Конспект занятия кружка по развитию речи в средней группе детского сада на тему: Зима
Конспект занятия кружка познавательно-речевой направленности «Говорим правильно» на тему «Вот пришли морозы, и зима настала»
Материал предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми среднего дошкольного возраста. Является разработкой из серии конспектов занятий кружка познавательно-речевой направленности для детей 4-5 лет «Говорим правильно» по теме «Зима». Может быть использован как конспект кружкового занятия, а также как игровой материал для организации совместной деятельности педагога с детьми (отдельные игры по выбору педагога). Содержит разнообразный фотоматериал, который может транслироваться на экран телевизора при организации работы с воспитанниками в группе.С каждым годом увеличивается количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программный материал. В значительной степени это обусловлено проблемами недоразвития речи детей дошкольного возраста и, как итог, недоразвития у них мышления и других психических процессов.
В связи с этим использование в работе с дошкольниками системы игровых занятий познавательно-речевой направленности становится в современной дошкольной образовательной организации актуальным.
Новизна программы кружка познавательно-речевой направленности для детей 4-5 лет «Говорим правильно» заключается в использовании на занятиях сочетания игровых заданий разного типа по единой структуре, в нацеленности на формирование у детей творческого нестандартного подхода при выполнении заданий практической направленности.
Педагогическая целесообразность программы обоснована тем, что она является существенным дополнением к решению задач речевого развития, предусмотренных примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство», с учетом которой построена образовательная программа нашей ДОО, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать основы развития речи по всем его направлениям, но и учит планировать свою деятельность, предвидеть результат, побуждает их к творческой активности, направленной на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении разного рода работ.
Целью данной программы является речевое развитие детей 4-5 лет через систему игр и игровых упражнений, направленных на профилактику и преодоление у них трудностей при овладении русским языком.
Отличительной особенностью программы является возможность гармоничного сочетания многообразных традиционных методических приемов с аудио-, фото- и видеоматериалом для реализации через него содержания тем.
Предлагаю конспект одного из занятий кружка из тематического блока «Зима».
Конспект занятия кружка познавательно-речевой направленности «Говорим правильно» на тему «Вот пришли морозы, и зима настала»
Цель: расширение общих представлений о зиме. Программное содержание: закрепление знаний о признаках зимы, обучение использованию возможностей языка для описания зимы, её признаков, объектов, с ней связанных, отработка зукопроизношения [л'], [ф]; развитие мышления, памяти, внимания, связной речи, словаря, грамматического строя речи: упражнение в изменении существительных по падежам, развитие дыхательного аппарата, мышц артикуляционного аппарата, пальчиковой моторики; воспитание интереса к окружающему миру, желания радоваться каждому времени года.
Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: аудиозапись логопедической попевки, снежинки-жетоны, изображения на экране телевизора для игр «Назови признаки зимы», «Найди отличия у снеговиков», «Узоры на стекле», текст на экране для заучивания наизусть «Запомни и расскажи», снежинки из салфеток для дыхательного упражнения, индивидуальные задания на развитие пальчиковой моторики и моторно-графических навыков, карандаши синие, голубые по количеству детей.
Методы, методические приемы: беседа, мозговой штурм, художественное слово, заучивание; наглядный; дидактическая игра, упражнение.
Ход занятия:
I. Организационный момент:-Снова за окном зима, белая, морозная, вьюжная. Но всё равно любимая и взрослыми, и детьми. А за что же мы так любим зиму, расскажем сегодня вместе.
II. Повторение ранее изученного материала:
Артикуляционная игра: «Зарядка для язычка: прогулка язычка»
Цель: выработка правильных, полноценных движений языка, губ, нижней челюсти.
Язычок проснулся рано. Поглядел на небо и увидел солнышко. Оно ему улыбалось. Вот так (упражнение «Солнышко» - удерживание губ в улыбке, зубы не видны).
Он решил выпить чая и погулять. Сладкого чая он налил в чашку (упражнение «Чашечка»- рот широко раскрыть, высунуть широкий язык, кончик и края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их).
И пил Язычок чай с бубликами (упражнение «Бублик»- зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед (как при произнесении звука «о»), видны верхние и нижние резцы.
Часики торопили Язычка на улицу (упражнение «Часики» - высунуть узкий язык и под счет выполнять им движения вправо – влево к углам рта).
Наконец Язычок оделся и отправился кататься на горку (упражнение «Горка» - рот приоткрыт, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а кончик языка упирается в нижние передние зубы).
А потом качался на качелях (упражнение «Качели»- выполнять движения языком вверх – вниз (рот широко открыт).
Язычок устал и отправился домой.Закрыл одну дверь (показывать сомкнутые зубы с раскрытыми губами).Затем другую (сомкнуть зубы и губы).И лег спать (язык свободно без напряжения лежит во рту).
Логопедическая попевка о зиме, заученная ранее «Ли-ли, ли-ли, улетели журавли» Е.Железновой
Цель: отработка звукопроизношения: звук [л']
III. Основная часть, построенная в игровой, занимательной форме с учётом принципа повышения мотивации ребёнка к деятельности:
Воспитатель:
-Зимушка-зима приготовила для вас сюрпризы – маленькие резные снежинки. Каждый из вас, правильно ответивший на вопрос, будет получать снежинку. В конце занятия узнаем, кто был самым активным и внимательным.
Дидактическая игра «Назови признаки зимы» (развитие мышления, памяти, связной речи, словаря: проговорить и разъяснить: снегопад, снежный покров)
Изображение на экране телевизора

-Вспомните и назовите признаки зимы, пользуясь иллюстрацией на экране телевизора.
Дидактическая игра «Найди отличия у снеговиков» (развитие внимания, мышления, связной речи)
Изображение на экране телевизора

-Не показывая пальцем, найдите и назовите отличия между картинками.
Дидактическая игра (мозговой штурм) «Узоры на стекле» (развитие словаря (подобрать прилагательные))
Изображение на экране телевизора

-Посмотрите, какие замечательные узоры мороз нарисовал на стекле. Подберите для описания узоров как можно больше слов, которые отвечают на вопрос: какие.
(Например, ледяные, морозные, нежные, тонкие, прозрачные, искрящиеся, красивые, пушистые).
Пальчиковая гимнастика «Как на горке снег, снег…»
Как на горке снег, снег
(встать на носочки, руками описать круг, опустить вниз)
И под горкой снег, снег,
(наклониться вперёд, руки плавно развести в стороны, выпрямиться, опустить руки вниз)
И на ёлке снег, снег,
(руки несильно развести в стороны, покачаться)
И под ёлкой снег, снег,
(присесть, раскрытые ладони положить на пол)
А под снегом спит медведь:
(приложить палец к губам)
Тише, дети, не шуметь!
(произносить шёпотом, поворачиваясь в разные стороны)
Дидактическая игра «Доскажи словечко» (развитие грамматического строя речи: изменение существительных по падежам)
Воспитатель:
-Я буду читать предложения, а вы правильно договаривать слова:
Зимой можно:
Лепить из снега… снеговика,
Кататься с горки на … санках,
Кататься на катке на… коньках,
Съезжать на санках с… горки,
Кататься по лыжне на… лыжах,
Строить крепость из… снега,
Видеть морозные узоры на … окнах (стеклах),
Класть корм для птиц в… кормушку,
Мечтать о новогодних… подарках,
Встречать Деда Мороза, идущего в гости к… детям,
Наблюдать за снежинками, кружащимися в.. воздухе!
Дыхательное упражнение с отработкой зукопроизношения «Снежинка полетела» (на выдохе произносить «ф-ф-ф-у», использовать вырезанные из салфеток снежинки)
Заучивание стихотворения «Запомни и расскажи»
Пример текста

Образцы заданий


- Сегодня мы ещё раз вспомнили, сколько радости приносит нам зимушка-зима. А самыми активными и внимательными были… Они собрали сегодня больше всех снежинок!
Литература:
1. Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: 1989.
2. Колесникова Е. 500 игр для коррекционно-развививающего обучения детей 3-7 лет. М.: Ювента, 2004.
3. Колесникова Е. Слушай, смотри, делай! Рабочая тетрадь № 1 для детей 3-5 лет. М.: Ювента, 2003.
4. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез. 2014.
5.Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.
Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
← Конспект занятия кружка средней группе детского сада на тему «Как животные готовятся к зиме» | Конспект занятия кружка в средней группе детского сада на тему: Новый год! →
![]() |
Автор: Елена Алексеевна Кудряшова
Опубликовано: 2994 дня назад (5 февраля 2017)
Просмотров: 5214
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!