Рассказ о весенних праздниках для детей старшей группы
Автор: Грибова Екатерина Константиновна, воспитатель МБДОУ №10 детский сад «Брусничка», г. СалехардРассказ о весеннем празднике детям старшего дошкольного возраста на тему: "День оленевода на Ямале".
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию рассказ для детей старшего дошкольного возраста по теме «День оленевода». Данный материал будет полезен детям старшей группы, родителям, воспитателям. Рассказ направлен на ознакомление с традициями и социокультурными ценностями нашего коренного народа.
Назначение работы: Одной из педагогических проблем является проблема воспитания у детей чувства уважения к истории и культуре родного края, населяющих его народов. Российская Федерация - многонациональная страна, поэтому немаловажным в образовательном процессе является национально - региональный компонент. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране - необходимые качества каждому человеку. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле.
Цель: Приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре коренных народов, населяющих территорию Ямала, к их традициям и обычаям, нравственно – эстетическим ценностям. Сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям северных народов, к их труду, жизни посредством действенного познания.
Задачи: 1. Закрепить представления детей о традиционном виде промысла ненцев - оленеводство, о устройстве ненецкого жилища (чум), предметах быта, одежды и обуви.
2. Развивать интерес к ненецким народным праздникам, традиционным соревнованиям и играм народов Севера.
3. Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям коренных народов Севера, чувство гордости, любви к малой Родине.
Демонстрационный материалы: Карта Ямало-Ненецкого автономного округа, фото с праздника ненцев «День оленевода».
Ход рассказа: Воспитатель: - Ребята, скажите, в какой стране мы с Вами живем?
Дети: - Наша страна Россия, Российская Федерация.
Воспитатель: - Правильно, ребята. (приветствуется показ карты Российской Федерации). Мы живем в России, В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется наш округ, наша малая Родина, в которой мы с вами живем?
Дети: - Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямал.
Воспитатель: - Молодцы, (показать карту ЯНАО)
Воспитатель: - Это карта Ямало-Ненецкого автономного округа, или как все коротко называют Ямал. На Ямале проживают коренные народы, такие как ненцы, ханты, селькупы, коми, зыряне. Каждый год в первый месяц весны отмечают народный праздник «День оленевода», который с нетерпением ждут весь год. В город, где проводится праздник, приезжают гости и спортсмены из национальных поселков, из разных районов Ямала, со всей России и даже из иностранных государств.
В этот день можно увидеть культуру этих народов, их традиции и образ жизни. Это и национальные виды спорта, гонки на оленьих упряжках, и колоритная национальная одежда, быт. В общем, в этот день мы переносимся в потрясающий и загадочный мир оленеводов.
Оленеводство – это одна из самых редких «профессий» в мире. Ей нельзя научиться, оленеводом можно только родиться. На Ямале более 14 тысяч человек ведут кочевой образ жизни – живут так же, как жили их предки, сохраняют и передают от поколения к поколению секреты мастерства и традиции своего народа. День оленевода празднуют не только тундровики, но и городские жители.
С самого утра проходят соревнования по национальным видам спорта.
- Гонки на оленьих упряжках. Упряжки стартует парами, после старта судьи и засекается время. Погонщик должен пройти весь путь. Если погонщик с упряжкой сошел с дистанции, то ему дается еще одна попытка после окончания всех заездов.
Воспитатель: - Лыжные гонки спортсменов из национальных поселков отличаются от обычных тем, что они соревнуются на широких охотничьих лыжах, которые они используют в своей обыденной жизни.
Воспитатель: - Такой вид соревнования, как метание тыньзяня на хорей тоже возник из жизни ненцев. Это навык, требующий меткости, им необходим в повседневной жизни для ловли оленей.
Воспитатель: - Борьба. Надо свалить противника держась за его национальный пояс. Разрешаются подножки и броски. Участник, упавший на ковер считается побеждённым.
Воспитатель: - Перетягивание палки. Два участника садятся на маты напротив друг друга, упираясь ступнями ног в доску (ноги при этом должны быть прямыми в коленях), и берутся руками за палку. Хват произвольный, т.е. можно браться одной рукой хватом сверху, другой – хватом снизу. По команде судьи соперники начинают тянуть палку на себя. Победителем считается тот, кто перетянул соперника на свою сторону или приподнял его от мата.
Воспитатель: - Прыжки через нарты. Прыжки выполняются одновременным отталкиванием двух ног с места; нарты расставляются по прямой линии, участник, преодолевший 10 нарт, прыжком разворачивается, на поворот дается 5 сек. Прыжки через нарты выполняются до первой ошибки.
Воспитатель: - Также проводится конкурс «Кочевая семья». Мужчины - «хозяин-мастер», женщины – «хозяйка-рукодельница», демонстрация национальной одежды, вокальные, фольклорные и обрядовые номера, смотр женских нарт с упряжью.
Воспитатель: - Экскурсия в «Мядонти Мя» (гостевой чум).
По традиции на главной площади города в дни праздника располагается этнографический музей под открытым небом. Что это за музей? Это настоящее стойбище оленеводов из нескольких чумов. Во время праздника каждый желающий может зайти в Гостевой чум, где обязательно напоют горячим чаем и угостят северной едой. Экскурсовод расскажет об особенностях быта и уклада жизни коренных жителей Севера, можно посмотреть внутреннее убранство и предметы быта.
Воспитатель: - После всех соревнований открывается праздничная ярмарка. На ярмарке продают мясо, рыбу, меха, сувениры.
А также каждый может покататься на оленьих упряжках и на снегоходах.
Воспитатель: - Что Вам больше всего понравилось?
(Слушаю мнения детей)
Воспитатель: - Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?
(Дети высказывают свои предложения)
Воспитатель: - В следующий раз непременно будем изучать интересующие вас вопросы. А вам предлагаю в группе рассмотреть альбомы, книги, журналы о нашем Севере, думаю, что вы в них найдете что–то новое и интересное для себя.
Воспитатель: - В завершении я хочу вам пожелать: любите свой родной край, берегите природу, интересуйтесь жизнью коренных жителей, и тогда вы непременно вырастите достойным гражданином!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект тематической беседы в старшей группе на тему: Дружба
Музыка Свиридова для детей. Беседа с детьми старшей группы
Беседа о весне с детьми 5-7 лет
Беседа для детей старшего дошкольного возраста: Джанни Родари
Похожие статьи:
Беседа о смелости со старшими дошкольниками
Беседа о трудолюбии в подготовительной группе
Беседа о зависти с дошкольниками подготовительной группы
Важнейшие события в истории России для детей 5-8 лет
О русских богатырях для детей 6-7 лет