Конспект занятия кружка по развитию речи в средней группе детского сада на тему: Зима
Конспект занятия кружка познавательно-речевой направленности «Говорим правильно» на тему «Вот пришли морозы, и зима настала»
Материал предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми среднего дошкольного возраста. Является разработкой из серии конспектов занятий кружка познавательно-речевой направленности для детей 4-5 лет «Говорим правильно» по теме «Зима». Может быть использован как конспект кружкового занятия, а также как игровой материал для организации совместной деятельности педагога с детьми (отдельные игры по выбору педагога). Содержит разнообразный фотоматериал, который может транслироваться на экран телевизора при организации работы с воспитанниками в группе.С каждым годом увеличивается количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программный материал. В значительной степени это обусловлено проблемами недоразвития речи детей дошкольного возраста и, как итог, недоразвития у них мышления и других психических процессов.
В связи с этим использование в работе с дошкольниками системы игровых занятий познавательно-речевой направленности становится в современной дошкольной образовательной организации актуальным.
Новизна программы кружка познавательно-речевой направленности для детей 4-5 лет «Говорим правильно» заключается в использовании на занятиях сочетания игровых заданий разного типа по единой структуре, в нацеленности на формирование у детей творческого нестандартного подхода при выполнении заданий практической направленности.
Педагогическая целесообразность программы обоснована тем, что она является существенным дополнением к решению задач речевого развития, предусмотренных примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство», с учетом которой построена образовательная программа нашей ДОО, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать основы развития речи по всем его направлениям, но и учит планировать свою деятельность, предвидеть результат, побуждает их к творческой активности, направленной на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении разного рода работ.
Целью данной программы является речевое развитие детей 4-5 лет через систему игр и игровых упражнений, направленных на профилактику и преодоление у них трудностей при овладении русским языком.
Отличительной особенностью программы является возможность гармоничного сочетания многообразных традиционных методических приемов с аудио-, фото- и видеоматериалом для реализации через него содержания тем.
Предлагаю конспект одного из занятий кружка из тематического блока «Зима».
Конспект занятия кружка познавательно-речевой направленности «Говорим правильно» на тему «Вот пришли морозы, и зима настала»
Цель: расширение общих представлений о зиме. Программное содержание: закрепление знаний о признаках зимы, обучение использованию возможностей языка для описания зимы, её признаков, объектов, с ней связанных, отработка зукопроизношения [л'], [ф]; развитие мышления, памяти, внимания, связной речи, словаря, грамматического строя речи: упражнение в изменении существительных по падежам, развитие дыхательного аппарата, мышц артикуляционного аппарата, пальчиковой моторики; воспитание интереса к окружающему миру, желания радоваться каждому времени года.
Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: аудиозапись логопедической попевки, снежинки-жетоны, изображения на экране телевизора для игр «Назови признаки зимы», «Найди отличия у снеговиков», «Узоры на стекле», текст на экране для заучивания наизусть «Запомни и расскажи», снежинки из салфеток для дыхательного упражнения, индивидуальные задания на развитие пальчиковой моторики и моторно-графических навыков, карандаши синие, голубые по количеству детей.
Методы, методические приемы: беседа, мозговой штурм, художественное слово, заучивание; наглядный; дидактическая игра, упражнение.
Ход занятия:
I. Организационный момент:-Снова за окном зима, белая, морозная, вьюжная. Но всё равно любимая и взрослыми, и детьми. А за что же мы так любим зиму, расскажем сегодня вместе.
II. Повторение ранее изученного материала:
Артикуляционная игра: «Зарядка для язычка: прогулка язычка»
Цель: выработка правильных, полноценных движений языка, губ, нижней челюсти.
Язычок проснулся рано. Поглядел на небо и увидел солнышко. Оно ему улыбалось. Вот так (упражнение «Солнышко» - удерживание губ в улыбке, зубы не видны).
Он решил выпить чая и погулять. Сладкого чая он налил в чашку (упражнение «Чашечка»- рот широко раскрыть, высунуть широкий язык, кончик и края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их).
И пил Язычок чай с бубликами (упражнение «Бублик»- зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед (как при произнесении звука «о»), видны верхние и нижние резцы.
Часики торопили Язычка на улицу (упражнение «Часики» - высунуть узкий язык и под счет выполнять им движения вправо – влево к углам рта).
Наконец Язычок оделся и отправился кататься на горку (упражнение «Горка» - рот приоткрыт, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а кончик языка упирается в нижние передние зубы).
А потом качался на качелях (упражнение «Качели»- выполнять движения языком вверх – вниз (рот широко открыт).
Язычок устал и отправился домой.Закрыл одну дверь (показывать сомкнутые зубы с раскрытыми губами).Затем другую (сомкнуть зубы и губы).И лег спать (язык свободно без напряжения лежит во рту).
Логопедическая попевка о зиме, заученная ранее «Ли-ли, ли-ли, улетели журавли» Е.Железновой
Цель: отработка звукопроизношения: звук [л']
III. Основная часть, построенная в игровой, занимательной форме с учётом принципа повышения мотивации ребёнка к деятельности:
Воспитатель:
-Зимушка-зима приготовила для вас сюрпризы – маленькие резные снежинки. Каждый из вас, правильно ответивший на вопрос, будет получать снежинку. В конце занятия узнаем, кто был самым активным и внимательным.
Дидактическая игра «Назови признаки зимы» (развитие мышления, памяти, связной речи, словаря: проговорить и разъяснить: снегопад, снежный покров)
Изображение на экране телевизора
Воспитатель:
-Вспомните и назовите признаки зимы, пользуясь иллюстрацией на экране телевизора.
Дидактическая игра «Найди отличия у снеговиков» (развитие внимания, мышления, связной речи)
Изображение на экране телевизора
Воспитатель:
-Не показывая пальцем, найдите и назовите отличия между картинками.
Дидактическая игра (мозговой штурм) «Узоры на стекле» (развитие словаря (подобрать прилагательные))
Изображение на экране телевизора
Воспитатель:
-Посмотрите, какие замечательные узоры мороз нарисовал на стекле. Подберите для описания узоров как можно больше слов, которые отвечают на вопрос: какие.
(Например, ледяные, морозные, нежные, тонкие, прозрачные, искрящиеся, красивые, пушистые).
Пальчиковая гимнастика «Как на горке снег, снег…»
Как на горке снег, снег
(встать на носочки, руками описать круг, опустить вниз)
И под горкой снег, снег,
(наклониться вперёд, руки плавно развести в стороны, выпрямиться, опустить руки вниз)
И на ёлке снег, снег,
(руки несильно развести в стороны, покачаться)
И под ёлкой снег, снег,
(присесть, раскрытые ладони положить на пол)
А под снегом спит медведь:
(приложить палец к губам)
Тише, дети, не шуметь!
(произносить шёпотом, поворачиваясь в разные стороны)
Дидактическая игра «Доскажи словечко» (развитие грамматического строя речи: изменение существительных по падежам)
Воспитатель:
-Я буду читать предложения, а вы правильно договаривать слова:
Зимой можно:
Лепить из снега… снеговика,
Кататься с горки на … санках,
Кататься на катке на… коньках,
Съезжать на санках с… горки,
Кататься по лыжне на… лыжах,
Строить крепость из… снега,
Видеть морозные узоры на … окнах (стеклах),
Класть корм для птиц в… кормушку,
Мечтать о новогодних… подарках,
Встречать Деда Мороза, идущего в гости к… детям,
Наблюдать за снежинками, кружащимися в.. воздухе!
Дыхательное упражнение с отработкой зукопроизношения «Снежинка полетела» (на выдохе произносить «ф-ф-ф-у», использовать вырезанные из салфеток снежинки)
Заучивание стихотворения «Запомни и расскажи»
Пример текста
IV. Закрепление (задания на развитие пальчиковой моторики и моторно-графических навыков ребёнка): обводка снежинок по пунктирным линиям (предлагаются два варианта заданий разного уровня сложности).
Образцы заданий
Подведение итогов занятия:
- Сегодня мы ещё раз вспомнили, сколько радости приносит нам зимушка-зима. А самыми активными и внимательными были… Они собрали сегодня больше всех снежинок!
Литература:
1. Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: 1989.
2. Колесникова Е. 500 игр для коррекционно-развививающего обучения детей 3-7 лет. М.: Ювента, 2004.
3. Колесникова Е. Слушай, смотри, делай! Рабочая тетрадь № 1 для детей 3-5 лет. М.: Ювента, 2003.
4. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез. 2014.
5.Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы. Снежинка Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы ДОУ Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы «Зима». Конспект занятия кружка средней группе детского сада на тему «Как животные готовятся к зиме»Похожие статьи:
← Конспект занятия кружка средней группе детского сада на тему «Как животные готовятся к зиме» | Конспект занятия кружка в средней группе детского сада на тему: Новый год! →
Автор: Елена Алексеевна Кудряшова
Опубликовано: 2846 дней назад (5 февраля 2017)
Просмотров: 5078
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!