Конспект занятия кружка в детском саду. Обучение грамоте «Знакомство с буквой а»
Конспект занятия по обучению грамоте (старший дошкольный возраст)
Автор: Кудряшова Е.А., воспитатель МАДОУ «Детский сад No 76 комбинированного вида», Республика Мордовия, город СаранскОтличительная особенность дополнительной образовательной программы «Развивалочка»»:
Овладение содержанием программы основано на гармоничном сочетании многообразных традиционных методов обучения с информационными технологиями (активное использование аудио-, фото- и видеоматериала), модульности в структуре занятий при освоении содержания (задания по обучению грамоте, игры и задания по развитию основных направлений речевого развития, информационно-познавательный блок «А знаете ли вы?» (ответы на самые разные вопросы юных почемучек) и практические задания на развитие мелкой моторики (тонко-координирующих движений руки) и овладение элементарными графическими умениями).
Цель: знакомство с буквой а.
Программное содержание: познакомить детей с буквой а, употреблением букв а и А, научить звуковому анализу слов шар, зима, шапка, Алёна, упражнять в подборе слов с заданной звуковой структурой, нахождении места звука в слове; закрепить знания о признаках зимы, зимних детских забавах, развивать внимание, мышление, память, артикуляционную память, моторно-графические умения; формировать интерес к языку, внимание к слову, умение радоваться каждому времени года.
Интеграция образовательных областей: образовательная область «Речевое развитие», образовательная область «Познавательное развитие», образовательная область «Физическое развитие».
Материалы и оборудование:
Фишки красные, синие, зеленые (на каждого ребенка, для работы у доски). Буквы а (5) и А (2) красного цвета для работы у доски и в индивидуальных конвертах на каждого ребенка. Большая бумажная кукла Алёна. Изображения для дидактических заданий на экране телевизора: «Назови отличительные признаки зимы», «Найди отличия у снеговиков». Индивидуальные листы с заданиями, простые карандаши по числу детей.
Методы, приемы: беседа, дидактическое упражнение, наглядный метод, практический метод.
Ход занятия:
Оргмомент:-Вспомните, на какие две большие группы делятся звуки? Что вам известно про гласные звуки? Что вам известно про согласные звуки?
Сегодня мы впервые за время работы нашего кружка познакомимся с буквой.
-Разложите на подставках фишки, обозначающие звуки гласные и звуки твердые и мягкие согласные. Выложите на столах с их помощью слово шар. Какой зимний шар нам хорошо знаком? (ёлочный шар) (Все дети работают самостоятельно за столами, у доски делает звуковой анализ один ребенок.)
- Рядом со словом шар выложите слово зима. (Все дети работают самостоятельно за столами, у доски делает звуковой анализ один ребенок.)
-А теперь уберите в словах шар и зима одинаковый гласный звук. Скажите , какой звук вы убрали? (а).
-Посмотрите на букву, которая обозначает звук а (показывает):
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко!
(рассматривает с детьми, указывает на элементы буквы, показывает расположение буквы на плакате с алфавитом).
-Перед вами конверты, в которых находятся буквы а. В них мы теперь будем хранить изученные буквы. Достаньте буквы, положите их на подставку с фишками. Во время работы буквы нужно всегда выкладывать на подставку. А сейчас в словах шар и зима на место фишек (вместо звука а) поставьте букву а.
-А сейчас выложите слово шапка (самостоятельно за столами, один ребенок - у доски).
-Ребята, теперь звук а в словах мы всегда будем обозначать буквой, а не фишкой (меняют красные фишки на буквы а).
Я предлагаю вам поиграть со словом шапка.
Дидактическое упражнение со словом шапка
Воспитатель раздает детям фишки, задавая вопросы: Какой в слове лампа 1-й? 2-й? 3-й согласный звук? Какие в этом слове гласные звуки?
Затем вызывает к доске детей по очереди по звукам: первый звук а, п, к, ш, второй звук а.
-Сегодня к нам пришла кукла Алёна (показывает большую бумажную куклу). Она еще маленькая, но очень хочет побольше узнать о зиме. Давайте ей поможем! Но сначала выложим из фишек её имя – Алёна. (Все дети работают самостоятельно за столами, у доски анализ выполняет один ребенок.)
-Ребята! Алёна - это имя. Имена, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, деревень и других населенных пунктов, рек, озер всегда пишутся с большой буквы. Большая буква А не похожа на маленькую (рассматривают, сравнивают, воспитатель раздаёт детям букву А), перепутать их нельзя, поэтому запомните, что большая буква А не пишется в середине слова или в конце него. Это будет считаться ошибкой.
При звуковом анализе слова Алёна обратить внимание на произнесение звука л', разъяснить, что третий звук в слове — о, для этого произнести слово с подчеркиванием интонацией звука о.
Дидактическая игра «Отгадай. какое загадано слово?» (по заданной структуре):
твердый согласный звук, буква а, твердый согласный звук (мак, рак);
твердый согласный звук, буква а, твердый согласный звук, буква а (мама, папа).
-А сейчас давайте расскажем Алене о зиме.
Динамическая пауза «С неба падают снежинки»(или любая другая по теме занятия)
Дидактическое задание «Назови отличительные признаки зимы» (по иллюстрации на экране телевизора)
Пример изображения:
Дидактическое задание «Найди отличия у снеговиков» (по иллюстрации на экране телевизора)
Пример изображения:
- На занятиях кружка Совушка- умная головушка всегда рассказывает нам что-то новое. Сегодня она тоже хочет рассказать нам с куклой Аленой о зиме.
Информационная страница: А знаете ли вы?
Зима- это название времени года, но не только. В Иркутской области нашей страны есть город, который называется Зима, там же протекает река, которая тоже называется Зима.
Умная страничка: упражнения в написании буквы Аа. Задание «Найди место звука» (отметить галочкой место звука а в словах, обозначенных картинками: в начале, середине, конце слова).
Пример задания:
Подведение итогов:
- Что мы сегодня узнали? (познакомились с буквой а, узнали правило написания большой буквы в начале слова, помогли узнать кукле Алёне о зиме).
Литература:
1. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы / О. С. Гомзяк. – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016.
2. Журова, Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Программа. Методические рекомендации. ФГОС / Л. Е. Журова. – М. : Вентана-Граф, 2016.
3. Косенко, Ю. А. Учусь грамоте. Пособие и рабочая тетрадь по развитию фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста / Ю. А. Косенко. – Ейск, 2014.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника посвящения в кружковцы НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Знакомство c предложением Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Тема: Весна Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе детского садаПохожие статьи:
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе в игровой форме
← Игры по сенсомоторному развитию для детей дошкольников 4-7 лет | Конспект занятия кружка по аппликация в средней группе детского сада →
Автор: Елена Алексеевна Кудряшова
Опубликовано: 2129 дней назад (24 января 2019)
Просмотров: 3047
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!