестой. А это случилось тогда, когда елка была украшена золотыми коржиками. Вот тогда наш Ванюшка залез на стул и...» Чуть-чуть фантазии, немного изобретательности, подручного материала - и елка, украшенная вами и вашими детьми, станет самым сказочным деревом на свете.
Можно подарить малышам маленькое зеленое чудо. Проснувшись, открыв глазки и увидев наряженную вами елку, они воскликнут: «Мама, приходил Дед Мороз? Вот здорово!» А можно елку украсить вместе с малышами. Совместное творчество принесет огромное наслаждение. У детей такая богатая фантазия - они будут наряжать елку тем, чем вам никогда и в голову не придет. Предлагаем несколько идей, как и чем можно украсить елку. Возможно, вы и сами придумаете что-нибудь новое, необычное.
Елка-невеста
Для ее украшения понадобятся мелкие серебристые или золотые шарики, стеклянные, пластмассовые или хрустальные подвески от люстры, бусы. К макушке прикрепите большой бант. Можно сделать проще - укутайте елку маминой фатой или тканью органзой. Красиво расположите складки. На макушке и нескольких веточках, для того чтобы фата не сползала, завяжите красивые, яркие золотые или серебряные банты. Можно воспользоваться цветной упаковочной бумагой, нарежьте ее полосками и сделайте банты. Низ елки укутайте белой тканью, посыпьте блестками. Или оберните той же упаковочно-подарочной бумагой, только изнаночной стороной, где она однотонная.
Елка-сладкоежка
Для этой елки подойдут небольшие конфетки в ярких блестящих фантиках. Особенно хороши будут крошечные карамельки по размеру в два-три раза меньше обычных. На елке они выглядят великолепно, словно сказочные капельки дождя. Чтобы елка смотрелась законченно, можно набросить несколько нитей серебристого или цветного дождя. Он объединит все элементы, и ваша елочка заблестит, заиграет. Украшения сделайте с малышом сами. Сначала скопите красочные фантики от конфет, блестящие обертки от шоколадок. Перед праздником купите несколько видов орешков, засушенных фруктов и заверните их в яркие фантики. Развесьте на ветки. Такая елка будет куда интереснее предыдущей - конфетки-то самодельные. И ребенок, разворачивая фантик, не знает, что он там найдет - то ли орешек, то ли кусочек засушенного ананаса. Чтобы развесить эти украшения, приготовьте небольшой кусочек нитки. Концы ее завяжите и сделайте петельку, в нее вставьте хвостик от конфетки и затяните.
Елка-игрушка
Для нее подойдут многочисленные игрушки из «Киндер-сюрприза»: машинки, человечки, персонажи мультиков. В общем, все мелкое, что есть, можно повесить на ветки. А елку обсыпьте блестками. Такая забавная елочка особенно хорошо будет смотреться в детской.
Елка-свечка
Основной элемент дизайна этой новогодней красавицы - крошечные свечки для украшения торта. Их выпускают разных цветов, кроме того, свечи можно подкрасить краской из баллончика. Серебряной и золотой краской нанесите легкий налет на кончики веток, и елка будет смотреться, словно она окутана инеем. К свечкам прикрепите маленькие бантики из ленточек, которыми обвязываются подарки. К фитилям свечек привяжите нитки и подвесьте свечки на елку. Предупредите детей, что свечки ни в коем случае нельзя поджигать!
Елка-булочка
Сейчас на прилавках магазинов большой ассортимент всевозможных кондитерских изделий. Печенья, посыпанные сахаром, маком, специями, по конфигурации напоминают и зверюшек, и буквы алфавита, и крошечные колечки, крендельки великолепно подойдут для украшения елки. Единственное условие - они должны быть маленькими, иначе ветки под тяжестью сильно прогнутся. При желании вы можете приготовить печенье и сами. Обязательно продумайте, как вы будете вешать сдобное украшение на елку. Можно при раскатывании теста проделать палочкой маленькое отверстие, чтобы впоследствии продеть туда нитку или кусочек дождика. Если у вас дома завалялось печенье с незапамятных времен и теперь оно такое, что не угрызть, то раскрасьте его красками. Отлично смотрятся печенюшки золотого или серебряного цвета. Заглянув в бакалейный отдел, можно приобрести макаронные изделия самой различной конфигурации (только обязательно с отверстием насквозь). Нанизав их на нитку или дождик, покрасив в яркие, сочные цвета, можно получить самую настоящую гирлянду. Если собрать на одну нитку макароны разной формы и чередовать их в определенном порядке, то гирлянда будет смотреться великолепно! А малышу такое занятие очень полезно для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Основание елки обложите блестящей упаковочной бумагой, а сверху поместите апельсины. Ярко-оранжевый цвет понизу придаст акцент всей елке.
Елка-аппликация
Новый год - отличный повод вместе с малышом освоить поделки из бумаги (шарики, гирлянды, смешные зверюшки, картинки-аппликации). Потом все результаты детского творчества разместите на елке. Кроха будет гордиться такой самодельной елкой и наверняка захочет показать ее гостям. Из цветной бумаги или из картинок глянцевого журнала вырежьте забавных человечков и зверюшек с прорезью внизу или сбоку. И затем наденьте их на ветку, пропустив ее в прорезь. Для жесткости поделки можно наклеить на картон. Зверюшки и человечки будут смешно смотреться - они не висят на ветках, а стоят на них.
Елка-шишечка
Сначала придется отправиться с малышом в лес и набрать корзину шишек. Их следует высушить и покрасить из баллончика- пульверизатора. Красиво смотрятся серебристые, золотые, желтые шишки. А можно вместе с крохой засесть за ручную роспись и кисточкой раскрасить каждую шишку. Когда игрушки высохнут, развесьте их на елке. Вырезав белочку из картона, посадите ее на ветку.
Зимняя композиция
Елка в доме бывает одна. И когда в семье несколько детей, то нередко возникают споры, как украсить елку. Каждый ребенок хочет сделать это по-своему. Настольные композиции помогут решить проблему. Пусть каждый малыш составит свою композицию или соберет зимний букет из еловых веток, шишек, дополнив ленточками.
К вопросу украшения елки нужно подходить творчески, с фантазией, по всем правилам дизайна. Ими можно украсить праздничный стол, письменный стол ребенка, проем окна, межкомнатную дверь. Стоит заранее продумать, где вы разместите композицию и способ крепежа, если °на будет подвесная. Например, возьмите плоское блюдо или миску. На Дно положите кусочек пластилина или пенопласта. Либо в цветочном магазине приобретите специальный пористый материал, с которым работают флористы (его называют «кирпич оазиса»). Этот материал легко режется, и в него без труда можно воткнуть любую ветку. В каждой композиции есть главный элемент, который создает направленность, стиль всей композиции. Пусть в вашем случае это будет свеча, а может, даже и две-три, если они тонкие. Небольшой стеклянный подсвечник с маленькой свечкой внутри тоже смотрится интересно. А вокруг свечи выложите еловые или сосновые ветки, сухие травы, цветы, можно слегка подкрашенные, каштаны, кусочки засохшего мха, шишки, орешки, лепестки цветов, резные листочки, кусочки ткани органзы. Наполнителем композиции может служить любой материал, начиная с нитки бус и заканчивая спелыми яблоками. Детишки, гуляя по лесу, обожают собирать веточки, шишки, семена растений, кусочки коры. И все это богатство они несут в дом. Такой материал как нельзя лучше пригодится вам при составлении праздничной композиции. Стоит придать ему законченный вид - что-то подрезать, подкрасить, обвить блестящей ленточкой. А как малыш будет рад тому, что найденное и принесенное в дом пригодилось и из разрозненных веточек и шишек получилось настоящее произведение искусства!
Самое важное - не перегрузить композицию и минимальными средствами создать сильное впечатление и настроение. Настольную композицию можно превратить в подарок одному из членов семьи. Попробуйте отразить в ней характер и предпочтения того человека, которому она предназначена. Если это подарок для мамы, украсьте композицию бусами, засушенной розой, маленьким сердечком. Если для папы - то орешками и каштанами, как олицетворение твердого характера. Если брат увлекается футболом или машинами, украсьте композицию миниатюрной моделью автомобиля или футбольным мячом, снятым с брелока от ключей. Научитесь творчески подходить ко всему и постарайтесь этому научить своих малышей - в жизни им обязательно пригодится.
Приложение Г. Содержание тематической выставки «Праздник - это чудо общения»
1. Анкета для воспитателей «Взаимодействие ДОУ с семьей».
2. Анкета для родителей «Взаимодействие ДОУ с семьей».
3. Внимание! Новые формы работы! «Праздник - это чудо общения!»
Литература:
• Детский сад со всех сторон, № 5(41) февраль 2001.
• Детский сад со всех сторон, № 2(38) январь 2001.
• Праздник или отрепетированный концерт // Детский сад. Управление. 2001. №4.
• А где же детский смех, или Что такое психическое здоровье Н Детский сад со всех сторон. 2001. № 1(37).
• Тютюиникова Т.Э. Группа или труппа // Дошкольное воспитание. 1998. №6.
4. Опыт работы дошкольных образовательных учреждений по теме «Работа с семьей».
5. Конспекты нетрадиционных праздников.
Приложение Д. Анкета для родителей «Ваши впечатления от праздника»
Уважаемые родители!
В этом году мы проводили праздники, в организации и проведении которых вы активно участвовали. Чтобы определить направление работы в будущем, просим вас ответить на вопросы. Выберите свой ответ и сделайте пометку.
1. Как вы считаете, для чего проводятся праздники в детском саду?
□ это отчет о достижениях детей;
□ это повод для тесного общения родителей со своим ребенком;
□ это развлекательные мероприятия для родителей;
□ это развлекательные мероприятия для детей.
2. Как проводятся праздники в вашей семье?
□ преимущественно за столом;
□ весело, шумно, с развлечениями, аттракционами;
□ не проводятся;
□ без детей.
3. Считаете ли вы, что основных календарных праздников в детском саду достаточно (Осень, Новый год, 8 марта, Весна, Выпускной)?
□ да;
□ необходимо добавить религиозные (Рождество, Пасха, Троица);
□ необходимо добавить нетрадиционные (Праздник мороженого, Праздник мыльных пузырей, Праздник смеха и т. д.).
4. Для чего вы приходите на детский праздник?
□ посмотреть на выступления своего ребенка;
□ поиграть, повеселиться со своим ребенком;
□ на личном примере показать, каким можно быть активным; П не хожу.
5. Каким вы видите своего ребенка?
П общительный, активный, веселый, артистичный;
□ замкнутый, робкий, нерешительный;
□ сдержанный.
6. Каким вы видите себя со стороны?
П общительный, активный, веселый, артистичный;
□ замкнутый, робкий, нерешительный;
□ сдержанный.
7. Что понравилось на праздниках в этом году? Почему? ______
8. Что не понравилось на праздниках в этом году? Почему? _____
Благодарим за сотрудничество!
Приложение Е. Рекомендации для воспитателей
«Как подготовить и провести праздник с родителями»
1. Обсудить сценарий праздника с музыкальным руководителем и представителями от родителей.
2. Определить группу родителей и сотрудников сада для подготовки праздника (оформление, атрибуты, костюмы, роди; назначить ответственных за стол, за подарки детям, за встречу гостей и пр.).
3. Если родителю дается большая роль, то воспитатель становится его дублером. В случае отказа родителя воспитатель выступает вместо него.
4. Провести разъяснительную работу с родителями на тему «Участие родителей в празднике - польза для детей и семьи».
5. Напомнить родителям, что на праздник надо приходить с праздничным настроением (радоваться предоставленной ситуации, а не воспитывать других) и иметь соответствующий праздничный вид (прическу, чтобы можно было снять шапку; одежду, чтобы без смущения выйти в круг; сменную обувь, чтобы не прятать ноги под стул).
6. Сообщать заранее родителям о времени назначенной репетиции.
7. До праздника подготовить распечатки текстов песен для каждого родителя.
8. Воспитатель должен хранить в секрете от детей и родителей сюжет и сюрпризный момент праздника.
9. В подготовку праздника входит раздача пригласительных билетов и вывешивание афиш. Текст билетов и афиш должен быть составлен грамотно, с использованием этикетных норм, эстетически привлекательно (крупный шрифт, красочность), с указанием даты и времени проведения праздника.
! 0. Необходимо соблюсти санитарно-гигиенические требования в помещениях, предназначенных для проведения праздника, чаепития (обязательно: влажная уборка, проветривание и пр.).
11. Непосредственно перед праздником воспитатель и музыкальный руководитель должны проверить наличие и готовность всего необходимого для успешного проведения торжества.
12. Обязательно обращение к родителям только по имени и отчеству-
13. Во время праздника воспитателю необходимо в равной степени быть внимательным и к детям, и к родителям.
14. По окончании торжества публично поблагодарить присутствующих, вручить грамоты и символические подарки самым активным и ответственным родителям за подготовку и помощь в проведении праздника.
Если родители никогда не участвовали в таких праздниках, необходимо в полном объеме провести предварительную разъяснительную работу «Участие родителей в жизни детского сада: польза для семьи, польза для детей».
Если праздник проводится в группе детей ясельного и младшего возраста, накануне с родителями необходимо провести консультацию «Как вести себя на празднике», обсудить следующие ситуации:
• ребенок внезапно заплакал;
• танцуют все;
• как смотреть кукольный спектакль;
• ребенок громко проявляет свои эмоции;
• родителю не нравится поведение своего ребенка;
• родителю не нравится поведение другого ребенка (других детей).
При этом предлагается родителям предварительно договориться о правилах поведения на празднике, с учетом общекультурных ценностей и особенностей дошкольного возраста.
Похожие статьи:
Родительское собрание в подготовительной группе. Толерантность
Родительское собрание в подготовительной группе. Гиперактивный ребёнок
Родительское собрание в подготовительной группе. Игры с родителями
Деловая игра с родителями на родительском собрании в детском саду
Родительское собрание в подготовительной группе «Скоро в школу». Начало года
Татьяна Николаевна Плотникова
|
||
|