Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
Обмен опытом работы по теме «Внеурочная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО»
«Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу».
Камю А.
В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.В обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели; людях, умеющих творчески мыслить. Поэтому, одной из приоритетных задач начальной школы является создание условий для развития творческой одаренности учащихся, предъявляемых ФГОС НОО.
Исходя из вышесказанного, можно считать, что развитие уникального творческого потенциалаи творческой одаренности каждого ученика, является актуальной проблемой, стоящей перед начальной школой.
Взгляните на своих детей и воспитанников. Посмотрите в их глаза. Может быть именно они - гении? Возможно, эти ребята талантливы? Или одарены?
Как же организовать образовательный процесс так, чтобы ребенкубыло интересно учиться и общаться с учителем и со сверстниками, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал?
Творческая одаренность – особое явление, которое невозможно без деятельности, причем продуктивной. В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Этому способствуют различные формы работы, успешно реализованные педагогомво внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Хочу остановиться на основных направлениях в своей работе по развитию творческой одаренности младших школьников через внеурочную деятельность, работая по программам:
1) «Умка» (общеинтеллектуальное направление);
2) «Речевое развитие» (общеинтеллектуальное направление);
3) «Театральная студия фантазия» (общекультурное направление);
4) индивидуально-творческий подход к организациидеятельности детей.
В рамках кружка «Умка» я организую разработку и реализацию детьми проектов, проведение исследований, участие в кружках, олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, ведение портфолио личных достижений, творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Учить творчеству также помогает теория решения изобретательских задач. Например, методы «мозгового штурма», «проб и ошибок», «разрешения противоречий», которые помогают детям выделить проблему, найти противоречие, поставить цель исследования, спланировать свою творческую деятельность, достичь результата.Наибольший эффект в развитии творческих способностей оказывают следующие формы работы:
• ежедневное включение творческих заданий и упражнений;
•вовлечение учащихся в творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся;
• дидактические и сюжетно – ролевые игры;
• экскурсии, наблюдения;
• творческие мастерские;
• тренинги.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для появления потребности в общественном признании, приходит осознание собственной индивидуальности и начинается поиск путей самовыражения. Творчество уже воспринимается как социально значимое явление. Поэтому большое внимание я уделяю участию детей в интеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах, в которых они становятся победителями и призерами на различных уровнях (см.слайд).
Известно, что наиболее сильным эмоциональным воздействием на ребенка обладают литература, музыка и живопись. Чтобы способствовать развитию творческой одаренности учащихся своего класса, мною в рамках внеурочной деятельности проводятся кружки: «Речевое развитие» и театральная студия «Фантазия». На наших занятиях мы используем все эти виды искусства. Занимаясь в этих кружках, ребята пишут литературные произведения, участвуют в различных конкурсах, рисуют, придумывают и ставят танцы. В рамках этой работы я стараюсь использовать разнообразные формы занятий: занятие-экскурсия, занятие-сказка, занятие-соревнование, занятие-путешествие, занятие-игра.
Участие ребят в театральном кружке «Фантазия» создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, умения взаимодействовать в коллективе и рефлексировать, содействует развитию художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта, становления самосознания, то есть для развития творческой одаренности.
Создавая театральный кружок в своем классе, я смогла объединить детей, предложить общение. Участвуя в процессе создания спектакля, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, изготавливать персонажи, элементы декорации. Кроме этого учащиеся учатся координировать действия, что способствует созданию общности между детьми и взрослыми, взаимодействию и их сотрудничеству. В итоге учащиеся получают большой социальный опыт.
Спектакль имеет огромный воспитательный потенциал. Речь идет не о подготовке к профессиональной актерской карьере, но «о проверке действием» множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители. Дети приобретают опыт публичного выступления, учатся владеть своим телом и не стесняться его.Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития.
Как отметил известный педагог Ш.А.Амонашвили: «Вот оно – учение с увлечением, постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство, помогающее нам заселить свое уникальное духовное царство великолепным образом человеческого творения, посеять те зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрение, моральные устои».
Деятельность театрального кружка располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формирование художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы в коллективе, самовоспитания, организованности и ответственности). Занятия в театральном кружке развивают речь, мимику, помогают преодолевать трудности в общении. В результате занятий в кружке классный коллектив становится сплоченнее. Активно развивается творческое сотрудничество учащихся и родителей. Создается ситуация успеха для социализации учащихся в обществе. Результатом данной деятельности являются театрализованные праздничные программы как внутри класса, так и выступления на общешкольных мероприятиях, защита творческих проектов, победы в музыкальных фестивалях и конкурсах художественного слова. (см.слайд)
Следующим направлением в развитии творческой одаренности является тщательная работа с текстом. Поэтому с первых дней учёбы я веду целенаправленную систематическую работу по развитию речи учащихся. В кружке «Развитие речи» и театральной студии «Фантазия» я учу детей презентовать свои работы устно и письменно, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, задавать вопросы к наблюдаемым явлениям, владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно создавать устные и письменные работы по развитию речи: рассказы, мини-сочинения, эссе, сказки, стихи.
Детям очень нравятся занятия по программе«Речевое развитие. Они с удовольствием выполняют творческие работы, стараются оформить их красочно и оригинально, ведут специальные тетради для творческих работ. Лучшие произведения отправляем на конкурсы, представляем на праздниках. Это свидетельствует о том, что развитие речи формирует у детей коммуникативную компетенцию, то есть внутреннюю готовность и способность к речевому общению. В результате организованной таким образом работы происходит развитие устной и письменной речи младших школьников, формируется вкус, расширяется читательский кругозор, развивается творческий потенциал ребенка. Безусловно, это процесс кропотливый, но увлекательный не только для ребенка, но и для педагога. Одним из показателей результативности такой работы является активное участие ребят нашего класса в конкурсах художественного слова, проектов, творческих работ. (см.слайд)
Таким образом, в работе по развитию творческой одаренности учащихся в нашем классе сложились следующие принципы: максимальное разнообразие предоставляемых возможностей, свобода выбора, возрастание роли внеурочной деятельности, индивидуализация и дифференциация, сотрудничество детей и родителей.
Творческая одаренность - это способность к самореализации в различных областях жизнедеятельности. В основе такой одаренности лежит творческий потенциал – нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Для этого необходимо развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика начальной школы, используя индивидуально-творческий подход к организациидеятельности детей.
1) Систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности школьников. Для этого я стараюсь создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Я считаю, что основным принципом развития творческого потенциала является принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. Этот принцип означает, что для развития творческой одаренности детей необходимо систематически обращать их к собственным эмоциональным переживаниям.
2) Еще одним необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии — безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Эти принципы должны соблюдаться во взаимодействии между детьми и взрослыми. Практически это означает, что позитивно подкрепляются и одобряются все ответы ученика. В отличие от обычного обучения, при котором ошибки исправляются, при развитии творческой одаренности ребенку предоставляется «право на ошибку». Это фактически означает, что ошибок нет вообще. Какое бы эмоциональное отношение ребенок ни высказал, оно не может быть ошибочным, потому что это его собственное эмоциональное отношение, демонстрирующее его индивидуальную реакцию на происходящее.
3) Третьим необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов развивающего обучения — проблемности, диалогичности и индивидуализации.
4) Трансформация эмоционального состояния в креативное содержание.
Я считаю, что использование личностного подхода, создание ситуации успеха для каждого в классе, постоянная забота о состоянии межличностных отношений в коллективе, создание благоприятного психологического климата, дают возможность строить отношения детей на взаимном доверии, уважении и открытости и воспитывать творчески одаренные личности. Поэтому учащиеся моего класса активны, имеют хороший творческий потенциал. Психологический климат класса отличается открытостью. Эмоциональный настрой коллектива положительный, наблюдается чувство доброжелательности, сопереживания.
Я горжусь своими детьми. В их достижениях моя радость и удовлетворение от работы. Когда видишь счастливые глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и уважением, появляются новые силы и вдохновение, хочется работать ещё лучше.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Презентация на тему: Внеурочная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальный марафон для учащихся начальных классов Классный час в начальной школе. Древнерусские города Внеурочные занятия на развитие культуры общения младших школьников, 1-2 класс Младшим школьникам о гербах городов русскихПохожие статьи:
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
|
||
|