Процесс профессионального становления педагога
Основные аспекты процесса профессионального становления педагога.
В данной статье рассмотрены основные аспекты процесса профессионального становления педагога, а также взаимосвязь механизмов психологической защиты с данным процессом.Практическая же значимость исследования заключается в возможности продуктивного использования полученных данных об особенностях психологической защиты педагогов на различных этапах профессионального становления, на основе владения информацией по данной проблеме у названной категории лиц.
Понятие профессиональное становление личности – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.
Профессиональное становление – это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.
Профессиональное становление представляет собой динамический процесс «формообразования» личности, адекватной деятельности, который предусматривает формирование профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально важных качеств, развитие профессионально значимых психофизиологических свойств, поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности.
В процессе профессионального становления возникают противоречия двоякого рода:
- между личностью и внешними условиями жизнедеятельности;
- внутриличностные.
Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качества ми личности и объективными требованиями профессиональной деятельности.
Образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста.
В профессиональном становлении также большое значение имеют социально-экономические условия, социально-профессиональные группы и активность самой личности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций и т.п.
Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:
- адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;
- модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.
Процесс профессионального развития представителей различных профессий, в том числе и педагога-психолога, – это специальная область изучения в педагогике и психологии, что связано с большой теоретической и, главное, практической значимостью данного вопроса. Голландский исследователь Дж.Х. Вонк выделил следующие фазы профессионального развития педагога:
- предпрофессиональная фаза (период первоначального обучения в вузе или колледже);
- предварительная фаза (первый год работы);
- фаза вхождения в профессию (второй – пятый год работы);
- первая профессиональная фаза (продолжается обычно до достижения учителем 40-летнего возраста);
- фаза переориентации в профессии (кризис середины жизни и последующие за ним годы);
- фаза инерции (начинается обычно за три года до ухода на пенсию) [6].
На предпрофессиональной фазе молодой педагог получает теоретические знания и частично приобретает опыт работы (в ходе учебных практик). Для нормального профессионального развития одинаково важны общекультурные знания (философия, естествознание, культурология и др.), общие теоретические знания в области психологии и педагогики, методические знания и навыки. Только в этом случае студент сформируется как всесторонне развитый и профессионально грамотный специалист.
Как показывает опыт, наибольшие трудности в работе, в поиске своего «Я» учителя испытывают на второй и третьей фазах. На предварительной фазе вырабатывается собственный стиль в работе, система действий, которая потом будет пополняться в процессе профессионального развития. Вторая фаза очень важна и для самих начинающих педагогов, и для школы, так как позволяет избежать ненужных конфликтов и неудовлетворительной работы в будущем. Успешное начало влияет на способности учителя и желание работать.
Существует десять основных проблемных областей, с которыми сталкиваются молодые педагоги:
- содержание преподаваемого предмета;
- дисциплина в классе;
- мотивация учеников (их индивидуальная направленность);
- оценка работы учащихся;
- работа с родителями;
- работа с классом;
- работа с одаренными детьми;
- работа с отстающими;
- развитие учителя как личности в процессе работы;
- адаптация в школьном окружении.
Часто молодые специалисты воспринимают себя в роли учителя с недоверием и даже со страхом, поскольку многие из них находятся на пути к зрелости и для них учительская профессия связана именно с ее достижением. Им приходится учиться воспринимать себя в новой роли не ученика или студента, а педагога и, следовательно, учиться развивать нужные для этой роли профессиональные и личностные качества.
Выделяются три пути адаптации молодого педагога:
1. Простое и беспрекословное принятие системы традиций и правил.
2. Целенаправленное изучение и последующее принятие школьного образа жизни для того, чтобы сразу показать коллегам и ученикам свое умение приспосабливаться к обстоятельствам, не меняя при этом своих взглядов на процесс обучения.
3. Стойкое неприятие системы правил (эта стратегия возможна лишь при достаточно высоком уровне независимости педагога-психолога и терпимости окружающих).
Профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой и деятельностью.
На сегодняшний день, вопрос формирования профессиональной компетентности педагога как никогда актуален в педагогической общественности. В основе многих современных исследований этой проблемы заложено определение британского психолога Джона Равена, который разработал модель формирования профессиональной компетентности как ценностно-мотивационной стороны личности. Он отмечает, что на формирование профессиональной компетенции влияет не создание благоприятных внутренних и внешних факторов деятельности, а развитие самого человека как личности.
Проблема психологической защищенности личности также является одной из фундаментальных в вопросах сохранения психического здоровья и личностной гармоничности. Она актуальна в мировой психологии и лично для каждого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром на разных этапах своего развития.
Изучение психологической защиты у педагогов представляется интересным и важным моментом, т.к. именно психологическая защита отражает гармоничность развитой личности, адекватность восприятия окружающей действительности и умение решать личностные и профессиональные проблемы. Однако, проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы выяснили, что механизмы психологической защиты в педагогической дельности исследованы недостаточно, не выявлены ведущие или наиболее используемые.
Психологическая защита педагога состоит из набора определенных защитных механизмов, находящихся в особой взаимосвязи друг с другом. Согласованность этих механизмов между собой и равномерность представленности их в структуре психологических защит личности педагога обуславливает эффективность функционирования данной структуры и определяет социально-психологические и профессионально-педагогические особенности деятельности и поведения.
На каждом из этапов профессионального становления педагога преобладают свои защитные механизмы, положительно коррелирующие с некоторыми важными аспектами самого процесса становления (уровень самоактуализации, тревожности и психологической адаптивности).
Однако такой механизм как отрицание наблюдается на всех этапах становления. Отрицание – форма психологической защиты. Характеризуется недостаточным осознанием определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их осознании. В психоаналитической терапии отрицание имеет важное психологическое и символическое значение. Оно позволяет с большой долей вероятности судить о действенности вытесненного бессознательного и сопротивления, а также отслеживать соответствующие реакции пациента, свидетельствующие о том, что за его негативизмом скрывается утвердительный смысл, имеющий прямое отношение как к бессознательным желаниям, мыслям, чувствам, так и к успехам психоаналитического лечения, поскольку нередко в ответ на ложную конструкцию аналитика пациент никак не реагирует, в то время как на верную конструкцию у него может возникнуть негативная терапевтическая реакция, сопровождающаяся явным ухудшением его самочувствия.
Выявленные особенности психологической защиты педагогов на различных этапах профессионального становления могут быть учтены при организации адаптационных мероприятий, а также для тренинговых и семинарских занятий, направленных на диагностику и профилактику профессионального выгорания педагогов.
Исследование психологической защиты на разных этапах профессионального становления можно проводить в целях выявления конкретных характеристик психологических защит, способствующих успешной адаптации и полноценного развития личности педагога как профессионала.
Рекомендуем посмотреть:
Николай Корф. Педагогические идеи Профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности Цитаты Ушинского Права и обязанности учителяПохожие статьи:
Визитная карточка учителя на конкурс
Высказывания о воспитании детей
Автор: Елена Михайловна Дюбкачева
Опубликовано: 2670 дней назад (12 июля 2017)
Просмотров: 4890
Блог: Блог Елены Дюбкачевой
Рубрика: Без рубрики
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|
||
|