Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Беседа для старших дошкольников в детском саду "Адыгский Новый год"

Беседа в детском саду для детей старшей - подготовительной группы на тему: Новый год
История Адыгского Нового года
Адыгский Новый год наступал в день весеннего равноденствия, 21 марта. Именно с этогодня в землю будут проникать солнечные лучи, они разбудят и вытянут, позовут из земли траву, растения, злаки...
Этот день старики называли "Къэрэу лъакъо тхьак1ыжь" (мытье ног журавля). Адыги старались проследить за их поведением. По преданиям, если птица вела себя понуро, опустив голову, стояла в грязной, холодной воде, считалось, что весна будет плохой и неурожайной. А если журавль, помыв ноги в чистой воде, весело перепархивал с места на место и поднимался в небо, адыги говорили, что весна ожидается хорошей, урожайной.
22 марта вечером глашатай, сидя на муле, объезжал аул и оповещал о наступлении Нового года, поздравляя с праздником и приглашая и млад и стар собраться на следующий день, пока еще солнце не взошло у Святого дерева «Чъыгыудж» (буквально: танцующее дерево).
В тот же вечер молодые парни и девушки собирались и ходили по дворам с факелами, от дома к дому, распевая обрядную песню, в которой разносилась хвала грядущему году, выражалась надежда на добрый урожай.
Население приветствовало молодежь восторженно, одаривало её сладостями, добрыми пожеланиями в наступающем году. Люди в эту ночь не спали, бодрствовали. В очагах горел огонь, сквозь небольшие окна каждого жилища пробивался на улицу свет. А к утру весь народ, распевая песни, толпами тянулся к «танцующему дереву».
Святое дерево, могучий ствол которого едва ли могло охватить взявшись за руки несколько человек, заранее украшалось разноцветными лоскутками, игрушками и, непременно, растянутой сырой шкурой разделанного домашнего животного.
Все собравшиеся становились лицом на восток – к восходу солнца. Вперед выдвигался один из самых уважаемых старейшин аула, державший одной рукой «Хьалыжъу» (пирог с сыром), другой рукой – наполненный «Бахъсымэ» (хмельной напиток из проса) рог, а рядом по обе стороны стояли два подростка – мальчик и девочка.
Все вытягивают руки в сторону солнца, а старейшина, глядя на восходящее солнце, произносит «хъохъу» (здравицу) в честь Нового года: «Входи в наш дом, неся с собой счастье и добро, чтобы болезни обходили нас и над нами сияло мирное небо, чтобы наш очаг был полон пищи, и всё, что душе угодно, оказывалось в наших руках. Скажем «амин», чтобы грядущий год стал для всех нас счастливым».
В этот день адыги ежегодно ждут появления героя эпоса адыгов «Нарты», бесстрашного и самоотверженного САУСЭРЫКЪО (прообраза греческого Прометея). Ведь этот герой совершил столько подвигов: вернул похищенные великаном-злодеем семена проса, которые некогда даровал народу Бог плодородия Тхагаледж, отнял у богов бесценный дар, эликсир бессмертия САНЭ (оттуда и пошло название «нарзан»), любимой мине¬ральной воды Кавказа, а главное - добыл у великанов огонь и спас свой народ от гибели.
Героя не стало, но каждую весну, когда природа просыпается, из-под кургана, где он похоронен, доно¬сится стон и голос Саусэрыкъо: «Ах, если бы я мог вернуться на землю хотя бы на три дня, я бы уничтожил все зло на земле и мой народ был бы счастлив и свободен!».
Ожидая возвращения любимого героя и заступника, в каждом черкес¬ском (адыгском) доме, разводили новый огонь, выбеливали очаг, накрывали в госте-вой комнате стол для желанного гостя, а в конюшне раскладывали овес и сено для верного коня героя, Тхожия.
Все с надеждой ждали возвращения Саусэрыкъо.
Новый год-любимейший праздников адыгов. Накануне Нового года возносятся молитвы Всевышнему и загады¬ваются заветные желания

Кухня Новогоднего застолья.
Новый год-это семейное застолье с обрядовыми блюда¬ми. В этот день адыгский праздничный стол должен ломиться от вкусностей и яств, даже блюда «славили» солнце. И сейчас столы адыгов обязательно украшают щалам – жареная лепешка, куае – адыгский сыр, бахсыма – напиток из кукурузной муки. Все эти блюда по форме или цвету напоминают солнце.
К Новогоднему столу обязательно подаётся ашрай (луковый суп на молоке).Ашрай готовится из 7 компонентов: кукурузы, пшеницы, фасоли, отваривается на воде, либо на курином или мясном бульоне в течение 1,5-2 часов. Перед употреблением ашрай разбавляют молоком (варенцом, ряженкой, кефиром, сывороткой), сдабривают луковой зажаркой. В Новый год все члены семьи должны отведать ашрай. Необходимо им угостить больше семи соседей, потому что 7 для адыгов – священная цифра.
Однако королевой праздничного стола остаётся натрыфпастэ – мамалыга. Кукурузные лепёшки жарят на подсолнечном масле. Горячую кукурузную лепёшку надевают на палочку и дарят детям как символ солнца. На кукурузной муке жарят сдобу с адыгейским сыром – гуубаты и халюжи. Адыги много взяли из казачьей кухни. Уже нельзя представить себе, как обойдётся новогодний адыгский стол без вареников с адыгейским сыром, картошкой, пирога с сыром и специями.
Обрядовым напитком в эту ночь является бахсыма. Рецепт древнего напитка из кукурузной муки у каждой хозяйки свой. Но стал он известен, благодаря записям путешественников по Кавказу в XVIII веке.

НОВОГОДНИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Первый день Нового года, который адыги праздновали 21 марта, считался «границей тепла и холода», наступлением долгожданного тепла.
В этот день адыги ходили друг к другу и поздравляли с Новым годом. Подарки гото¬вились заранее и подбирались с любовью. Дарить старались то, в чем нуждалась семья больше всего.
Ритуал преподнесения подарка проводился в шутливой форме. Да¬рящий настоятельно просил одолжить ему то, чего, наверняка, не было в семье и, услышав, что нет того, что он просит, с радостью, с добры¬ми благопожеланиями вручал свой подарок главе семьи.

НОВОГОДНИЕ КУПАНИЯ
Издревле адыги считали, что чистая вода, особенно родниковая и дождевая, а также роса имеют целебные свойства и являются даром небес.
На рассвете, после новогодней ночи, мать будила детей и всем семейством шли к речке. Искупаться в чистой речной воде ранним утром считалось доброй приметой и залогом крепкого здоровья и счастья. Даже младенцев, не научившихся ходить, также несли к реке взрослые, им мыли лицо и ручки.
Взрослые тоже не отказывали себе в радости окунуться в обжигаю¬щую свежесть утренней речной воды. И хотя вода в конце марта утром была ледяной - никто не болел. Воду, в которой люди купались в но¬вогоднее утро, считали священной и называли ее «Зэнзэныпс».

Народные игры.
После застолья затевалась ритуальная игра, которая называлась «скатывание орехов», в игре участвовали и взрослые, и дети. Для этого делали из доски наклонную плоскость и по ней скатывали по одному ореху. Если орех играющего касался ореха предыдущего игрока, то он выигрывал. Игра проходила оживленно и увлекательно. Взрослые незаметно подыгрывали детям, доставляя этим массу удовольствия и радости. Кроме того, все дети загадывали свои желания, которые должны были непременно сбыться в Новом году.
Орех у адыгов был символом плодородия и мудрости. Давно было замечено, что ядрышки орехов похожи на мозг человека. Ореховый жезл хатияко на адыгском игрище был символом мудрости, символом божест¬венных сил, олицетворяющих удачу и благоденствие.
А вот ещё несколько народных игр адыгов, с которыми я хочу вас познакомить, ну и, конечно, поиграть в них.
«Всадник» ШЫУ
Подготовка: В игре участвуют четыре и больше игроков. Они распределяются по парам. Отмечается линия старта, а на расстоянии 20 метров от неё проводится линия финиша.
Описание игры: Первый игрок – «конь» - вытягивает руки назад-вниз, а второй – «наездник» - берёт его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой.
Правила игры: Побеждает пара, которая ни разу не проиграла забег.

«Меткий стрелок» ШЭКIО ЩЭРЫУ
Подготовка: В игре участвуют пять и более детей. Чертится круг диаметром около двух метров за прямоугольником длиной сторон примерно по три на пять метра. Выбираются два охотника (шакIо). В руках у них по мячу. Охотники становятся в круг.
Описание игры: Охотники, находясь в своём домике (круге, должны мячом попасть в игроков, перебегающих коридор (прямоугольник). Выбитый игрок занимает место охотника, а тот который его выбил, занимает место в коридоре.

«Скакание на одной ноге» ХЬАМЛЪАЩЭ
Подготовка: Игра проводится на ровной площадке. Участвуют два человека. На земле чертится круг диаметром 3 метра.
Описание: Не выходя из круга, один игрок делает скачки на одной ноге и стремится догнать другого игрока. Если ему это удаётся, то игроки меняются местами.
Правила игры: Игроку, за которым ведётся преследование, не разрешается покидать пределы круга. Не разрешается игроку нападения делать смену ног во время соперничества.
Адыги – это маленький народ большой Земли. Адыги – это большой народ своей страны. Адыги – это народ, который уважает и соблюдает многовековые традиции и вот, как об об адыгах написал Киримизе Жанэ
Так в Адыгее говорят
Будь щедр, как сад, будь добр, как дом,
И на добро ответь добром.
Но глуп, кто любит всех подряд,-
Так в Адыгее говорят.
В беде любому помоги,
Не лги врагу, себе не лги,
Ложь – не спасенье, а яд, -
Так в Адыгее говорят.
С лица смывает грязь вода,
С души – не смоет никогда,
Не сможет грязи смыть наряд,-
Так в Адыгее говорят.
Оставь свой след в чужой судьбе.
Пускай же в память о тебе
Деревья весело шумят,-
Так в Адыгее говорят.
Все на земле имеет вес.
Слова свои сначала взвесь,
Тогда они и прозвучат,-
Так в Адыгее говорят.
Отчизну матерью зовем.
Что выше есть и что святее!
Нигде не забывай свой дом
Каких бы не искал путей.
И мать, и Родина – одна –
От колыбели нам дана.
Они навек в сердцах царят,-
Так в Адыгее говорят.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект тематической беседы в старшей группе на тему: Дружба Музыка Свиридова для детей. Беседа с детьми старшей группы Рассказ о весеннем празднике для детей старшей группы. День Оленевода Беседа для детей старшего дошкольного возраста: Джанни Родари

Похожие статьи:

Беседа о смелости со старшими дошкольниками

Беседа о трудолюбии в подготовительной группе

Беседа о зависти с дошкольниками подготовительной группы

Важнейшие события в истории России для детей 5-8 лет

О русских богатырях для детей 6-7 лет

Народные пословицы и поговорки для дошкольников | Беседа в подготовительной группе детского сада: Достопримечательности Адыгеи
Опубликовано: 2470 дней назад (19 марта 2018)
Просмотров: 2623
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!